Как китайский автопром победил Tesla. Часть вторая - Рынок набирает обороты
Продолжаем нашу рассказ про победу китайского автопрома над Tesla.
В сегодняшней статье - часть вторая, описывающая период с 2013 по 2017. Этап становления Китайского автопрома можно прочитать в предыдущей статье по ссылке.
В период 2013-2017 годов, на фоне предшествующих в 2009-2013 задач по развитию, китайский рынок электрических автомобилей начал активно развиваться. Дополнительным средством стимуляции явилось активное развитие промышленности и как следствие значительное повышение уровня загрязненности в городах.
Для борьбы с загрязнением было введено ограничение на регистрацию новых автомобилей 2011 году в Пекине, в размере 240,000 машин. Введенное ограничение привело к тому, что для покупки новой машины людям приходилось принимать участие в лотерее, чтобы получить номерной знак и зарегистрировать автомобиль. Несмотря на ограничение, зимой 2013 года китайские города погрязли в смоге невероятного загрязнения воздуха.
В конце 2013 года, когда загрязнение воздуха стало совсем серьезной угрозой, Пекин решительно снизил свою предельную планку до 150 000 новых автомобилей в год, начиная с 2014 года. Однако, 20 000 из них были выделены для электромобилей.
Однако загрязнения воздуха росли и как следствие для борьбы с ним, предел для электромобилей стабильно увеличивался каждый год и достиг 60 000 автомобилей в следующие три года, при этом суммарное количество новых номерных знаков оставалось неизменным. Таким образом, к 2017 году около 40% жителей Пекина, стремившихся к легальной езде, пришлось купить электромобили.
Если в 2010 при развитии электротранспорта Пекин полагался на гос.закупки, то сейчас личный транспорт вышел вперед.
Это уникальная политика, стимулирующая продажи электромобилей, считается одной из самых эффективных в мире.
Создание системы контроля качества воздуха привело в 2015 году к тому, что Пекин впервые поднял наивысший уровень тревоги - "красный". Старые автомобили получили ограничение на их использование по дням, в то время как новые энергетические автомобили могли ездить по центру города без всяких ограничений.
"Снижение загрязнения воздуха" теперь официально стало включено в стратегические цели развития электромобилей в программе субсидий. Это привело к тому, что программа субсидий была пересмотрена чтобы гарантировать, что все уровни правительства уделяли приоритет внедрению новых энергетических автомобилей в свои автопарки и снижали местную зависимость от промышленности.
Количество городов, которые включались в пилотную программу электрических автомобилей, увеличилось с 25 до 88. Города вдохновлялись на разработку новых и уникальных политических стратегий, чтобы подстегнуть электрификацию автопрома.
Так, два огромных города - Тяньцзинь и Ханчжоу - последовали примеру Пекина, предлагая особые условия для регистрации и использования на дорогах электрических автомобилей. Многие другие города щедро предложили недорогие зарядные устройства для владельцев электромобилей и решили облегчить финансовую нагрузку владения автомобилем, снижая или отменяя ежегодные коммунальные сборы и сборы за парковку. Были предложены стимулирующие меры для каршеринга, аренды и закупки автомобилей от компаний-новаторов в области энергетики.
Все эти принципы были реализованы посредством различных методов, в том числе сборов, освобождений и субсидий. К 2015 году программа субсидирования автомобилей на новых источниках энергии была расширена и стала общенациональной, предоставляя поддержку не только в пределах 88 городов. Также была подтверждена непрерывность программы до 2020 года.
Эти усилия действительно дали плоды. Более 300 китайских городов активно стали продвигать автомобили на новых источниках энергии. С 18 000 автомобилей в 2013 году к 330 000 в 2015 году, Китайская автомобильная индустрия быстро преобразовалась, став крупнейшим в мире рынком электромобилей.
