Зачем в 2020 году нужны десятки тысяч беспилотников, на которых нельзя ездить Статьи редакции
Мнение менеджера по продукту vc.ru.
Через несколько месяцев почти миллион беспилотных Tesla начнут работать как роботакси. В это же время 20 тысяч автономных Jaguar i-Pace, созданных вместе с Waymo, подразделением Google, станут доступны для поездок всем пользователям. Тем временем в Европе Daimler вслед за General Motors приступит к серийному выпуску коммерческих самоуправляемых автомобилей.
Это лишь несколько примеров обещаний, данных автопроизводителями и ИТ-компаниями за последние несколько лет. К 2020 году почти все крупнейшие игроки планировали выпустить на дороги свои беспилотные автомобили, но за месяц до нового года мало что предвещает предстоящую революцию.
Обилие подобных заявлений уже дискредитировало любые разговоры о скором и неизбежном появлении беспилотника на улицах. Сложно без скепсиса относиться к заявлениям компаний вроде Waymo, которые утверждают, что во время следующего заказа такси на вызов может приехать беспилотник.
Одна из важных проблем новой индустрии — недосказанность и неразбериха в терминах. Например, в случае с Tesla. Компания пообещала до конца 2019 года выпустить обновление, которое сделает проданные автомобили «полностью беспилотными».
Согласно релизу Tesla, её электромобили смогут самостоятельно передвигаться в городе, используя уже установленные в машине датчики и камеры. Они научатся распознавать сигналы светофора, реагировать на дорожные знаки, проезжать перекрестки и решать более сложные задачи, чем движение и перестроение на автострадах.
При этом компания уточняет, что обновлённая система по-прежнему будет требовать от водителя постоянного контроля за её работой.
То есть в популярной шкале уровней автономности Tesla хочет приблизиться только к третьему уровню — к «условной автономности». Он подразумевает, что автомобиль следит за обстановкой с помощью сенсоров и двигается самостоятельно, но под постоянным контролем водителя, сидящего за рулём.
В широком же понимании под беспилотником подразумевается автомобиль пятого уровня автономности, когда машина вообще не требует внимания человека. В ней даже нет педалей газа и тормоза и руля. В автомобиле система контролирует все задачи, связанные с движением, в том числе и сопутствующие, например пробки.
Вызываешь автомобиль через приложение, садишься в него, располагаясь на удобном диване в большом и просторном салоне, во время движения работаешь за планшетом, смотришь фильм или читаешь книгу: примерно так представляешь себе поездку в машине, когда речь заходит о беспилотнике.
К сожалению, в 2019 году такие автомобили существуют только в виде концептов, собранных в единичных экземплярах. Нечто похожее на Volvo 360с или BMW iNext.
В салоне 360с нет руля и педалей. Вместо кресел — диван, трансформирующийся в кровать. Вместо приборной панели и подлокотников — телевизор и столик.
В концепте BMW салон по своей компоновке всё еще напоминает традиционные автомобили, но в нём есть исчезающий за приборной панелью руль, столик, диван и откидывающийся подголовник, чтобы с удобством общаться с пассажирами на заднем ряду.
А ещё эти концепты могут проехать всего пару метров по стенду выставки или демонстрационного павильона. Кроме корпуса и небольшого электродвигателя, которым можно управлять вручную через пульт управления, в этих машинах ничего нет.
К концу 2019 года нет никаких предпосылок, что за несколько месяцев инженеры смогут внедрить в концепты все датчики, камеры и процессоры, необходимые для работы беспилотников, протестировать и наладить их серийное производство. Поэтому в 2020 году мы вряд ли прокатимся на автомобиле пятого уровня автономности без педалей и водителя
Пропасть между заявлениями компаний и ожиданиями общественности заставляет аналитиков впадать в другую крайность: предполагать, что беспилотное будущее появится совсем не скоро.
Технологический журналист Бет Киндиг считает, что автономные автомобили не появятся в ближайшие годы по нескольким причинам: отсутствие хорошей инфраструктуры для связи, в частности 5G, и высокая стоимость автономных автомобилей.
Однако не всё так плохо, как описывает аналитик, и оба утверждения к концу 2019 года можно оспорить. Во-первых, собранные образцы беспилотных автомобилей уже умеют работать в текущей инфраструктуре, без 5G и GPS. Алгоритмы большинства современных автономных машин опираются в первую очередь на данные с камер, сенсоров, лидаров и заранее скачанных карт.
