Строить отель на Курилах — идея на грани безумия. Рассказываем, почему мы решились на этот опыт

Мы с партнерами решили открыть отель на Итурупе, но на острове не хватает стройматериалов, рабочих и техники, а на участке нет коммуникаций. Несмотря ни на что, мы продолжаем идти к своей цели — рассказываю почему.

Строить отель на Курилах — идея на грани безумия. Рассказываем, почему мы решились на этот опыт

Привет! Меня зовут Александр, я основатель агентства Like me trip. Мы организуем авторские туры в самые необычные и красивые точки России и мира: Байкал, ЮАР, Мексику, Камчатку и много еще куда. А в 2022 году я и два моих партнера — Алексей и Герман — решили открыть свой отель.

Для строительства выбрали остров Итуруп. Это уединенное место с потрясающей природой: уникальными растениями, вулканами, скалами и океаном вокруг. Пейзажи на острове — инопланетные, и таких достопримечательностей нет в других точках России.

Например, это бухта Торная с маленьким перешейком между озером и морем. Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flikemetrip.ru%2Fsakhalin&postId=924292" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт Like me trip</a>
Например, это бухта Торная с маленьким перешейком между озером и морем. Источник фото: сайт Like me trip

Туристам нравятся поездки на Итуруп, но есть проблемы с проживанием. Гостиницы на острове оставляют желать лучшего: никто не встречает с бокалом шампанского по приезде и не улыбается на ресепшен, а в номерах вы не найдете привычных удобств.

Мы строим свой отель уже больше года, и я хочу рассказать о трудностях, с которыми мы столкнулись. А во второй части статьи расскажу, почему мы продолжаем верить в проект, несмотря на все препятствия.

Проблема 1: абсолютно пустой участок

Для строительства отеля мы попросили у администрации сформировать участок, а затем провести конкурс на его аренду — сами же записались в претенденты и выиграли. Это красивый уголок острова с лиственницами и видом на вулкан, но, кроме деревьев, на нем больше ничего нет.

Представьте, вы выходите с утра из номера, а у вас такой вид :)
Представьте, вы выходите с утра из номера, а у вас такой вид :)

На пустом участке нужно не только строить сам отель, но и с нуля прокладывать коммуникации. Сделать это на Итурупе — целый квест.

Электричество на участок может провести только администрация. Для этого нужно заплатить несколько миллионов рублей и подождать один год — ценник напугал нас не так сильно, как сроки. Для строительства отеля мы используем дизельные генераторы и тратим на них не слишком много. Но если приедут туристы, а электричество не проведут, нам придется закупать топливо для генераторов, и это обойдется очень дорого.

Подключиться к канализации соседнего поселка Рейдово нельзя, так как для этого нет технических условий. Поэтому мы роем септики и ставим бочки под землю. Зато от поселка на участок можно провести воду, но для этого нужно спроектировать расположение труб, проложить их и подключить к системе. Все это обошлось нам в сумму около 10 млн рублей — за эти деньги можно купить квартиру в Москве.

Кстати, помните одно интервью Олега Тинькова? Он рассказывал, что его послали далеко и надолго, когда он хотел построить отель на Камчатке. С тех пор многое изменилось, и сейчас для инвесторов действует специальная программа. Если вы захотите построить отель на Камчатке, вам выделят участок и проведут к нему коммуникации. Плата за аренду более чем приятная, а уже по завершении строительства участок можно полностью выкупить по льготной цене.

На Итурупе, увы, такой программы поддержки еще нет, но шаги в нужную сторону предпринимаются :)

Проблема 2: логистика и доставка стройматериалов

На Итурупе нет строительных магазинов, и все материалы нужно сначала купить на материке, а потом доставить морем. На Дальнем Востоке выбор гораздо меньше, чем в центральной России: иногда нужных товаров просто нет или они стоят ощутимо дороже. Поэтому стройматериалы мы покупаем в Сибири, везем их во Владивосток по железной дороге, а оттуда корабль доставляет груз на Итуруп. На все рейсы от Владивостока до острова мы потратили уже более 10 млн рублей. И это не считая доставки до самого Владивостока, которую закладывают в цену поставщики.

На начальных этапах мы планировали собирать домики на материке и везти готовые жилые модули на Итуруп на корабле. Но цена за доставку корабликом зависит не от веса конструкций, а от объема. Домики внутри пустые, мы бы платили за перевозку воздуха. Смета проекта в этом случае улетает сразу в далекий космос :) Поэтому мы везем на остров стройматериалы в контейнерах, которые набиваем под завязку, а собираем домики уже на участке :)

Мы посчитали: за деньги, которые мы тратим на логистику, можно было бы построить еще пять домиков.

Проблема 3: исторический район

Раньше на Итурупе жили японцы, а до этого — народ айны, поэтому на острове много следов их стоянок. Если на нашей территории найдут артефакт айнов, то землю заберут для раскопок и предоставят нам другую. То есть все здания, которые мы поставим, просто снесут, а нам покажут, где мы должны построить новые, — и деньги за стройку «на айнском участке» никто возвращать не будет.

Потомки айнов сейчас живут в Японии. Кстати, Итуруп — слово из айнского языка, означает «медуза». Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.vokrugsveta.ru%2Farticles%2Finoplanetyane-vostochnoi-azii-pochemu-ainy-ostayutsya-zagadochnym-narodom-dlya-uchenykh-i-kak-oni-sokhranyayut-svoyu-kulturu-id891555%2F&postId=924292" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">VokrugSveta</a>
Потомки айнов сейчас живут в Японии. Кстати, Итуруп — слово из айнского языка, означает «медуза». Источник фото: VokrugSveta

Чтобы участок не забрали, перед началом строительства нужно провести историко-культурную (в народе «археологическую») экспертизу. Администрация острова этим не занимается, поэтому мы нашли специалистов и заплатили им за анализ территории. Слава айнам, артефактов обнаружено не было, и мы смогли вкрутить первые сваи.

Проблема 4: дефицит персонала и техники

В Курильске, единственном городе Итурупа, живет 2500 человек. Одна эта цифра уже намекает, что с кадрами и техникой на острове может быть напряженка :)

Для своего отеля мы наняли строительную бригаду с материка. Они занимаются всем процессом: принимают материалы и делают работы на участке. Одних только людей для строительства недостаточно, нужна техника: тракторы, самосвалы, погрузчики. Привозить такие машины на остров специально невыгодно и сложно. Ищем на месте.

При строительстве хочется, чтобы техника была в нужное время в нужном месте. Оборудование найти можно, а вот договоренности по срокам и локации соблюсти получается не всегда. Каких только причин неявки от владельцев техники мы не слышали: от банального «чот не хочется / вчера с друзьями хорошо посидели» до поломки ключевых деталей, замену которым приходилось искать на материке и доставлять в течение 7–10 дней. Таковы островные реалии!

Еще на острове нет ангара для строительства жилых модулей. А он необходим, так как нужна защита от дождя. Поэтому мы возвели на участке наш собственный ангар, где собираются домики :)

Когда строительство закончится и отель откроется, мы планируем собрать команду для работы с постояльцами и привезти ее на остров. Официанты, администраторы и повара будут жить на территории отеля в сезон. Нам важно, чтобы персонал был профессиональным, вежливым и всегда был готов помочь. На острове таких специалистов найти сложно, но мы не теряем надежды разыскать кадры на острове — и рады сотрудничать со всеми, кто готов.

Проблема 5: туристам сложно добраться

Пока мы строим отель, параллельно с этим хотим сразу решить вопрос с тем, как наши постояльцы будут попадать на Итуруп. На острове есть свой аэропорт, раз в день (в избранные даты — пару раз в день) на остров прилетает один самолет из Южно-Сахалинска от компании «Аврора», дочки «Аэрофлота». На борту — максимум 100 мест. Кроме туристов, на самолете также летают военные (на Итурупе есть военные части), жители острова, командировочные. Мест для всех не хватает, и это постоянная проблема для организаторов туров на остров.

Купить билет на рейс — сложная задача. Обычно места выкупают агенты, и уже через сутки после открытия продаж билетов на большинство дат нет. Хотя желающие еще есть — многие туристы были бы рады попасть на Итуруп.

Такие результаты поиска показывает сайт авиакомпании, если не успеешь купить билет
Такие результаты поиска показывает сайт авиакомпании, если не успеешь купить билет

Сама авиакомпания не может просто так добавить еще один рейс до Итурупа. Билеты на остров субсидируются, то есть частично их оплачивает государство. Если в расписании появится один рейс, а регион это не спонсирует, цены на билеты будут очень высокими. Поэтому нужно сначала обращаться к губернатору или в министерство транспорта Сахалинской области, чтобы там выделили средства из бюджета на субсидирование билетов.