Президент Си Цзиньпин выражал свою уверенность в том, что развитие новых энергетических автомобилей - это единственный путь для Китая стать ведущей автомобильной державой. Когда пришло время презентации стратегии "Сделано в Китае 2025", новые энергетические автомобили были выдвинуты в качестве одного из ключевых приоритетов. Целью было сделать так, чтобы отечественные китайские компании стали глобальными лидерами в производстве электромобилей, аккумуляторов и других ключевых компонентов. Можно сказать, что это уверенно направило Китай по пути становления промышленным гигантом в области электромобилей.
Однако и в этой бочке с медом нашлась своя ложка с дегтем. Развитие китайского рынка новых энергетических автомобилей было серьезно проверено скандальной историей с мошенничеством по субсидиям в 2016 г. В этой истории было замешано, как минимум пять компаний, в основном производители автобусов, что незаконно получали довольно весомые суммы в виде субсидий .
Все это стало известно после того, как независимый журнал обнаружил странный всплеск продаж новых автобусов на альтернативной энергии у некоторых производителей именно в декабре 2015 года - числа были на сопоставимом уровне с обычно выпускаемым за год объёмом. Все это вызвало резонные вопросы - каким образом такое количество новых автобусов могло быть собрано за такой краткий срок?
Недолго думая, после совместной проверки, которую проводили четыре министерства, поддерживающие развитие новых энергетических автомобилей, был сделан вывод, что все эти компании использовали самые разные недобросовестные приемы - от преувеличения количества собранных, но еще неокончательно готовых к продаже автомобилей, и выдачей их как готовых, до подделки платежных документов, получения взяток в регистрационных службах и установки нерабочих батарей, и даже до их повторного использования в разных корпусах автомобилей.
Лидер меняется
Тем не менее в 2015 году Китай забрал пальму первенства у США и стал владельцем самого масштабного в мире рынка электромобилей. И вплоть до конца 2019 года эти позиции оставались неоспоримыми.
Если заглянуть в 2019 год, то именно тогда в Китае было реализовано в общей сложности 1,2 миллиона легких электромобилей. Это число составило 52% от всего мирового объема продаж. Так что да, Китай непререкаемо является держателем рекорда по наличию в стране электромобилей.
Что касается рыночной доли легких электромобилей в Китае, то ее рост продолжается целое десятилетие. Рисунок 3 показывает долю электромобилей в общем объеме новых продаж легковушек на семи из десяти крупнейших национальных рынков -- и среди них как раз Китай -- по периоду с 2010 года до августа 2020 года. И есть среднее глобальное значение для сравнения. Нужно заметить, что Индия, Бразилия и Россия в данной таблице не представлены -- доля электромобилей тут практически нулевая. Интересно, что до 2013 года Китай был ниже мирового среднего в этом показателе, но уже с 2014 года быстро опередил другие рынки. В 2019 год Китай достиг 5,3% доли электромобилей -- это в два раза больше мировой средней доли.
Отдельно стоит рассмотреть производство аккумуляторов, как неотъемлемую часть электромобилей.
На рисунке представлен интересный график исторических продаж легких электрокаров, с привязкой к стране поставки. Что мы видим? Объем продаж электромобилей, аккумуляторы к которым были произведены китайскими компаниями, увеличился с менее 10% в 2012 году до почти половины от общемирового объема продаж с 2017 года. В то же время доля продаж электрокаров с японскими батареями уменьшилась. Почему? Всё из-за резкого скачка роста внутреннего китайского рынка электрокаров, где большую роль играют авто с батареями, изготовленными в Китае.
Это наглядно видно на следующем графике. Сравните 2010-2012 в Китае и Японии.
Таким образом Китай не только стал владельцем самого масштабного в мире рынка электромобилей, но и лидером в производстве батарей для них.
Однако все изменилось в 2019 году. Об этом продолжим наш рассказ в следующей статье.
Ожидайте продолжения в следующий понедельник и подписывайтесь на наш телеграмм канал Пятая передача - новости авто рынков, видео и статьи.
Отдельная просьба при оценке данной статьи - оставляйте комментарий, что понравилось или нет. Так как опыт написания статей небольшой, то ваши комментарии будут особенно ценными.