Так работает беспилотник «Яндекс.Такси», которому не требуется постоянная связь с облаком для передвижения по городу. Все вычисления производятся непосредственно в автомобиле.
На своём подмосковном полигоне компании тестирует условия, при которых машина вовсе теряет сигнал в тоннеле или получает некорректные данные о GPS.
Во-вторых, с каждым годом составляющие, необходимые для работы беспилотника, становятся дешевле. Хороший пример: динамика стоимости одного из наиболее дорогих сенсоров — лидара. Он представляет собой быстро вращающийся лазер. На сегодняшний день это один из самых точных инструментов для измерения расстояния до окружающих объектов.
Ещё несколько лет назад его стоимость доходила до $75 тысяч. Однако в 2019 году появились лидары за $1000. Одновременно инженеры работают над другими компоновками сенсора. BMW делает ставку на твердотельные лидары, в которых не так много движущихся элементов, что повышает надёжность (теоретически) и удешевляет производство.
Даже если сравнить нынешние затраты на оборудование для автономного перемещения с затратами на водителей такси, они окажутся сопоставимыми. Содержание водителей, которые управляют одной машиной в таксопарках, в среднем оценивается на сумму около $30 тысяч в год. При этом единоразовая установка оборудования для беспилотного автомобиля обойдётся в $50 тысяч.
Более того, автомобили, подходящие по такое описание, уже есть. Они ездят по дорогам России, США, Китая. Они тестовые, в них пока сидит водитель за рулём, и встретить такие машины можно чаще на одних и тех же маршрутах. Однако они уже полностью управляются алгоритмами и служат рабочими прототипами будущих моделей.
Чего же тогда не хватает сейчас, чтобы в 2020 году беспилотный, не тестовый автомобиль можно было вызвать через приложение и поехать на нём на работу или домой? В первую очередь, данных.
Беспилотные автомобили могут двигаться самостоятельно благодаря анализу огромного объёма информации.
С одной стороны, они опираются на точнейшие карты улиц, на которых нанесены все знаки, светофоры, разметка, тротуары, расстояния между объектами и прочее.
С другой — алгоритмы создаются и обучаются на основе огромного массива размеченных данных: как и при каких условиях машина должна реагировать на возникшую ситуацию.
Чем больше данных собрано и проанализировано, тем увереннее ведёт себя машина на дороге. С этой точки зрения наиболее важный показатель, за которым нужно следить в ближайшие годы, — количество километров, пройденных беспилотниками.
Именно для сбора данных компании строят полигоны и выпускают обещанные тысячи тестовых беспилотников на улицы городов для проверки работы текущих алгоритмов и создания новых.
Конечно, если бы все компании объединились, вероятно, в 2019 году уже была бы, к примеру, создана точнейшая карта крупных городов мира. Вряд ли это произойдёт в обозримом будущем. У каждого автопроизводителя и разработчика свой формат данных, свой подход к их сбору, анализу и разметке.
Второй существенный барьер, который мешает повседневному использованию беспилотного автомобиля в 2020 году, — юридический.
Женевская конвенция, один из основных международных договоров по организации дорожного движения, всё еще требует от любого автомобиля, участвующего в дорожном движении, наличия человека за рулём.
Основным игрокам пока только предстоит согласовать с властями требования для работы беспилотных машин и решить большой объём правовых вопросов. По прогнозам J'son & Partners, их удастся решить не ранее 2023 года.
Третий барьер, на мой взгляд, самый важный — как технологии автономного управлениям воспринимаются будущими пользователями. Ежегодный опрос Американской автомобильной ассоциации показал, что американцы по-прежнему не готовы к переходу на беспилотные автомобили.
Для популяризации беспилотника у людей должно выработаться полное доверие к алгоритмам и измениться отношение к владению автомобилем. Ведь беспилотник должен вытеснить не только существующие такси, но и личные машины.
Справиться с последней задачей помогают каршеринг и сервисы, предоставляющие автомобили по подписке. Они уже плавно изменяют отношение людей к владению автомобилем и взаимодействию с ним.
В 2019 году не обязательно покупать автомобиль, чтобы самостоятельно на нём передвигаться: можно за пару минут зарегистрироваться в приложении.
Такой же привычный сценарий, скорее всего, будет и с беспилотными автомобилями. Через сервис, напоминающий гибрид каршеринга и такси, пользователи смогут «заказывать» машину к подъезду и ехать в ней самостоятельно.
С появлением тысяч тестовых беспилотников на дорогах удастся развить и доверие к технологии. Чем больше автономных машин случайно будет встречаться на улице, тем привычнее и прозрачнее они станут для людей. Когда-то мы доверимся роботам окончательно и отпустим руль. Но никак не в 2020 году.
Хотя приятно было бы ошибиться.
Хорошо написано. И самое главное в конце - проблема с восприятием. Мне кажется, беспилотники в любом случае не смогут угробить столько народу, сколько пьяное быдло за рулём. И время передвижения по городу уменьшится. Вот эту мысль надо доносить. И для её подтверждения нужен тестовый город и статистика. Россия как страна технооптимистов и полуживой дорожной инфраструктуры идеально подходит.
Тестовое население ещё в этот город надо будет))
ага, и поповской дури, ждите от них сюрприза и готовьтесь к встрече с бабульками диверсантами :)
Спасибо за статью. Я думаю мы ещё увидим громкие заголовки про ДТП с полностью автономными беспилотниками, аналогично как в конце 19 века писали о происшествиях с первыми автомобилями.
Статья хорошая, но одного фото не хватает. Главное правильно расположить лидары.
Будущее уже здесь! 🥳
Это закос под глушилки Пелена.
А с юридической стороны есть какие-нибудь новости? Типа - кто будет виноват в смерти пассажира и/или пешехода, если авария произошла по вине автопилота?
там есть и более интересные моменты - например, какая логика будет заложена в автопилот при невозможности избежать аварии - какое ТС таранить (suv vs мото)? На какой тротуар выезжать (кол-во пешеходов?)?
Каким образом в юридическом поле трактовать данные решения (до и после инцидентов)?
Так что думаю 2023 тут еще оптимистично звучит.
РФ в этом плане имеет преимущество из-за правового нигилизма и "упрощенного лоббирования".
Кто будет виноват в том, что ваша собака загрызла ребенка? Вы или дрессировщик?
Водитель (в данном случае робот) => Компания производитель софта aka водителя. А кто еще может быть виновен?!
вообще я не думаю что тут что-то принципиально новое.
допустим пешик переходил на зеленый свет а "автопилот" его тупо сбил.
как и сейчас, это возможная уголовка, надо в каждом случае разбираться отдельно.
если по итогу виновата "прошивка", то это конструктивный дефект производителя. значит виноват производитель.
это все равно как сейчас выпустить на рынок машину где руль заклинивает.
но опять-таки поскольку это полноценное расследование, то учитывается все.
например если был туман, а производитель рекомендовал в туман водителю следить за дорогой, а водитель не следил - то виноват водитель.
ну и т.д. обычное расследование со своими нюансами.
Нет. И эти споры могут длиться бесконечно. Думаю, другого выхода, как возлагать ее на производителя системы управления (если не доказана поломка оборудования или умысел или беспечность жертвы), нет. Другие варианты ещё хуже. Если переложить ответственность на собственника это а) несправедливо, б) обнулит продажи.
В РФ все просто с самолетами - виноват погибший капитан.
автопилоты не ошибаются, ошибаются их жертвы
Божечки, если беспилотник будет забирать меня в точке А, привозить в точку Б, а потом САМ поедет на парковку в точку В, или на следующий вызов... И без утомительных "small-talk" с живыми таксистами! Так цены же ему не будет!
Как сейчас в Яндекс.Такси есть цена, так и в беспилотном Яндекс.Такси будет цена. Вот за наличку уже не проедешь, это да.
Много хороших и правильных слов про технику, и ни слова про юридическую составляющую вопроса.
Законов и подзаконных актов нет. Изменений правил дорожного движения - тоже. Нужны изменения в системе страхования как авто, так и пассажиров. Нужна судебная практика.
Я тоже хочу классное такси без водителя. Но я не хочу слушать разборки условного Яндекса и производителя авто, которые будут разбираться между собой, кто из них "оператор" и какой там баг в программном коде привел к тому, что в задний бампер моего авто въехал беспилотник.
В штатах целый список законов на тему беспилотных авто. Как федеральных, так и местных. За штатами другие страны подтянутся через 3-5 лет.
Норма регулирует отношения, а не создаёт их.
Какая разница, ты все равно в этом случае будешь со страховой разбираться, а не с ними.
Угу, вообще все, и Жигуль и Газ-66 и дрезина Иваныча xD
В широком же понимании под беспилотником подразумевается автомобиль пятого уровня автономностиВот это кстати, непонятно, почему производители сразу через 3 ступеньки прыгают. Вот прям вообще сиденья разворачивают от приборной панели. И ладно бы они могли, так обычная лапша на уши. Давайте сразу от авто откажемся в пользу магнитных платформ или движущегося асвальта, чего уж там.
телепортация нас спасет.
никаких аварий, дорог, разработок "авто без водителя" и куча сэкономленного времени )
Комментарий недоступен
Вот сейчас пассажирские самолеты очень даже здорово летают на автопилоте. Там же даже попроще будет - нет разметки и других участников дорожного движения, которые могут себя непредсказуемо вести на расстоянии всего нескольких сантиметров и секунд.
И тем не менее пилоты присутствуют до сих пор.
Сильно снижается участие человека. С одной стороны это здорово, с другой стороны - так как пилоты управляют все меньше, собственно навыков пилотирования у них все меньше. То есть пока автопилот справляется - все ок, но когда автопилот не справляется, то подключается пилот, который уже разучился летать.
И все это при том, что авиация это не автомобили. Со всеми регламентами, процедурами и дублированием систем все равно нет нет, а датчики выходят из строя, показания вводят в заблуждение, регламенты нарушаются и так далее. Как будет с соблюдением регламентов на автомобилях?
Ну и касательно ответственности. Все равно есть пилоты, на которых, в том числе, ответственность и возлагают.
На самом деле самолетный автопилот не является автопилотом в полном смысле. По сути это что-то сродни автоматического парковщика на дорогих авто. Он не принимает решений. Он только автомотизирует рутинные действия - изменение высоты, следование курсу на эшелоне.
То, что там проще - тоже миф. Ошибка в пару градусов в закрылках может привести к крушению двух самолетов - самолет слетит со своего эшелона и кирдых. Над Европой, например, очень большой поток самолетов. И часто они летят одновременно на разных высотах. Ну и ошибка стоит куда больше, чем ошибка на земле в авто. Следовательно и ответственность выше.
Пилоты в кабине самолета, оборудованного автопилотом, находятся по трем причинам:
1. Отказ, в том числе частичный, систем автопилота (привед механики).
2. Несовершенство алгоритмов автопилота (привед программисты).
3. Отсутствие инфраструктуры необходимой для работы автопилота (привед владельцы аэропортов).
Тем не менее в авиации тоже нет 5 уровня автопилотирования. 4 – да, да и то не везде.
Самолет не может аварийно остановится в случая поломки автопилота. Автомобилю в этом плане проще.
надо стандарт промышленный как в IEEE сбора и каталогизации
и разметки дорог
в случае аварий у робоавто должна быть страховка специально разработанная
и вообще, кмк развитие автономной техники идет быстрее чем адаптирование общества к ней. Что делать например с освободившимися людьми, которых заменят роботы?
А как беспилотники будут решать проблемы
(1) трасс без разметки (сделали ремонт, разметку не нанесли);
(2) движения по перекрёсткам с неработающими светофорами (тупо сломался \ перегорел);
(3) передвижения по грунтовым дорогам;
по пункту (3) я понимаю, что на это могут быть ограничения использования. Но пункты (1) и (2) - повсеместно встречающиеся форс-мажоры даже в Москве, чего уж говорить о других городах и дорогах.
А как поступают водители, когда не работает светофор? Так же как при проезде нерегулируемого перекрестка. Если этому не противоречат знаки.
Странам, где не наносят вовремя разметку, пренебрегая безопасностью дорожного движения в принципе, возможно стоит сконцентрироваться на других вопросах, а не на беспилотных авто ;)
не будет полных автопилотов еще оочень долго в т.ч. и по этим причинам.
сперва водитель будет обязан сидеть у руля на случай всех таких ситуаций.
пройдет 5-10 лет и дороги подтянутся, ну там где реально хотят юзать автопилот.
ну и плюс не забываем об облаке данных... если разметки где-то нет то машина должна об этом знать от других машин, как сейчас о пробках. автопилот без интернета вообще не должен ехать)
Есть на ютубе ролик про тестовый полигон яндекса, там все это рассказывают
Написано хорошо, но остался один просто огромный вопрос.
