Как китайский автопром победил Tesla. Часть третья - Гигант вырос

Продолжаем нашу статью про победу китайского автопрома над Tesla. В сегодняшней статье - часть третья, описывающая период с 2018 по сегодняшний день.

Первую часть - "Становление Китайского автопрома" можно прочитать в предыдущей статье по ссылке.
Вторую часть - "Рынок набирает обороты" можно прочитать в предыдущей статье по ссылке.

В мире электромобилей Китай несомненно выделяется, особенно в 2018 году, когда более 1 миллиона автомобилей, произведенных в стране, составили более половины общемировых продаж. Но, как всегда, в деталях заключены ключевые изменения. Это не только великолепные цифры, но, что более важно, они свидетельствуют о зрелости китайских производителей электромобилей.

Субсидии закончились
Напомню, что с 2015 года Китайское правительство неустанно поддерживало свою автомобильную промышленность как субсидиями, так и законопроектами по стимулированию рынка. Переход рынка в стадию зрелости позволил Китаю принять стратегические решения в пользу самостоятельного развития рынка электрических и новых энергетических транспортных средств - отказ от первоначальной стратегии, включавшей субсидии, государственные закупки и тарифные барьеры.

Этот поворот стал заметен с фазой отмены национальных субсидий. В 2018 году электромобили с дальностью хода менее 150 км утратили право на субсидии, а в 2019 году этот порог был увеличен до 250 км. Сокращение субсидий для моделей с более высокой дальностью хода на 50% подчеркнуло уверенность в том, что отрасль способна поддерживать себя, даже при изменяющихся регулятивных нормах, которые стимулируют компании к увеличению производства.

График мировых продаж электромобилей
График мировых продаж электромобилей

На смену субсидиям приходят строгие требования к кредитам для производителей, призванные обеспечить устойчивый рост в период сокращения государственных поощрений. Важный шаг – смещение финансовой поддержки с автомобилей на инфраструктуру зарядки, подталкиваемое разноуровневыми стимулами. Китай активно строит зарядные станции, и к концу 2018 года на каждые четыре электромобиля приходилась одна станция – внушающая цифра, иллюстрирующая стремление страны к электромобильному будущему.

График роста публичных станций зарядки
График роста публичных станций зарядки

Приход иностранных компаний
Кардинальные изменения прокатились по китайскому рынку электромобилей. Покупатели частных электромобилей теперь опережают государственный сектор и потребителей автопарков. Китай, в свою очередь, стремится открыть свои двери для глобальной конкуренции в автомобильной отрасли и в ключевых сферах поставок.

Середина 2018 года стала временем заявлений и намерений. Китай объявил о планах отменить ограничения на иностранную собственность касательно местных автомобильных компаний, а также снять ограничения на совместные предприятия в области новых энергетических транспортных средств. Во время действия ограничений последние четверть века, иностранные компании, вынуждены были их предоставлять свои технологии в обмен на доступ к китайскому рынку. Этот шаг способствовал созреванию тогда слабых отечественных автопроизводителей. Новые политические инициативы содействуют увеличению инвестиций со стороны мировых автопроизводителей.

Если раньше иностранные компании, специализирующиеся на электромобилях, должны были создавать теперь могут производить автомобили в Китае, совместные предприятия с местными контрагентами, то теперь этого не требовалось. В 2018 году Tesla взяла на себя строительство своего завода электромобилей в Шанхае в рамках новоодобренной свободной торговой зоны Линган.

Китай становится эпицентром быстрого развития электромобилей, с впечатляющим размером рынка и всё более открытыми политиками. Эти факторы активно формируют стратегии мировых автомобильных гигантов на мировой арене. Традиционные производители расширяют свои партнерства в Китае, и это заметно в примерах сотрудничества, таких как объединение BMW с Great Wall Motors для производства электрических версий своих автомобилей. Volkswagen делает значительные инвестиции в Китай.

Более того,Volkswagen рассматривает Китай как основной рынок, где более половины годового объема продаж электромобилей, превышающего 4 миллиона, планируется реализовать к 2028 году. Toyota также не остается в стороне, активно вступая в эру электрификации с новыми стратегическими партнерствами с BYD, CATL и Didi.

Это не только дело крупных мировых игроков. Китайские стартапы в области электромобилей тоже находят свой путь к успеху, привнося свежие идеи в отрасль. Важным этапом в истории стало включение Nio в список китайских производителей электромобилей, торгующих акциями на Нью-Йоркской бирже с 2018 года.

График акций Nio
График акций Nio

Рост сотрудничества
Сегодня эти компании, такие как BYD, Nio, Li Auto и Xpeng, считаются не просто местными брендами, а мировыми конкурентами, вызывая интерес даже в том числе и у Tesla. В это новое эпоху в китайской автомобильной промышленности вступают и процветают компании, не связанные с государственным сектором.

На китайском рынке электромобилей активно формируются новые сотрудничества и бизнес-модели, в числе которых инвестиции от интернет-гигантов Baidu и Tencent в Nio, а также от Alibaba в Xpeng, SAIC и Alibaba. Эти тренды связаны с ростом "умных" электромобилей, а также инновационными решениями, предлагаемыми пользователям электромобилей.

Квартальные отгрузки BYD, Tesla, Nio и др.
Квартальные отгрузки BYD, Tesla, Nio и др.

С усилением конкуренции в этом секторе, Китай проводит политику, направленную на создание равных условий для отечественных и зарубежных производителей электромобилей. Эти усилия привели к улучшению делового климата Китая, подняв его ранг с 78-го до 46-го места в 2018 году.

"Эффект сома", при котором появление сильного конкурента стимулирует улучшение слабых игроков, оказывает влияние на электромобильную индустрию в Китае. Вслед за BYD на рынке начали расти местные автопроизводители. Занимая все большую долю, что в свою очередь стимулировало и BYD. Итог бы знаем. BYD опередил Tesla не только как авто производитель, но и как производитель жлектромобилей.

Top 10 автопроизводителей за 1кв 2023
Top 10 автопроизводителей за 1кв 2023


Заключение

Каким бы ни было будущее, Китай уже достиг успеха в электрификации автотранспорта и остается мировым лидером в этой области. В 2022 году он удержал свою позицию лидера на рынке электромобилей, с продажами 6,2 миллиона электромобилей (рост на 82% по сравнению с 2021 годом), что составляет 59% от общемировых продаж.

По мере завершения госсубсидий на покупку, как центральные, так и местные власти активно исследуют альтернативные решения для поддержания роста электротранспорта и решения проблем. Среди этих проблем — различия в темпах внедрения в различных регионах, создание инфраструктуры для зарядки вдоль автомагистралей и в жилых районах, а также управление переработкой батарей.

Очевидно, что рынок автомобиле строения Китая сейчас находится в активной фазе развития и ближайшие годы покажут, сможет ли Китай занять роль "сома", который заставит шевелиться классических автопроизводителей. На наш взгляд - точно сможет.

P.S. Будем рады вашим комментариям и конечно подписывайтесь на наш канал Пятая передача - новости авто рынков, видео и статьи.

Начать дискуссию