Приложение «На Чай» для чаевых в онлайне

Почему и как работает новое приложение «На Чай», которое позволяет платить чаевые в онлайне по фотографии получателя, рассказывает Аркадий Хохлов.

Аркадий Хохлов с партнерами - Олегом Герасимовым и Виталием Кирилловым

Почему На чай?

Новое приложение «На чай», которое мы запустили в начале этого года, родилось из тенденции рынка. В Москве практически перестали давать чаевые. Мы перешли в цифровую жизнь, платим с комфортом при помощи карт или телефона, оплачиваем половину услуг в приложениях или онлайн. А вот чаевые в формат онлайн перейти не успели.

Добавлять сумму чаевых прямо на чеке – как это принято в Европе или США — мы не можем: не потому, что наши рестораторы плохие, но в России включать чаевые в счет незаконно. Так как чаевые — это дарение, безвозмездная передача денег клиентами официантам, рестораторы не имеют право вписывать их в счет дополнительно. Наша система под это не заточена, это не очень легально с юридической точки зрения, да и ресторану такой вариант не будет выгоден – слишком сильно возрастет налогооблагаемая база.

Что остается? Найти способ перевести ее в комфортный онлайн.

Задача была – сделать такой платеж максимально простым и удобным. Потому что переводить по номеру телефона или карты – это обеспечить усталому, занятому и уже скорее всего немного расслабленному после ужина или вечера в баре человеку парад цифр, к которым он совершенно не готов. Значит, надо было упростить процедуру таким образом, чтобы никаких длительных цифровых комбинаций не понадобилось, не надо было искать номер карты и прочее.

Так при помощи использования технологий нейросети мы придумали переводить чаевые по фотографии

К работе над мобильным приложением наша команда приступала не впервые. Несколько лет тому назад мы уже выходили на рынок с мета-агрегатором такси, и с социальной сетью. Так что команда была профессиональная, к тому же и слаженная – мы работаем вместе с моим партнером, Олегом Герасимовым, уже около 10 лет, и за это время вывели на рынок порядка 40 стартапов, в том числе несколько успешных. Позже к нам присоединился Виталий Кириллов.

Так, сервис сухой автомойки Fast & Shine, появился в 2010 г. За пять лет Fast & Shine развилась в сеть автомоек с выручкой в 350 млн руб., собственным производством моющих средств и 120 проданными франшизами в России, Израиле и странах СНГ. Затем мы разработали «Uber для автомойщиков», мобильное приложение, которое не взлетело.

В 2015 г. мы создали мобильное приложение Fast&Shine для частных лиц, а за ним запустили мета-агрегатор стоимости поездки на такси Taximeta, Camkee, приложение для смартфона, объединявшее ресурсы бесплатных облачных хранилищ, а также соцсеть Choicyme, где пользователи голосовали, помогая с выбором одного из двух фото. Более удачными проектами стали GoLoft и Atr.one, они начали приносить деньги почти сразу.

Atr.one – нейросеть, настроенная на поиск кастингов. GoLoft – агрегатор лофтовых пространств в Москве и Петербурге. Также, в 2018 году часть команды разработки холдинга стала подрядчиком ООО «Газпромнефть-Снабжение» по реализации ряда цифровых проектов.

Зачем это надо

Давать чаевые - важная часть потребительской культуры. Мы все прекрасно понимаем, как это принципиально для официантов, а также курьеров, сантехников, сиделок и врачей, которых мы вызываем на дом через приложения или сайты с онлайн-оплатой, - фиксированная оплата их труда довольно низкая, раньше больше половины их дохода раньше было за счет чаевых.

И мы хотим избавить потребителей от неловкости в ситуации, когда никто практически не пользуется наличными. Я сам чувствую себя крайне неловко, когда нет с собой наличных - а их давно нет с собой ни у кого в Москве - и мне нечем оставить на чай.

Как это работает

В приложении нужно сделать фото человека, которому вы хотите дать чаевые, выбрать сумму и одним кликом отправить деньги через Apple Pay или Google Pay, - и они приходят моментально. Еще несколько секунд требуется тому, кому перевели на чай, чтобы их вывести себе на счет - для этого просто надо скачать приложение, сделать селфи и ввести номер карты.

Это относительно новая технология: нейросеть распознает лицо, причем вы можете фотографировать человека в темноте, сбоку, кадр может быть довольно мутный, система дает высокую точность распознавания. Счет привязывается не к номеру карты, а к лицу - полученная фотография обрабатывается системой и сравнивается с другими фотографиями, полученными с использованием сервиса.

