Как я хотел просто попробовать себя в IT-нише, а теперь развиваю собственный веб-сервис с оборотом 190 000₽/в месяц

Рассказываю увлекательную историю. 11 месяцев назад я, на 100% гуманитарий, решил во всем разобраться и втайне от жены начать собственный IT-проект и почти прогорел… но терпение и труд. И теперь мой стартап по отраслевой аналитике приносит 190.000₽ в месяц. Мотивация и +1 к вере в себя после прочтения – гарантирую.

Как я хотел просто попробовать себя в IT-нише, а теперь развиваю собственный веб-сервис с оборотом 190 000₽/в месяц

По классике начну с небольшого навигационного абзаца, чтобы те, кто еще не читал мои очерки, могли хоть как-то уловить суть:

1. Старт. Первая идея и почему вообще решился начать, ну и немного о проекте.

2. Первые деньги после казалось бы полного провала

3. Пьянящий успех, первые тысячи юзеров и наивное желание продать сервис (ахаха, кому он был тогда нужен –непонятно)

Ну а если сильно лень читать, то вкратце изложу тут. Меня зовут Глеб, и я IT-фаундер, прости Господи. Год назад начал свою разработку сервиса по аналитике продаж и учету финансов для продавцов на маркетплейсе — простое решение на тему, которая очень «болит» у всех селлеров. Получилось создать довольно крутую отраслевую штуку в очень быстро растущем сегменте. Все это решение было упаковано в телеграм-бот (для скорости и удешевления процесса) и благополучно представлено свету.

Ошибки в первоначальном продвижении и отсутствие вообще элементарного понимания, а как продвигать свой сервис и как дорабатывать продукт, привели к сливу 450-500 тысяч на зарплаты разработчикам, и я коснулся дна… а дальше начался медленный путь наверх, где я сам тестировал различные маркетинговые инструменты, развивал партнерскую программу и исправно молился за успех своего сервиса:)

О чем будет текст? Что изменилось с последней статьи в декабре, когда я, окрыленный успехом первых 30.000₽ в месяц оборота, грезил о продаже своего «супер» стартапа, LOL.

А изменилось, ребята, всё… после прошлой статьи и размещения проекта на продажу на различных агрегаторах, меня разнесли в щепки, сказав, что и я, и продукт – го*но, и никто в здравом уме и за 100.000₽ за него не заплатит — это дало пищу для размышления и скорректировало курс дальнейшего развития. Именно о том, что я делал и как это повлияло на развитие проекта и будет текст. Ну и в конце немного о планах на будущее.

Детали проекта и как выглядит сервис сейчас. Короткий обзор функционала

Глобально, проект такой же. Система аналитики и учета продаж для продавцов на маркетплейсе (в работе пока один маркетплейс — Wildberries).

Основная суть: телеграм-бот коннектится с личным кабинетом продавца (такой есть у всех, кто продает на маркетплейсе) за пару кликов, и дальше бот дублирует, сортирует и всячески упорядочивает те данные, которые в хаосе представлены у селлера в личном кабинете.

Есть целый ряд дополнительного функционала, который также доступен юзеру по общей подписке или за доплату. Касаться сильно подробно этого не буду, так как в статьях ранее об этом прямо супер-скрупулезно писал и даже видео-обзоры прикладывал. Там много крутого, и интеграция с GPT и собственный мощнейший парсер и блок с оцифровкой финансов. В целом получается такая мини-экосистема для селлера.

Маркетинг и продвижение сервиса

Воистину, это то, что изменилось сильно. В начале проекта (несмотря на то, что вообще-то моя основная работа связана с маркетингом и рекламой), было ощущение, что сервис весь такой полезный и что всё должно как-то само произойти, и достаточно будет закинуть ссылку на бота в пару тематических чатов, и все будет ок.

Спойлер: было действительно ок, но когда сервис стал платным, когда я подключил минимальную монетизацию, я узнал ужасную вещь: что логика по типу "Сервис полезный, это ведь и так всем понятно, и проблемы оплатить 250/350₽ не будет точно" – это логика ошибочная в каждом своем слове.

Дальше уже началось погружение в специфику и более точный расчет и тест рекламных инструментов. По итогу, единственным, что работало и работает до сих пор – TG ADS. Реклама в тематических каналах приводит в среднем от 30 до 50 юзеров в день при минимальных затратах 10-12 тысяч в месяц и является неким базисом, который обеспечивает трафик.

С середины декабря, когда я сел прописывать какую-то мало-мальскую стратегию развития, решил добавить новый канал рекламы – блогеров. Тут надо сказать, что именно в этой отрасли, наверное, лучшие условия для подобного взаимодействия. Работает это примерно так.