Как в такой статье можно было забить на тойоту, которая пока еще не передумала выкатить шаттлы и такси на базе Лексуса с 4-ым уровнем автономности на олимпиаде 2020 в Токио?
Они писали о 5-м уровне ещё в 2017 году. Воз и ныне там.
То есть в популярной шкале уровней автономности Tesla хочет приблизиться только к третьему уровню — к «условной автономности».
С чего такой вывод? Человек за рулём нужен из-за требований контролирующего органа.
Смысл присутствия водителя в беспилотнике без педалей и руля?
Отличная интересная статья. Большое спасибо!
"Вероятности в 100% в системе искусственного интеллекта не может быть по определению. При обучении система может считать с большей точностью, но когда ее используют в реальной жизни, точность снижают, чтобы работа шла быстрее и блоки распознавания были дешевле. Теперь смотрите, если вы на автомобилях используете ИИ, и у вас система работает с точностью 90% — это означает, что с вероятностью 10% она однажды собьет человека"
а как бороться с джигитами, которым плевать на правила и беспилотники? опытный водитель может в такой ситуации вырулить,а комп?
Где купить лидар за 1000 баксов, мож кто ссылку кинет?
Скоро начнут появляться в ломбардах
30 тыс. долларов в год - средние затраты на водителя в парке?! Это 2500*65=162 тыс.руб. в месяц?! Средняя зарплата, которую водитель в Москве уносит домой это 60 тыс.руб.
Если он ездит на каршеринге? - Это только затрат в месяц на 150 000 руб.
Вы забыли посчитать налоги
Не учли доход от провоза пассажиров от Ярославского до Казанского вокзала в Москве. С ним получается чуть меньше триллиона рублей в месяц
Москва - не центр мира)
Затраты на водителя не равно зарплата, или даже зарплата плюс налоги. Есть ещё много всякой весёлой фигни, которая завязана на инфраструктуру на водителя непосредственно в парке. В целом 2,5х зп это нормальная сумма затрат на сотрудника
интересно, что будут делать с водителями такси, когда начнется внедрение беспилотников?
Четвертовать конечно!
Я вот совершенно не целевая аудитория беспилотников и будущего, в котором нельзя сесть самому за руль, откровенно боюсь больше, чем рака легких (курю). Машина для меня - это не только способ передвижения. Во-первых, сам процесс управления. Я не гонщик, не лихач, мне нравится сам по себе проезд руления, нажимания педалей, ощущения от передвижения, от перестроений, в общем, от контроля этого процесса. Не знаю, для меня это лучший релакс, способ медитации, возможность отвлечься. И не говорите мне про пробки - при наличии большого опыта вождения, знания города и возможности планирования своего дня (я не пытаюсь впихнуть в свой график максимум встреч/дел) и перемещений для меня пробка зачастую это максимум десять-пятнадцать минут перемещения со скоростью пешехода два-три раза за поездку. Я не матерюсь, не пытаюсь влезть в любое свободное место или проскочить на желто-красный в последний момент, просто спокойно еду, курю, слушаю музыку. Не могу читать или пялиться в смартфон в машине - тупо укачивает, да и нет этой неутолимой жажды получения массы информации каждую секунду. Любой транспорт, где я просто пассажир - для меня практически мука, я не могу дождаться, когда приеду. А на машине наоборот - достигая конечного пункта, всегда слегка расстроен, что поездка закончилась.
Беспокоит тут то, что на этой почве скорее всего будут пытаться похерить частное владение автомобилями, сначала не-беспилотными, потом любыми ("вашему авто уже 2 года, оно стало небезопасно, неэкологично"), чтобы средства производства услуг сконцентрировать в руках крупного капитала.
С одной стороны, мне нравится ездить на безопасном автомобиле, с другой - приятнее все же платить деньги Джамшуту, чем Собякину.
Почему бы всё движение не перенести под землю? Вроде уже есть новая система бурения от Маска :) Система магистральных тоннелей с отводками к каждому жилому комплексу/району, в идеале приводящая сразу на подземную парковку комплекса. Из квартиры спустился на подвальный этаж, сел в личную машину-капсулу, указал, куда ехать, автопилот принял управление, влился в поток на магистрали и вперед. Минимум возможных помех на дороге, никто не выскочит внезапно. А на поверхности пешеходная зона, парки и зелень :)
Комментарий удален модератором
китайцы протестят и решат все проблемы юридические
им проще, они и в медицине эксперименты ставят с генами плюя на весь мир