История открытия русского посольства в Пекине

Россия и Китай в силу географического положения и величины своих территорий обречены на культурное и экономическое взаимодействие. Взаимодействие это не всегда было гладким, моментами тернистым, иногда враждебным, но на исторически длительном отрезке вполне оправданно называть две эти страны государствами-партнерами.

Не все знают, что российское посольство в Пекине — одно из крупнейших посольств мира по занимаемой территории, расположилось оно почти на 16 гектарах. И хотя формально русская постоянная дипмиссия в Китае была учреждена лишь в 1861 году, в реальности история русско-китайских отношений куда старше. Более правильным будет вести отсчет тесных связей между странами с конца ХVII века, когда в Пекине появились первые русские православные поселенцы. Хотя начиналось все еще раньше. Но обо всем по порядку.

Как русские на Амур ходили…

Что интересно — это русские шли в Китай. Но никак не наоборот. Китай всегда был самодостаточен. В силу своего менталитета и философии он всю свою историю стремился к обособленному существованию. Нет, конечно, речь не идет о полном отсутствии взаимодействия с другими странами. Китайцы торговали с Западом еще во II веке до н.э. — тогда товары шли по Великому шелковому, который связывал Восточную Азию со Средиземноморьем. Из Китая экспортировался шелк, а в Китай заводились драгоценные металлы и породистые арабские скакуны, не в пример более быстрые по сравнению с низкорослыми китайскими лошадками.

Однако при этом для Китая всегда существовало четкое разделение на «своих» и «чужих». Есть самодостаточный цивилизованный китайский мир, а есть все остальные. И обитатели этих остальных миров, как бы это сказать мягче… сродни варварам, что ли… А русских китайцы и вовсе удостоили в свое время нелестного прозвища «демоны».

«Лоча» — так называли они русских первопроходцев, появившихся на берегах Амура в ХVII веке. Эта фонема записывалась иероглифами, которые отсылали к слову «ракча». В буддизме это слово означало «демона, пожирающего людей».

С чего это вдруг китайцы так прозвали пришельцев с русских территорий? Вполне возможно, это связано с эпизодами каннибализма в экспедиции Василия Пояркова к бассейну реки Амур.

Экспедиция Пояркова выдвинулась из России в 1643 году с целью сбора ценных сведений о природе и народах Приамурья, а также о соседнем Китае и Манчжурии. В одну из зим первопроходцев настиг голод, казаки толкли кору деревьев и мешали ее с остатками муки, питались кореньями и падалью. Местные дауры, видя их бедственное положение, осмелели, перестали скрываться в лесах и стали нападать на острог, построенный отрядом Пояркова для зимовки. Напавших дауров казаки перебили, но когда голод стал нестерпим, стали поедать их трупы, оставшиеся на снегу. Так они дотянули до весны, когда пришли суда с припасами. Возможно, слухи о каннибализме русских дошли до китайских границ, и так появилось это пугающее прозвище — «лоча». А возможно, и нет, и дело совсем в другом. Китай — страна, полная загадок, и что именно имели в виду местные, называя русских казаков демонами, сегодня сказать трудно.

Китайское долготерпение и русская воинственность

Согласно древнекитайскому философскому учению, даосизму, противоположности — жизнь и смерть, мужское и женское, тень и свет, север и юг — находятся в единстве и взаимосвязи. Одно не существует без другого, а все вместе образует удивительное равновесие мира.

Кто бы ни приходил из-за Амура, ко всем китайцы стремились относится с терпением. Не из-за этого ли русские еще в ХVII веке решили, что жители Китая «робливы» (то есть робки) и к ведению войны не пригодны? Ну а китайцы в свою очередь полагали, что русские не в меру воинственны. Впрочем, бывали времена, когда от китайской робливости не оставалось и следа, при необходимости и они становились воинственны. Китайское терпение и русская воинственность — две противоположности, которые веками и дополняли друг друга, и противоборствовали. Так что, можно сказать, что Россия и Китай всю историю взаимодействовали, постоянно ища точку равновесия в своих непростых соседских отношениях.

Китайская грамота

Интересоваться торговлей с Китаем русские начали отчасти благодаря всем известному Афанасию Никитину, совершившему путешествие в Индию, но при этом оставившему в своих путевых заметках и описания некоторых областей Китая.

Побуждать русских к контактам с Китаем было выгодно и Европе — Британия пыталась найти торговые пути в Азию через Россию — по реке Оби, например. Британцы издавна хотели использовать Северный морской путь для попадания в Индию и Китай. Поднимаясь по Оби они надеялись доплыть до Китая, но этим планам не суждено было сбыться.

А вот русские запрягают долго — первая полноценная русская экспедиция прибыла в Китай только в 1618 году. Это была миссия под руководством томского казака Ивана Петлина, и состояла она из двенадцати человек. Им было поручено попытаться установить торговые и дипломатические отношения с Поднебесной, исследовать удобные пути туда и собрать как можно больше сведений об этом государстве.

Но в тот раз русским не повезло — и запрягали долго, и быстро не поехали. Миссия провалилась в силу банального культурного недопонимания. Все дело в том, что русские без подарков приехали, и потому император Чжу Ицзюнь Петлина с казаками не принял. Однако, что примечательно, передал ему грамоту для русского царя.

Судьба этой грамоты показательна. Языка китайского при русском дворе не знали, в силу этого просто не понимали, как подступиться к документу, и потому оставили его пылиться в Посольском приказе на многие годы. А когда наконец перевели (что случилось полвека спустя), выяснилось, что император Чжу Ицзюнь Ивана Петлина хоть и не принял, но звал русские посольства к себе снова, предлагал русским даже торговать в Китае и дипломатические отношения вести посредством переписки. Словом, это тот самый документ, из-за которого в обиход русских вошло выражение «китайская грамота».

Русская дипломатическая миссия в Пекине

Следующий этап развития русско-китайских отношений открывается драматическим эпизодом.

С середины XVII века Россия устанавливала контроль над Приамурьем путем продвижения и самозахвата земель. В Приамурье было в конце концов было официально образовано Албазинское воеводство.С частью коренных народов русские торговали, а с частью воевали. И тут надо сказать, что примерно в это же время власть в Китае перешла к династии Цин из Маньчжурии. Новым правители Китаям не нравилась активность русских в Приамурье, а создание Албазинского воеводства и вовсе стало для них «последней каплей».

Русская крепость Албазин стаяла на берегу Амура с 1665 года. Поселенцами ее были казаки. Летом 1685-го крепость осадило большое цинское войско (армия маньчжурской династии Цин, установившей свое правление в Китае в 1644 года). Острог был сдан, и часть казаков увели пленниками в Пекин. Интересно решение императора в отношении русских казаков. Он поступил умно — зачислил этих «лоча» в свои войска, чтобы продемонстрировать другим казакам свою милость и побудить их тем самым переходить в его армию.

Албазинцев поселили в Пекине, причислили к почетному военному сословию, дали в жены китаянок. Даже для богослужений им выделили буддийскую кумирню, которую первый русский священник в Китае Максим Леонтьев назвал часовней святителя Николая Чудотворца. Отец Максим долгие годы вел богослужения в ней, оформляя свою паству.

Так военный конфликт у амурских берегов положил начало многолетнему присутствию русских в Китае. И это важно. Потому что в дальнейшем именно факт наличия русских в Пекине лег в основу дипломатических связей России с Китаем эпохи маньчжурской империи.

Из-за приграничных споров китайцы в ту пору сопротивлялись заключению каких бы ни было торговых договоров, считая, что торговля с русскими им не выгодна. А вот русские поселенцы в Пекине — те самые албазинцы, пользующиеся особым уважением императорского двора, — стали ниточкой, потянув за которую можно было найти нечто общее между двумя столь не схожими странами…

За ниточку потянул Петр I.

Считается, что Петр «прорубил окно» в Европу. Однако, рубя это самое «окно», он выяснил, что ученые люди Запада сильно интересуются Китаем. В частности, переписывался русский царь с математиком Лейбницем, а последний был большим поклонником китайской науки. Движение России в сторону Китая на рубеже ХVII—ХVIII веков, таким образом, во многом было обусловлено влиянием европейских респондентов русского царя.

Стремясь на Запад, русский царь пришел и на Восток тоже. Похоже, китайцы, с их приверженностью к даосскому равновесию, были правы. Оказывается, Запад немыслим без Востока.

Петр решил подступиться к императорскому двору через потомков русских казаков, албазинцев. Речь шла об организации духовной миссии в Пекине. Цель миссии царь видел в изучении местные языков, культуры и обычаев, что в свою очередь, по мнению Пета, должно было укрепить русско-китайские отношения и пойти на пользу торговым и политическим интересам России.

Создание Русской духовной миссии ускорила смерть отца Максима Леонтьева — албазинцы попросили прислать им нового священника. В 1714 г. в Пекин был отправлен архимандрит Илларион Лежайский со свитой. Миссия везла православные иконы, богослужебные книги и церковную утварь.

А далее события развивались так. Через десять лет, в 1724-м, маньчжурский император Китая Иньчжэнь сообщил русским о своем стремлении поддерживать вечный мир с Россией и предложил им прислать послов для обсуждения вопросов границы и ведения торговли.

Летом 1725 года в Пекин отправилось русское посольство во главе с Рагузинским-Владиславичем. По результатам его работы были заключены Буринский договор о разграничении и Кяхтинский договор о торговле.

В последнем оговаривалась беспошлинная пограничная торговля в Кяхте и Цурухайтуе. Более того, раз в три года России позволялось отправлять в Пекин торговый караван численностью не более двухсот человек. Благодаря Кяхтинскому договору серьезно выросли объемы торговли между двумя государствами.

Торговля с Китаем активно велась в ХVIII веке через приграничный город Кяхта. Отсюда в Китай вывозилось русское сукно, пушнина товары и кожа особого дубления — юфть. В Россию же из Китая в основном ввозился чай, а также шелк и фарфор, но в меньших объемах. Кстати, с чаем интересная история. Именно через русскую Кяхту почти столетие китайский чай поступал и в страны Европы. Из-за этого в европейских странах этот кятхинский чай назывался русским. Да, чай в Российской империи и правда любили. Вот только вплоть до середины ХIХ века он был напитком людей состоятельных, не каждый мог себе его позволить.

Учреждение русской постоянной светской дипломатической миссии в Пекине

К концу ХVIII века Китай достиг пика своего развития — небывалого роста экономики и демографии. Тридцать процентов мирового промышленного производства было сосредоточенно в этой стране. А доступа к своим богатствам Китай не давал , не горя желанием открывать перед европейским странам свою страну для торговли. Это не могло не беспокоить «владычицу морей» Англию, самую могущественную в то время колониальную державу. Англичане и союзники «изобрели» страшный способ проникновения в Китай — опиум, производившийся из опиумного мака в одной из британских колоний, Индии.

В 1840 году случилась первая из опиумных войн. Причина понятна — Великобритания хотела, но не могла получить доступ к внутреннему рынку Китая. Многие годы она экспортировала, несмотря на запреты императора, в страну опиум, делая зависимыми от своих поставок китайских чиновников. Одним из требований западных стран было расширение торговли в Китае, и в первую очередь опиумом. В ходе Первой опиумной войны 1840-1842 гг. вооруженные силы Великобритании вторглись в Китай и захватили ряд приморских городов. Этот военный конфликт положил начало превращению Китая в английскую полуколонию.

Вторая опиумная войны, англо-франко-китайская, длилась с 1856 по 1860 годы. И роль России во всей этой истории, увы, нельзя назвать приятной — воспользовавшись хаосом в Китае, российское правительство предложило Цинской империи военную помощь в обмен на территориальные уступки. Однако война Китаем все равно была проиграна. В 1860 года были подписаны тяжелые для Цинской империи Пекинские договоры, по которым она обязалась выплачивать контрибуцию, кроме того, должна была открыть для иностранной торговли Тяньцзинь, ну и самое унизительное — разрешала использовать китайцев в качестве рабочей силы в колониях Великобритании и Франции. По итогам Второй опиумной войны Великобритания получила южную часть Цзюлунского полуострова, а Россия — Уссурийский край.

А что касается постоянного русского диппредставительства в Китае… Его роль долгое время выполняла Русская духовная миссия, сосредоточив на себе и функции дипломатического представителя, и представителя торгового. Только после эпохи разрушительных для Китая опиумных войн в Пекине на постоянной основе было наконец открыто русское светское посольство — оно заработало в Пекине в 1861 году.

Что же касается Русской духовной миссии — она продолжила свое существование и после создания посольства. Духовная миссия была закрыта только в 1954 году, после окончательного установления в Китае антирелигиозной коммунистической доктрины. Вся территория Русской духовной миссии, со всеми постройками, была передана в собственность СССР. На этой обширной территории построили новый комплекс советского посольства, в котором и по сей день размещаются дипломаты — только уже из Российской Федерации.

Коротко об авторе: я проживаю в Китае, веду тг-канал о жизни и работе в Китае. Я помогу вам открыть компанию в Китае или Гонконге, а также оказываю другие услуги по сопровождению российского бизнеса в Китае.

11
1 комментарий

Интересный исторический обзор русско-китайских отношений, который показывает, как дипломатия и торговля переплетались веками. Плюс за детальное описание событий и культурного контекста — захватывает. Но статья перегружена информацией, сложно удержать внимание, и некоторые моменты описаны слишком подробно. Хотелось бы видеть более чёткую связь с современностью. Интересно, как эти исторические отношения влияют на нынешние российско-китайские деловые связи?