Как мы запускали сервис «Буду» для поиска работы и стажировок молодым специалистам
Привет! Меня зовут Антон. В январе мы с командой запустили проект, который делали чуть больше полугода, — HR-сервис «Буду».
Я не хочу писать очередной пост о том, какие мы классные и как у нас все хорошо (все так говорят о своих проектах). Хочу немного поделиться опытом и рассказать о том, почему запускать сервис в «тени» больших конкурентов — это хорошая идея.
Поиск идеи
Пару лет назад я работал в инвестиционном фонде в Дубае. В портфеле наших проектов был HR-сервис для местного рынка, с помощью которого эмиратские компании быстро нанимали своих сотрудников. Я сидел там в совете директоров и понемногу разобрался во внутренней кухне. Наш проект довольно неплохо рос, и я решил попробовать сделать аналогичный проект в России. Кажется, это настолько привычные «рельсы» для стартапов в нашей стране, что никто не удивится.
В рунете есть много так называемых «работных» сайтов. Про HH.ru и его IPO на миллиард долларов многие слышали, на слуху и другие компании. Рынок очевидно большой, и конкурировать с этим компаниями по всем направлениям мы не могли и не хотели.
У нас была гипотеза о том, что позиционирование в узкой нише само по себе закроет многие «боли» наших потенциальных клиентов. Поэтому выбрали рынок «молодых профессионалов». Это студенты последних курсов и выпускники, все они учились в хороших вузах, но не могут похвастаться опытом в стиле «30 лет в интернете».
Мы пообщались с работодателями, до которых смогли дотянуться, и поняли, что компании охотно нанимают таких сотрудников. Оказалось, что нанять новичка и обучить его, выпустить в штат стажером или джуниором — часто дешевле, чем месяцами закрывать вакансию опытным сотрудником. Кроме того, начинающие сотрудники обычно оказываются более лояльными.
Судя по нашим интервью с работодателями, средний возраст сотрудников в айти неуклонно снижается. На каждого старого и опытного разработчика со свитером и бородой требуется сразу несколько джунов.
Сейчас только в Москве ежемесячно публикуют до 25 тысяч «начинающих» вакансий.
Касдев
Мы провели более 100 интервью с эйчарами в компаниях и с соискателями. Так поняли, какие боли есть у обеих групп и как мы можем закрыть их на пересечении.
Соискатели хотели видеть отборные вакансии. Сейчас они идут в огромный «работный» сайт, где почему-то на запрос работы фронтендером видят вакансии прокурора и полотера. На их отклики часто никто не отвечает и вообще у них создается впечатление общения с огромной неживой корпорацией.
Эйчары в свою очередь хотели быстро получать ограниченное число релевантных откликов, не перебирая лопатой тонны случайных.
Мы поняли, что с одной стороны нужен технический рекрутмент: автоматический отбор откликов. С другой, соискателям необходим сервис в стиле старого «Рокетбанка», где с тобой говорят на одном языке и правда хотят помочь.
Роб Фицпатрик в своей знаменитой книжке по касдеву писал, что идею всегда нужно проверять в «маленьком бою». Поэтому для проверки выбрали телеграм-канал с вакансиями. Решили, что если люди будут подписываться и пользоваться, то значит ниша есть. Наш телеграм-канал с вакансиями быстро собрал более 9 тысяч участников.
Конкуренты
Когда идешь с другими стартаперами в бар, все говорят примерно одно: «В вашей нише вот огромные компании работают. Они вас скопируют, да и все».
Я уверен, что большие компании на рынке — это отличный фактор для нас.
- Рынок активно развивается. Одни компании покупают другие, HH.ru вышел на IPO. Если в рынок инвестируют, то и нам легче привлечь инвестиции.
- Мы работаем в узкой нише, от которой пока можем забрать только часть. Наши крупные конкуренты слишком сосредоточены на отрасли целиком и слишком неповоротливы, чтобы скопировать нашу модель. Кроме того, мы уверены: нельзя скопировать философию, заботу, молодость, знание мемов, умение разговаривать с выпускниками на одном языке.
- Наконец, на рынке с деньгами у нас всегда есть опция продаться кому-то крупному.
Начиная работу на большом рынке с крупными конкурентами, вы всегда в более выигрышной позиции, чем на фрагментированном рынке с десятками и сотнями маленьких компаний. Если бы наш рынок был таким — разбитым на узкие сегменты и бренды, то я наверное и не решился бы открывать компанию. Вы можете спокойно работать в их тени, не толкаясь локтями.
Ну, и напоследок оставлю ссылку на проект: budu.jobs. В следующий раз расскажу о том, почему мы сменили две команды разработки за полгода, а также как контент-студия помогает нам привлекать клиентов-компании.
"В следующий раз расскажу о том, почему мы сменили две команды разработки за полгода" - тоже небось бесплатных стажеров набирали?))
не, но могу тизер дать — один из разрабов уехал воевать в ЛНР)
"я работал в инвестиционном фонде в Дубае. В портфеле наших проектов был HR-сервис... Я сидел там в совете директоров и понемногу разобрался во внутренней кухне. ... и я решил попробовать сделать аналогичный проект в России. "
Рассказ для тех, кто убежден, что инвесторы не воруют чужие идеи
Так там же речь не об идее, а о существующем на другом рынке проекте.
Какая идея в этом случае была «украдена» и у кого?
О, красиво) спасибо! Мы дизайнера сейчас кстати ищем (Было без "ищем", заредачил, Alexander Mitryashkin не идиот, смотри ниже)