Первый вариант:

Есть эксперт, допустим, финансист, аналитик, менеджер-кабинетов, ассистент, или еще кто-то, кто может оказывать пользу селлерам. Этот кто-то создает канал для трансляции своих умений и аккумулирует вокруг себя селлеров, которые нужны моему сервису. Я подготовил презентацию продукта, а ассистентка нашла 100 таких каналов, и мы устраиваем спам-атаку. В сути самого предложения, конечно, партнерство: мы размещаем канал эксперта у себя, а эксперт размещает себя у нас. В результате все довольны. В редких случаях, если канал эксперта как-то ценен по особенному, можно разместиться за деньги, но для нас был приоритет именно на партнерство.

Второй вариант:

Есть селлер, который работает и растет в оборотах. Селлер создает какой-то (обычно в ТГ) канал для себя, и с вероятностью в 80-90% (процентная статистика, конечно, интуитивная) через полгода-год появляется какой-то инфо-проект.
Это может быть что угодно: наставничество, консалтинг, бизнес-клубы, полноценные курсы. Моя задача была презентовать наш продукт и влезть в эти проекты. Работает это так: мы делаем отдельную реферальную ссылку для учеников блогера с бесплатным доступом на месяц (или на период обучения). Это добавляет удобства самому блогеру и приводит нам целевой трафик. Вроде Win-Win.

Найти таких блогеров, выйти на связь и добиться, чтобы из всего «шума» и предложений увидели тебя – талант, но вроде как у нас получается, и несмотря на трудоемкость задачи, она не невозможна.

За два месяца мы нашли трех партнеров с разным вовлечением. Нас систематически размещают, и лучший отчет будет, наверное, скриншот из статистики, а сколько же заработали наши партнеры (все партнеры получают 30% от любых продаж своих рефералов)

Достижения наших партнеров
Достижения наших партнеров

Промежуточный вывод:

Если денег нет, но держаться надо, то верный (но сложный) вариант – это усиленная работа с партнерами (писать, звонить, напоминать) и работа с уже существующими юзерами. Ведь у кого-то может оказаться знакомый, друг или еще кто-то, кто может быть вам полезен, и вы заключите партнерство. В нашей нише это работает особенно хорошо, и цифры соответствующие.

UX/UI - самая важная вещь в любом сервисе, или почему все юзеры так страшно тупят

Если бы меня спросили: «А какое твое самое большое открытие и шок за все время работы в проекте, что больше всего удивило?», без сомнения, ответ был бы про UX/UI.

Для тех, кто не в теме, UX/UI – это продумывание дизайна и логики любого сервиса с точки зрения клиентского удобства. Иными словами, чтобы было понятно куда «тыкать» и чтобы пользователь мог сам взаимодействовать с сервисом и узнавать его.

На эту тему очень много статей и различного материала, и я не ставлю себе в задачу в этой статье полностью раскрыть всю проблематику (может быть, сделаю это в следующих статьях), но если коротко – это самая важная вещь в любых ПО и программах, которые нацелены на то, чтобы с ними было удобно взаимодействовать пользователю.

Посмотрите сами, в мире технологий все меняется, VR-очки и дополненная реальность, новые технологии, ИИ грозит миру порабощением, и буквально каждый месяц изобретается что-то новое. Но вот, например, значок «корзины» на вашем рабочем столе, и не важно, iOS или Microsoft у вас, не менялся вообще с момента появления первых версий ПО (или менялся незначительно). Значок «сохранения» в виде дискеты в вашем документе – аналогично! Никогда не думали, почему так происходит? Ведь уже выросло целое поколение, которое этих дискет вживую то и не видело… почему бы не заменить этот значок? Ответ кроется там – UX/UI. В общем, оставлю пока этот момент на самоизучение тем, кому интересно. Ниже расскажу, как это все относится именно к моему продукту.

Начнем с основ, проблема номер один – знакомство с нашим ботом.

Первое знакомство с нашим ботом у пользователя происходит через стартовый экран, с небольшим рассказом про наш функционал. Далее мы описываем короткую рекомендацию прямо в первом сообщении, как бы помогая пользователю познакомиться с нами и сказать: «Теперь делай эти действия».

Наша главная логика была в том, что так как мы по сути B2B сервис и являемся отраслевым решением, нам не надо так сильно заморачиваться над пользовательским опытом. Клиент и так знает свою «боль», он и так все понимает. Ну и раз он перешел в рекламе в бот, ну всё – дело в шляпе, он начнет пользоваться. Но не тут-то было. Основной нашей проблемой было (и есть сейчас, но в меньшем объеме), что люди заходят, активируют бот, но не соединяют его с кабинетом продавца, то есть не используют главную функцию бота (оповещение о статусе товара). Они, конечно, знакомятся с нашими дополнительными продуктами, иногда и покупают их, но они не становятся нашей базой и не оформляют подписки.

Эта проблема долго была прямо критического масштаба. Для понимания, мы могли завести в день до 70 человек, которые активируют бота, и из них только 7-8 человек, кто соединит бота с своим магазином.

Проблема номер два: пользователи, которые решают отвалиться, и «спящие аккаунты».

