2 года разработки фриланс-биржи free-eco.ru

Тезисные наблюдения и выводы

Когда все спят, мы тестируем
Когда все спят, мы тестируем

Накормить всех исполнителей дело сложное

Изначально исполнителей зарегистрировалось намного больше чем заказчиков. Поэтому основная задача на данный момент - это привлечь большое кол-во заказов. Исполнители собрались разные. Очень много высококвалифицированных инженеров-экологов со всей страны. Но мы начали замечать удивительные эффекты, которые проявляются в поведении всех биологических сообществ. Представьте стаю собак, которым бросили всего одну кость. Каждый из этой стаи пытается вырвать добычу. Через неделю им бросают вторую кость. Тот кто, самый сильный и наглый остается на чеку. Остальные поняли, что шансов у них не много. Также и в нашем сообществе мы видим некоторое снижение активности участников.

Партнёрство

За время работы было 2 потенциальных партнерства. Одно сгенерировано нами, второе пришло само.

Один из партнеров хотел поглотить наш проект, включив его в свою компанию. Он нам сказал: "Подписывайте документы и мы выходим на IPO, чтобы торговать интеллектуальной собственностью, а не собирать гроши".

Другой доказывал, что у нас нет продукта, дабы сбить нашу самооценку и договориться о комфортных для себя условиях. Всем сердцем мы хотели найти точки соприкосновения, но так и не смогли этого сделать.

Самая главная причина достижения результатов

Важнейшая, неотъемлемая часть достижения результатов: следование за своими идеями. Что по-другому называют показать свой характер. Чтобы следовать за чем-то одного желания мало. Сегодня оно есть, а завтра встал ни с той ноги и оно испарилось. На смену желанию, приходит дисциплина. Просто делаешь то, что должен. Когда упирались в тупик, делали два шага назад, включали смекалку и придумывали обходные пути. Доски Trello заблокировали, ничего страшного, нашли YouGile.

Поддержка

Моральная поддержка идёт со стороны, с которой никогда не ожидаешь. Помимо близких, поддерживают некоторые пользователи, а также человек который вообще не имеет отношение к проекту. Он занимается автомойками в Москве, но искренне болеет за наш проект. Проводит аудирование и даёт советы.

С этим проектом мы проходили несколько витков психологического состояния. Кажется, чем дальше, тем сложнее. Но на практике, чем дальше, тем больше понимания, как далеко мы зашли. Когда если не сейчас давить педаль газа?

Про несправедливость

Профи.ру с платным кликом и то имеют больше заказчиков в области инженерной экологии. У нас больше исполнителей, нет платы за клик, но мы так не известны, поэтому вынуждены оставаться в тени. Искать справедливость глупо, выигрывает сильнейший в конкуренции.

Продажи

Чтобы продавать идею, нужно самому в неё поверить. И кто если не основатель лучше всех продаст ее?

Поработали и получили 15 предпродаж. Это те, кто сказал: "присылайте счёт". Но даже фраза : "давайте работать", порой означает « мы ещё подумаем». И даже такой устойчивый список проредится. С другой стороны, это сыграло нам на руку. Бизнес-процесс не отработан, а оплата - это только точка входа, после которой наступает полное право у наших клиентов привносить объективную и конструктивную критику. Только после оплаты средств мы начинаем по-настоящему свою работу. И для этого мы не стали грузиться сотнями клиентов. Для начала обслужим тех, кого имеем.

Стоит отметить, что лиды в основном идут по форме обратной связи. 90% всех заказов были оформлены именно так. Большинство заказов из других каналов были сформированы в текстовом обращении. Звонки и регистрации отнимают силы у людей и они их экономят.

Про мотивацию

В самом начале, чтобы выкатить MVP, мы нагрузили ответственностью проект. Один из участников защищал диплом на нем, и мы не могли его бросить на половине пути. Но прикол в том, что разработка MVP - это даже не половина. Это всего лишь 10%.

Биздев

Ты не поймёшь, что нужно рынку и людям, пока не начнёшь спрашивать у них это. Изначально проектировалась закрытая система, где мы являлись "проводником" между заказчиками и исполнителями. Но вопросов к такому бизнес-процессу было очень много. Исполнители заходили и писали: «где заказы?». И как мы не пытались объяснять, схема была малоинтуитивна. Пришлось делать более классическую модель.

Про акции

Первая акция на нашем ресурсе была «приведи заказчика и получи 1000р.». Спустя несколько минут после публикации, одна из пользователей привела своего мужа, тёщу и сына. При этом даже не попыталась скрыть свою фамилию. Философский вопрос: виноват создатель, который дал такую свободу или человек воспользовавшийся дырой в системе?

Охота на заказчиков

Контринтуитивно, но заказчиков нельзя монетизировать. Хоть у них и есть деньги, но они не готовы пользоваться инструментами без гарантий окупаемости вложений. Особенно, когда есть бесплатные предложения. Эта роль должна входить в систему без скрипа.

Понимание лучших моделей

Мы поняли почему Kwork, так хорошо обгоняет своих конкурентов, потому что их фриланс-биржа сделана в виде маркетплейса. Там не делают заказы, там совершают покупки услуг от исполнителей.

Опыт

Развитие нашего сервиса – это тренажер нейронки. Нужно скармливать информацию, как в технологии GPT. Чтобы в следующем поколении, решения были более точными. Точные, cнайперские выстрелы ни к чему не приводят. Работает только круговой обстрел из дробовика. Стартапы не такие стремительные как о них думают. За кулисами, прежде чем они выстреливают, проходит работа в несколько лет.

На таймлайне в год я планировал снять офис. Но пока сервис развивается не так быстро. Мы не привлекаем инвестиции, поэтому сталкиваемся с трудностями. Но так как это наш не основной источник заработка, то выживаемость у такой модели не плохая. Мы не зарываем инвестиционные деньги под сервис.

Ценности всегда мало

Изначально было так: мы даём вам «доступ» к исполнителям.

Не достаточно.

У исполнителей будет рейтинг, портфолио и подробная информация.

Не достаточно.

Вы будете получать лиды.

Подумаем.

Мы будем приезжать к вам и привозить деньги.

Согласны.

Но исполнители привыкли быстро.

Когда у нас сломался почтовый сервер, нас заподозрили в спаме. Уведомления рассылались исполнителям, в виде одинаковых писем. Пользователи не могли зайти в сервис, так как было необходимо подтверждение через почту. Начали сыпаться гневные сообщения. Что собственно оправдано. Но если посмотреть издалека, то мы делаем работу на энтузиазме и не обещали никому ничего. Тем более просто так. Но люди быстро привыкли к нашему сервису. Теперь мы перед ними в ответственности.

Эволюция с помощью биоразнообразия

Нет единой правильной формулы, так как эволюция происходит в том числе из-за биоразнообразия. Каждый выбирает свою траекторию пути. Например, мы склоняемся к тому, что безопасную сделку не стоит делать как во всех других площадках. Во-первых, не чувствуем острую необходимость. Так как это "костыль" здоровых договорных и юридически правильных отношений. Во-вторых, люди этой специальности годами нарабатывают базу, так как маркетинг очень сложный в этой сфере. Они дорожат каждым клиентом. Это не услуги оформления инстаграм профиля за 1000 р, а серьёзная вдумчивая и высокооплачиваемая работа. Заказчик найдя исполнителя, заключает с ним договор в 90% случаев. После успешно выполненной работы он обращается к нему постоянно. И потом их отношения строятся только на доверии.

Таким образом, опираясь на контекст и своё виденье мы становимся уникальными.

Чему учит

Работать сплоченно в команде. Начали работать с ред поинтами. Двухнедельные забеги и созвон. До такой модели было много вопросов, которые не решались.

Теперь я могу отличить оферту от пользовательского соглашения и лицензионного договора.

Проектированию нужно уделять 80% своего времени, чтобы избежать переделок. Мы были очень педантичными в этом вопросе, но все равно тратили время на пересборку. Невозможно всё предусмотреть, но отбить месяц или два вполне.

Такой сервис в сложной и узкой тематике научил разбираться в маркетинге лучше маркетинговых агентств, которые на первом свидании советовали делать контекстную рекламу, не понимая того, что заказчики у нас не монетизируются. Показатель CPS будет ошибочным, ведь на ноль делить нельзя.

В распространении наших материалов, мы были удивлены. Когда я писал один из постов несколько дней, выложил всю свою экспертизу, он не смог обогнать пост из чата GPT. В итоге мы поняли, сообщество в большой своей части не гуглит специализированные запросы, а хочет знать как войти в аккаунт в ВК. Это не хорошо и не плохо. Это как есть на самом деле.

И главный урок из этого проекта - реальность потребления немного иная, чем я представлял. Люди совершают покупки в основном эмоциями, которые продиктованы глубочайшим маркетингом. Это не только в B2С, но и в B2B. Представьте, что вы звоните человеку и предлагаете ему свой товар. Спустя множество созвонов, он покупает его. Не потому что товар хороший или они заработают на нём, а потому что ваш голос приятный, или у вас схожие мысли, или вы хорошо выглядите на аватарке.

Плюсы

Мы кому-то помогли. У нас есть уже десятки кейсов, где заказчик и исполнитель встретились.

Всем известно, что идеи объединяют людей, можно трудиться вместе с единомышленниками. Проект магнитом притягивает разных людей. Это почва как для знакомств, так и для развития своей карьеры и твердых навыков. Очевидно, что на этом можно зарабатывать.

Свойства продукта

Мы наблюдаем за проектом как за живым организмом, это удивительное явление. Когда-то это была просто мысль в голове. А сейчас оно само живет и развивается. К тому же ещё и подсказывает что нам делать. Не только мы ведём сервис, но иногда и он ведет нас.

33
Начать дискуссию