Переведенная сумма за вычетом комиссии отображается в профиле официанта или курьера. Ему нужно в течение двух лет скачать приложение на смартфон и привязать банковскую карту - это пара минут, а деньги на счет выводятся за несколько секунд. В ближайшем обновлении добавим в приложение и возможность платить по QR-коду.

Мы решили начать завоевывать рынок с распознавания по фото, потому что, благодаря этому, мы не ограничиваем того, кому даем чаевые. Вопрос в том, кто определяет правила игры - официант, показывая QR код, или тот, кто хочет оставить чаевые. Неважно, какая система работает в салоне или ресторане, чаевые можно оставить любому человеку по фото его лица.

По ТРИЗу - теории решения изобретательских задач - самое простое решение самое лучшее. А лицо имеется у каждого. По итогам предварительного тестирования, один из 10 официантов у нас говорит, что не хочет фотографироваться. В таком случае официант может показать свой QR код в приложении или на распечатанной визитке, которую мы тоже предоставляем по запросу.

Также, есть возможность интегрирования с рестораном, чтобы QR код распечатывался на чеке. Но все же, для быстрого масштабирования и роста, мы позиционируем себя как peer-to-peer сервис. То есть любой человек может отправить "благодарность" любому.

Мы хотели сделать сервис, который понравится абсолютно всем и сделали его. Во всяком случае, как уже подтверждает наш тестовый запуск. Сейчас это абсолютно бесплатный сервис для всех. Никаких подводных камней и скрытых комиссий.Интеграция с ресторанами не нужна, - максимально простой и быстрый запуск в любых заведениях. Если все же ресторан хочет печатать QR-код на чеках или на визитках официантов – также все подключаем, настраиваем и привозим абсолютно бесплатно. Все конфиденциальные данные надежно защищены, свое селфи видно только в своем личном кабинете владельца. Сервис «На Чай» дает возможность поблагодарить абсолютно любого и в два клика.

Пути продвижения

Мы запустили приложение для пользователей в конце 2019 года. При этом, понимая, что сегодня мы работаем на высоко конкурентном рынке, мы не рассчитываем на то, что оно взлетит само по себе. Поэтому стратегии продвижения и привлечения внимания мы уделили особое внимание.

Для нас сейчас приоритетная задача номер 1 - донести информацию о нас как можно более широкому кругу потенциальных пользователей, в первую очередь речь идет о ресторанах, их клиентах и работниках. Что мы делаем для этого? Говорим о себе, проводим встречи с рестораторами. Также мы отказались от собственной комиссии, - у аналогов комиссия составляет от 5 до 10 процентов в среднем.

В тестовый период, который как раз сейчас у нас проходит, наша команда сама договаривается с дружественными ресторанами и салонами красоты. Ставим в ресторанах промо-флайеры на столах с объяснением, как работает приложение и зачем оно нужно. Уже подключили рестораны “Арго” и “Фантомас”, “Иностранцы”, все рестораны сетей “Бокончино” и продолжаем расширять сеть партнеров.

В самом ближайшем времени включим более агрессивный маркетинг через таргетированную рекламу в соцсетях.

Монетизация

Поскольку рынок не ограничивается только ресторанами, а охватывает примерно всех людей в России, кто имеет смартфон, ходит в рестораны, бары и кафе, бани, салоны красоты и пользуется услугами курьеров: “На Чай” работает с картами любых российских банков.

По нашей оценке, рынок чаевых в России составляет 40 миллиардов рублей, из который 10 миллиардов в Москве, - это около пяти тысяч заведений, тридцати счетов в день, где чаевые в среднем - 180 рублей. Сейчас для нас особенно важна капитализация, - количество скачиваний, количество транзакций, - этим и будем заниматься в первую очередь. Потенциал здесь очень хороший. Про монетизацию в моменте пока не думаем.

Метрики

Ключевые метрики у нас на настоящий момент такие: тестовым полигоном мы выбрали Москву. И уже за первые 2 недели работы приложения получили 700 активных пользователей. В среднем наши тестовые пользователи совершают 2.1 платежа за 2 недели, средний чек составляет 180 рублей. На настоящий момент уже подключено более 20 ресторанов, еще несколько партнеров, в том числе очень крупных сетевых, находятся в разработке.

Для справки: Приложение “На Чай” вышло в App Store и Google Play. Скачать можно по ссылке.

0
2 комментария
WD

Неловко как-то фоткать лица официантов. Сложно представить, как будет неловко официантам, когда посетители будут фоткать их лица по 100 раз в день

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Борисов

Официанты же за это деньги получают) Если за каждое фото платят, то наоборот - в удовольствие) 

А если не хотят лицо, то можно показать QR-код, который есть в приложении.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда