Зачем в 2020 году нужны десятки тысяч беспилотников, на которых нельзя ездить Статьи редакции

Мнение менеджера по продукту vc.ru.

Через несколько месяцев почти миллион беспилотных Tesla начнут работать как роботакси. В это же время 20 тысяч автономных Jaguar i-Pace, созданных вместе с Waymo, подразделением Google, станут доступны для поездок всем пользователям. Тем временем в Европе Daimler вслед за General Motors приступит к серийному выпуску коммерческих самоуправляемых автомобилей.

Это лишь несколько примеров обещаний, данных автопроизводителями и ИТ-компаниями за последние несколько лет. К 2020 году почти все крупнейшие игроки планировали выпустить на дороги свои беспилотные автомобили, но за месяц до нового года мало что предвещает предстоящую революцию.

Обилие подобных заявлений уже дискредитировало любые разговоры о скором и неизбежном появлении беспилотника на улицах. Сложно без скепсиса относиться к заявлениям компаний вроде Waymo, которые утверждают, что во время следующего заказа такси на вызов может приехать беспилотник.

Одна из важных проблем новой индустрии — недосказанность и неразбериха в терминах. Например, в случае с Tesla. Компания пообещала до конца 2019 года выпустить обновление, которое сделает проданные автомобили «полностью беспилотными».

Согласно релизу Tesla, её электромобили смогут самостоятельно передвигаться в городе, используя уже установленные в машине датчики и камеры. Они научатся распознавать сигналы светофора, реагировать на дорожные знаки, проезжать перекрестки и решать более сложные задачи, чем движение и перестроение на автострадах.

При этом компания уточняет, что обновлённая система по-прежнему будет требовать от водителя постоянного контроля за её работой.

То есть в популярной шкале уровней автономности Tesla хочет приблизиться только к третьему уровню — к «условной автономности». Он подразумевает, что автомобиль следит за обстановкой с помощью сенсоров и двигается самостоятельно, но под постоянным контролем водителя, сидящего за рулём.

В широком же понимании под беспилотником подразумевается автомобиль пятого уровня автономности, когда машина вообще не требует внимания человека. В ней даже нет педалей газа и тормоза и руля. В автомобиле система контролирует все задачи, связанные с движением, в том числе и сопутствующие, например пробки.

Вызываешь автомобиль через приложение, садишься в него, располагаясь на удобном диване в большом и просторном салоне, во время движения работаешь за планшетом, смотришь фильм или читаешь книгу: примерно так представляешь себе поездку в машине, когда речь заходит о беспилотнике.

К сожалению, в 2019 году такие автомобили существуют только в виде концептов, собранных в единичных экземплярах. Нечто похожее на Volvo 360с или BMW iNext.

В салоне 360с нет руля и педалей. Вместо кресел — диван, трансформирующийся в кровать. Вместо приборной панели и подлокотников — телевизор и столик.

Volvo 360c

В концепте BMW салон по своей компоновке всё еще напоминает традиционные автомобили, но в нём есть исчезающий за приборной панелью руль, столик, диван и откидывающийся подголовник, чтобы с удобством общаться с пассажирами на заднем ряду.

BMW iNext

А ещё эти концепты могут проехать всего пару метров по стенду выставки или демонстрационного павильона. Кроме корпуса и небольшого электродвигателя, которым можно управлять вручную через пульт управления, в этих машинах ничего нет.

К концу 2019 года нет никаких предпосылок, что за несколько месяцев инженеры смогут внедрить в концепты все датчики, камеры и процессоры, необходимые для работы беспилотников, протестировать и наладить их серийное производство. Поэтому в 2020 году мы вряд ли прокатимся на автомобиле пятого уровня автономности без педалей и водителя

Пропасть между заявлениями компаний и ожиданиями общественности заставляет аналитиков впадать в другую крайность: предполагать, что беспилотное будущее появится совсем не скоро.

Технологический журналист Бет Киндиг считает, что автономные автомобили не появятся в ближайшие годы по нескольким причинам: отсутствие хорошей инфраструктуры для связи, в частности 5G, и высокая стоимость автономных автомобилей.

Однако не всё так плохо, как описывает аналитик, и оба утверждения к концу 2019 года можно оспорить. Во-первых, собранные образцы беспилотных автомобилей уже умеют работать в текущей инфраструктуре, без 5G и GPS. Алгоритмы большинства современных автономных машин опираются в первую очередь на данные с камер, сенсоров, лидаров и заранее скачанных карт.

Так работает беспилотник «Яндекс.Такси», которому не требуется постоянная связь с облаком для передвижения по городу. Все вычисления производятся непосредственно в автомобиле.

На своём подмосковном полигоне компании тестирует условия, при которых машина вовсе теряет сигнал в тоннеле или получает некорректные данные о GPS.

Во-вторых, с каждым годом составляющие, необходимые для работы беспилотника, становятся дешевле. Хороший пример: динамика стоимости одного из наиболее дорогих сенсоров — лидара. Он представляет собой быстро вращающийся лазер. На сегодняшний день это один из самых точных инструментов для измерения расстояния до окружающих объектов.

Ещё несколько лет назад его стоимость доходила до $75 тысяч. Однако в 2019 году появились лидары за $1000. Одновременно инженеры работают над другими компоновками сенсора. BMW делает ставку на твердотельные лидары, в которых не так много движущихся элементов, что повышает надёжность (теоретически) и удешевляет производство.

Лидар на крыше беспилотного автомобиля «Яндекс.Такси»
Твёрдотельный лидар BMW

Даже если сравнить нынешние затраты на оборудование для автономного перемещения с затратами на водителей такси, они окажутся сопоставимыми. Содержание водителей, которые управляют одной машиной в таксопарках, в среднем оценивается на сумму около $30 тысяч в год. При этом единоразовая установка оборудования для беспилотного автомобиля обойдётся в $50 тысяч.

