Предпринимателям стала доступна детализация ЕНС
Статья для предпринимателей, игроков финтеха и тех, кто хоть как-то связан с бухгалтерией. Остальным будет не интересно.
В прошлом году мы наблюдали массовые сложности из-за внедрения новой системы начисления и списания налогов. Речь про Единый налоговый счёт.
Мы недавно уже писали о проблемах новой системы. Здесь же расскажу о том, как нам удалось их преодолеть и избавить предпринимателей от необходимости регулярно сверяться с налоговой. Начнём, как водится, с конца.
Детализация ЕНС в интерфейсе
В январе этого года мы открыли для клиентов новый интерфейс в разделе «Налоги». Назвали его «ЕНС» и показали там текущий остаток на ЕНС (сальдо), а также историю начислений и списаний с начала 2023 года. Данные доступны в режиме онлайн и обновляются ежедневно.
Так раздел выглядел в самом начале. Сейчас в разработке уже вторая версия с более глубокой детализацией. Для самых любопытных, прототип новой версии в конце статьи 👀
В январе сотни предпринимателей смогли увидеть корректные данные и разобраться с историей начислений. Судя по обратной связи от клиентов, мы выбрали верный вектор движения.
Но почему же другие бухгалтерские сервисы не пошли той же дорогой?
Причин несколько.
Приоритезация налогов и взносов
Когда ЕНС только запускался, налоговая не сразу научилась распределять начисления, а предприниматели с непривычки пропускали срок подачи уведомлений.
Получилось так, что деньги в бюджете как-бы есть, но они не распределены. Было непонятно, что пойдёт в федеральный бюджет, что в региональный, что из этого НДФЛ, а что взносы. Отсюда и родилась идея о приоритетном списании некоторых видов налогов.
Сейчас в первую очередь с ЕНС списывается НДФЛ (один из самых доходных налогов для бюджета), затем страховые взносы за сотрудников, и уже после — все остальные.
Пример:
Если у ИП Иванова не будет хватать сразу на НДФЛ, взносы за сотрудников и, например, налог на имущество, то налоговая все деньги на ЕНС спишет на НДФЛ и взносы, а налог на имущество останется неоплаченным, ведь у него самый низкий приоритет.
Если раньше предприниматели сами управляли оплатой разных видов налогов и знали какой налог уплачен, а какой ещё нет, то сейчас всё наоборот: только налоговая решает, что списать в первую очередь, а предприниматели не понимают, что оплачено, а что ещё нет.
Кроме очевидного минуса для предпринимателей, сложности были и у нас. Чтобы запрограммировать интерфейс корректно, нам пришлось в своём познании настолько преисполнится... А если серьёзно, познать логику ФНС и построить алгоритм по правилам этой логики.
Пока очередность списания налогов ни была установлена, программировать не было никакого смысла.
Квазимесяц
Дальше стали возникать проблемы из-за «квазимесяца» — так я называю новые странные сроки подачи уведомлений.
Например, раньше в отчёт по НДФЛ попадал весь календарный месяц целиком. Хоть и было дробление по датам выплат, но это всё равно деление было на месяца.
Сейчас уведомления по ЕНП нужно подавать дважды:
- первое — до 25 числа за период с 1 по 22
- второе — до 3 числа нового месяца за период с 23 по 30/31
Логично: раз НДФЛ теперь удерживается и с аванса, и с зарплаты, а не с общей суммы за месяц, то будь добр, подавай два уведомления.
Сам бизнес этого, возможно, особо и не почувствовал. А вот для бухгалтера работы стало откровенно больше.
Сложности возникли и в части разработки и программирования. Ну вы понимаете... 🙄
Инертность мышления
Кроме фактических недостатков, ЕНС обнажил ещё одну важную проблему. Многие предприниматели и бухгалтеры до сих пор рассуждают в старой парадигме: «я оплачивал УСН, почему же сверка говорит, что нет?».
Дело в том, что новая система напоминает собой «чёрный ящик». Расчёты, начисления и списания стали непрозрачными для предпринимателей и их бухгалтеров, они теперь на стороне налоговой. А действия ФНС стали больше походить на позицию любого провайдера связи: стоимость услуг составила 670 рублей, пополните счёт до 28 числа.
Ведь когда мы получаем такую СМС, мы не идём разбираться сколько начислено за интернет, а сколько за телевидение. Когда мы в целом согласны с итоговой суммой, нам всё равно из чего она складывается и в каких пропорциях.
Так, можно выделить две стратегии поведения для предпринимателей в 2024 году:
- Можно полностью довериться ведомству и, не вдаваясь в сверки и детализации, просто пополнять ЕНС, когда это требуется.
- Не доверять ФНС и возложить работу по регулярной сверке с ведомством на бухгалтера или аутсорсинг. Потому что разобраться с начислениями самостоятельно предпринимателю будет крайне сложно.
Если спросите меня, безоговорочно доверять ФНС я не стал бы ни при каком раскладе. Именно поэтому мы с командой и решили сделать так, чтобы проверять начисления и списания стало максимально просто, а информация была всегда под рукой.
А вот и прототип второй версии интерфейса (проектировщик не должен узнать, что я вам это показываю):
Детализация делает запутанный процесс расчётов и списаний полностью прозрачным. Конечно есть ещё слепые зоны, с которыми мы учимся работать. Например, договоры ГПХ и самозанятые. Но уже в марте-апреле мы обновим интерфейс и расширим его функционал.
Если вам интересно протестировать технологию на своих цифрах, пишите нам, всё покажем 😉
Не думаю, что многие сильно плачут от счастья, но не могу знать точно