Сейчас мы активно пишем обращения во все органы, которые отвечают за авиацию. Нам хочется, чтобы в следующем 2024 году рейсов было вдвое больше, потому что и количество номеров в отелях на острове увеличится в два раза. Пожелайте нам удачи :)

Альтернатива самолету одна — корабль. Он ходит до острова раз в сутки, время в пути составляет 22 часа. Построен еще в советское время, красных ковровых дорожек нет. А нюанс есть: если турист в состоянии заплатить 200 000 рублей за отпуск, он вряд ли согласится идти сутки на таком корабле.

Проблема 6: отель сложно окупить

Обычно, если инвестор строит отель, его цель — вернуть свои вложения, а потом получать прибыль с предприятия. По данным rb.ru, в среднем гостиничный бизнес окупается за 3–7 лет.

Но когда мы писали бизнес-план для нашего отеля, то поняли, что он окупится только к тому моменту, когда его нужно будет снести или перестроить. Стоимость стройки очень высокая — это связано и с удаленностью острова, и с дорогой логистикой, и с кадровым голодом. Даже при полной заполняемости домиков мы начнем получать прибыль только через 8 лет после открытия отеля.

Скорее всего, на отель такого же формата — с домиками, баней, рестораном — где-нибудь в Подмосковье мы потратили бы меньше денег, сил и нервов. Да еще и окупили бы в три раза быстрее. Но мы решили строить гостиницу на Итурупе — и продолжаем идти к открытию, несмотря на трудности.

Почему мы продолжаем строить отель — наша мотивация

Когда я только планировал участвовать в проекте, мои друзья говорили, что это сумасшедшая идея. Но у меня и партнеров есть несколько причин продолжать.

У нас уникальный проект

Основная идея нашего проекта — дать человеку возможность не только полюбоваться красотой Итурупа, но и получить максимальное удовольствие от отдыха на острове. Сейчас все гости острова знают, что жить им придется в самом базовом отеле, где удовлетворены в лучшем случае первые две ступени потребностей по пирамиде Маслоу. Но в награду они получат шикарную природу во время экскурсий. Мы хотим это изменить и говорить нашим гостям: «Наслаждайтесь не только природой, но и проживанием».

В отеле мы строим одинаковые домики со всеми удобствами — душем и туалетом. Также в распоряжении туристов будут крутые матрасы, тяжелые одеяла, меню подушек для хорошего сна, качественные фены, мини-бар и халаты. Площадь одного номера — 25 м2. Мы специально решили строить отель не в черте города: в номерах будут панорамные окна с видом на вулкан Богдан Хмельницкий. А во дворе сделаем баню с фурако — открытыми бочками, в которых можно будет купаться в горячей воде на свежем воздухе и любоваться потрясающими пейзажами.

На территории гостиницы будет свой ресторан — с камином, настольными играми и полноценным баром. Чтобы подавать на стол свежую зелень и копченую рыбу, мы установим теплицу и коптильню. На острове нет ферм, поэтому мы планируем наладить поставки продуктов с материка на корабле. Но если вдруг из-за шторма еду не смогут привезти, мы хотим, чтобы в отеле всегда был запас пищи: на кухне ресторана будет много холодильников и морозильных камер.

Как окупиться быстрее?

В первую очередь туристы приезжают на Итуруп, чтобы осмотреть достопримечательности. Поэтому первый вопрос, который мы будем слышать от гостей: «А где найти гида и транспорт, не подскажете?» Поэтому мы хотим предлагать постояльцам экскурсии по острову от отеля. За счет этого мы планируем быстрее окупить строительство проекта.

Итуруп — огромный остров с уникальной природой. Например, сейчас мы показываем туристам Белые Скалы — стены из пемзы и вулканического стекла, которые выглядят как инопланетный пейзаж.

К скалам можно подойти и потрогать их на ощупь. Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flikemetrip.ru%2Fsakhalin&postId=924292" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт Like me trip</a>
К скалам можно подойти и потрогать их на ощупь. Источник фото: сайт Like me trip

А еще здесь можно подняться на вулкан Баранского — он действующий, и туристы могут почувствовать его «дыхание». Во время экскурсии к вулкану можно посмотреть на кипящую реку — в ней можно сварить яйца, а ниже по течению, где температура ниже, — искупаться.

На берегу реки можно устроить обед с морепродуктами и полюбоваться инопланетными видами. Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flikemetrip.ru%2Fsakhalin&postId=924292" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт Like me trip</a>
На берегу реки можно устроить обед с морепродуктами и полюбоваться инопланетными видами. Источник фото: сайт Like me trip

На Итурупе также есть плато Янкито с марсианскими пейзажами. Оно сформировалось из лавы, которая стекала к морю и оставляла причудливые следы. Сейчас вулкан спит, лава давно застыла, поэтому можно гулять и рассматривать плато.

Горы за плато напоминают Новую Зеландию, однако это тоже Итуруп :) Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flikemetrip.ru%2Fsakhalin&postId=924292" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт Like me trip</a>
Горы за плато напоминают Новую Зеландию, однако это тоже Итуруп :) Источник фото: сайт Like me trip

Сейчас гости острова могут посетить только точки в радиусе 40 км от аэропорта, но мы хотим увеличить количество мест, куда можно привезти путешественников.

Например, есть вулкан Кудрявый, которые внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Температура его выбросов — 1400 градусов Цельсия, и посмотреть на него можно только с воды. А еще это единственный вулкан, газы которого содержат редкий металл рений, очень ценный для нефтепереработки.

Мы планируем организовать туры на вулкан Кудрявый, чтобы туристы могли изучить чудо света сами. Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fmaps%2Forg%2Fvulkan_kudryavy%2F17257586830%2Fgallery%2F%3Fll%3D148.816374%252C45.384624%26amp%3Bphotos%255Bbusiness%255D%3D17257586830%26amp%3Bphotos%255Bid%255D%3Durn%253Ayandex%253Asprav%253Aphoto%253AtoeDbgeSnbNDq62UeuUpFZH86raN8T3%26amp%3Bz%3D13&postId=924292" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Яндекс Карты</a>
Мы планируем организовать туры на вулкан Кудрявый, чтобы туристы могли изучить чудо света сами. Источник фото: Яндекс Карты

Для отеля мы купили снегоболотоход — чтобы ездить на непроходимые точки острова, а также скоростные лодки для поездок к вулканам.

Помощь властей

Отель мы строим только за свои деньги, но получаем нематериальную помощь от местной администрации и государства. Администрация Курильского района всегда с нами на связи и помогает решать многие вопросы. Спасибо за поддержку!

Также есть Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Ребята из этой организации тоже во многом помогают. Например, именно они подсказали, что нужно провести археологическую экспертизу.

Мы очень хотим, чтобы Итуруп включили в программу территорий опережающего развития (ТОР) — по ней действуют льготы для инвесторов. Именно эта программа действует на Камчатке и делает ее лакомым местом для строительства отелей и не только:) КРДВ инициирует расширение ТОР на Итуруп — ждем, надеемся и верим!

Здесь хочу передать привет своей сокурснице — Эльвире Нургалиевой. Сейчас Эльвира замминистра в Минвостокразвития, а когда мы только начинали, она была в КРДВ. Именно команда Эльвиры из КРДВ поддерживала и продолжает поддерживать нас! Спасибо тебе и ребятам за помощь! :)

Последний, но немаловажный пункт, почему мы продолжаем строительство, — это азарт. Мы бросили себе вызов, что сможем создать крутой отель на самом краю России. Пока у нас всё получается, и возможно, кто-то вдохновится нашей историей и тоже начнет развивать туризм в отдаленных уголках нашей необъятной родины.

Если вы еще не открыли для себя Итуруп — приглашаем сделать это в 2024 году. Место нереальной красоты! Красиво даже «наевшимся» туристам с послужным списком в 50+ стран :)

7878
99 комментариев

Амбициозный проект, уверен энтузиазма, денег и людей хватит довести его до конца🙂

7
Ответить

Лайк, подписка. А когда там сезон вообще?

3
Ответить

Сезон длинный: с 1 мая по 30 октября. Май - спорный месяц, уже плюс, снег растаял, но нет тех привычных сочных красок. На счет октября тоже споры, но он офигенный (на мой взгляд). В 2023 весь октябрь +15 днем, краски осени шик, людей и суеты нет, билетов на остров дофига. Ни одного минуса, только плюсы)

8
Ответить

Ну красота, с удовольствием бы слетала! хорошо, когда кто-то развивает туризм в нашей стране.
Надеюсь, это будет доступно и билеты на самолет можно будет спокойно купить, а не добывать)

4
Ответить

Спасибо нашему государству за субсидированные авиа! Сейчас на Дальний Восток можно слетать вообще за копейки, порой дешевле Дагестана или Алтая. И не чем-то там непонятным, а Аэрофлотом) Субсидии на многие рейсы отменяют, но не на Дальний Восток. Надеюсь, в ближайшие пару лет нас не ждет никаких изменений в этом деле!

1
Ответить

Покупал недавно. Цены конечно мда, но хоть кэшбэк 10% по Альфе был, приятно

1
Ответить

Очень смелое решение!!! Успехов вам! Обязательно надо будет посетить.

4
Ответить