Если скорректировать описание пятого уровня автономности — убрать из него обязательное отсутствие педалей и руля и разрешить создавать беспилотные автомобили на базе серийных машин, перспектива появления роботакси в ближайшие несколько лет не кажется такой уж фантастической.

Более того, автомобили, подходящие по такое описание, уже есть. Они ездят по дорогам России, США, Китая. Они тестовые, в них пока сидит водитель за рулём, и встретить такие машины можно чаще на одних и тех же маршрутах. Однако они уже полностью управляются алгоритмами и служат рабочими прототипами будущих моделей.

Чего же тогда не хватает сейчас, чтобы в 2020 году беспилотный, не тестовый автомобиль можно было вызвать через приложение и поехать на нём на работу или домой? В первую очередь, данных.

Беспилотные автомобили могут двигаться самостоятельно благодаря анализу огромного объёма информации.

С одной стороны, они опираются на точнейшие карты улиц, на которых нанесены все знаки, светофоры, разметка, тротуары, расстояния между объектами и прочее.

С другой — алгоритмы создаются и обучаются на основе огромного массива размеченных данных: как и при каких условиях машина должна реагировать на возникшую ситуацию.

Чем больше данных собрано и проанализировано, тем увереннее ведёт себя машина на дороге. С этой точки зрения наиболее важный показатель, за которым нужно следить в ближайшие годы, — количество километров, пройденных беспилотниками.

Именно для сбора данных компании строят полигоны и выпускают обещанные тысячи тестовых беспилотников на улицы городов для проверки работы текущих алгоритмов и создания новых.

Конечно, если бы все компании объединились, вероятно, в 2019 году уже была бы, к примеру, создана точнейшая карта крупных городов мира. Вряд ли это произойдёт в обозримом будущем. У каждого автопроизводителя и разработчика свой формат данных, свой подход к их сбору, анализу и разметке.

2020 год станет гонкой за данными. Для этих целей компании планируют выпустить тысячи беспилотников на городские улицы. Большинство этих машин пока не рассчитано на перевозку пассажиров, зато они в разы ускорят сбор данных и тестирование алгоритмов.

Второй существенный барьер, который мешает повседневному использованию беспилотного автомобиля в 2020 году, — юридический.

Женевская конвенция, один из основных международных договоров по организации дорожного движения, всё еще требует от любого автомобиля, участвующего в дорожном движении, наличия человека за рулём.

Основным игрокам пока только предстоит согласовать с властями требования для работы беспилотных машин и решить большой объём правовых вопросов. По прогнозам J'son & Partners, их удастся решить не ранее 2023 года.

Беспилотный автомобиль на базе Tesla

Третий барьер, на мой взгляд, самый важный — как технологии автономного управлениям воспринимаются будущими пользователями. Ежегодный опрос Американской автомобильной ассоциации показал, что американцы по-прежнему не готовы к переходу на беспилотные автомобили.

Для популяризации беспилотника у людей должно выработаться полное доверие к алгоритмам и измениться отношение к владению автомобилем. Ведь беспилотник должен вытеснить не только существующие такси, но и личные машины.

Справиться с последней задачей помогают каршеринг и сервисы, предоставляющие автомобили по подписке. Они уже плавно изменяют отношение людей к владению автомобилем и взаимодействию с ним.

В 2019 году не обязательно покупать автомобиль, чтобы самостоятельно на нём передвигаться: можно за пару минут зарегистрироваться в приложении.

Такой же привычный сценарий, скорее всего, будет и с беспилотными автомобилями. Через сервис, напоминающий гибрид каршеринга и такси, пользователи смогут «заказывать» машину к подъезду и ехать в ней самостоятельно.

С появлением тысяч тестовых беспилотников на дорогах удастся развить и доверие к технологии. Чем больше автономных машин случайно будет встречаться на улице, тем привычнее и прозрачнее они станут для людей. Когда-то мы доверимся роботам окончательно и отпустим руль. Но никак не в 2020 году.

Хотя приятно было бы ошибиться.

0
168 комментариев
Написать комментарий...
Кони Скачут

А с юридической стороны есть какие-нибудь новости? Типа - кто будет виноват в смерти пассажира и/или пешехода, если авария произошла по вине автопилота?

Ответить
Развернуть ветку
Matt Bruin

там есть и более интересные моменты - например, какая логика будет заложена в автопилот при невозможности избежать аварии - какое ТС таранить (suv vs мото)? На какой тротуар выезжать (кол-во пешеходов?)?
Каким образом в юридическом поле трактовать данные решения (до и после инцидентов)?
Так что думаю 2023 тут еще оптимистично звучит.
РФ в этом плане имеет преимущество из-за правового нигилизма и "упрощенного лоббирования".

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Podosenov

А можно просто тормозить, не выезжая на тротуар? Это же просто – берёшь и тормозишь

Ответить
Развернуть ветку
Matt Bruin

законы термодинамики на беспилотники уже не распространятся?
С 80 до 0 в моменте останавливаются?

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
С 80 до 0 в моменте останавливаются?

О, а вот и нарушители ПДД подошли. Напоминаю для тех, кто купил права - в городе разрешенная максимальная скорость - 60 кмч

Ответить
Развернуть ветку
Matt Bruin

п. 10.2 ПДД см. примечание. советую перед сдачей на ВУ выучить этот вопрос, почти всегда встречается.
цифра в примере с потолка, можете подставить 60, можете 110 - разницы никакой. отказавшие тормоза, вылетевшая машина и тд - проблема остается при любом раскладе.

Ответить
Развернуть ветку
165 комментариев
Раскрывать всегда