Как только мы начали прибавлять в пользователях, мы начали видеть, что примерно 70% (подсчет происходил вручную) не продлевают наш сервис уже на второй месяц.

Аналогичная ситуация происходила и с продуктами на апсейл. Процент тех, кто докупал наш дополнительный функционал, был просто микроскопическим, а наши редкие рассылки по базе с просьбой купить или продлить услугу иногда получали такие ответы по типу: «Где посмотреть сколько стоит?», или «как купить?». Мягко сказать, это вызвало странные чувства, ведь вся информация уже как месяц была в боте, и мы меняли все инструкции. Казалось, что пользователи, которые это пишут, только что взяли в руки телефон и вообще не понимают, что мы хотим от них. Это дало пищу для размышления.

Финальной каплей для понимания, что да, проблема в нас, стала следующая ситуация: мы ведем небольшой телеграм-канал, который посвящен нашему сервису. Там самый активный костяк пользователей. В этом канале мы озвучиваем планы по функционалу и всякую внутреннюю информацию.

Как обычно, мы делали небольшой обзор обновления для нашего продукта по оцифровке личного кабинета в связи с новой формой отчетов от маркетплейса, и в комментариях к нашей новости одна дама написала примерно следующее: «Какая хорошая таблица, где купить?». И мало того, что это написал пользователь, который вступил в наш закрытый телеграм-канал, так еще и это сообщение набрало лайков 7-8… Мы были в шоке и поняли, что как бы нам не казалось, что наш бот простой, что меню бота маленькое, а функционал понятен – большинство пользователей не понимает, что мы от них хотим. Даже больше, они вкладку «тарифы» найти не могут… и мы решили меняться

Чтобы справиться с кризисом, мы приняли ряд мер.

Во-первых, мы начали активно общаться с пользователями. Мы подготовили чек-лист из важных для нас вопросов, начиная от качества работы самого бота и заканчивая пожеланиями по улучшению. Мы объявили скидки и бонусы за участие в опросе и начали собирать статистику. Более 400 участников приняли участие в опросе, и нам потребовалось более двух недель для оцифровки результатов. Полученные данные были для нас настоящим сокровищем, самая ценная информация полученная из первых уст. Средняя оценка нашего бота составила 4.1, а оценка удобства интерфейса – 3.8 балла... Хоть эти оценки и расстроили нас, мы восприняли это больше как вызов, чем обиду.

Параллельно мы работали над прописыванием системы оповещений. Теперь, пользователь, который активировал нашего бота, попадал в целую систему оповещений, которая аккуратно и без спама вела его. Мы помогали подключить его кабинет продавца к нашему боту, рассказывали про дополнительный функционал и продукты бота. А в случае отклонения, например, игнорирования, мы меняли стиль оповещений и пробивали «слепоту».

Как отразились изменения на финансовых показателях?

Все изменения, которые мы ввели на основе нашего исследования и собственных идей, были крайне косметическими. Например, раньше кнопка «Тарифы и оплата» была не в главном меню, а во вкладке «Личный кабинет», что делало доступ к ней на одно касание дольше. Теперь она отделена и имеет свое место, как и ЛК.

Скриншот структуры нашего нового "меню".
Скриншот структуры нашего нового "меню".

Раньше не было комплексных тарифов, а теперь можно приобрести подписки разными выгодными пакетами. Даже оповещения о приближающемся конце подписки были улучшены: теперь это оповещения, внизу которых сразу удобная кнопка для оплаты одного из тарифов, а также дополнительная кнопка для ознакомления с другими тарифами. Мелочи, казалось бы, но вопросы от пользователей типа «а как продлить тариф?» и рост оборота после наших изменений говорят об обратном.

Пример оповещения после нашего обновления 
Пример оповещения после нашего обновления 

Если в ноябре мы заканчивали с оборотом в 39.000, то цифры в феврале уже куда интереснее. Изменения оказались верными, и теперь мы видим рост по всем направлениям: в подписке, в подключении магазинов к нашему боту и в покупке наших дополнительных продуктов.

Позитивный рост 
Позитивный рост 

Вывод: Общение с вашими пользователями и клиентами может значительно улучшить ваши показатели в 2-3 раза, не увеличивая расходы на маркетинг. Просто измените свой подход к коммуникации с уже существующей аудиторией.

Какие планы на будущее и что дальше?

Конечно, такой рост оборота и в целом рост аудитории (сейчас нас уже 5723 пользователя) заставил по-иному взглянуть на проект, на его потенциал и на то, сколько времени нужно выделять проекту. Делюсь наработками.

Поиск рекламодателей.

Одно из того, что раньше мы не делали, мы решили продавать рекламу, все же у нас есть аудитория и ее не так мало + одно из наших преимуществ – это то, что наш сервис просто не имеет смысла использовать тем, кто не ведет реальную деятельность по продаже товаров на Wildberries, иными словами, это значит, что вся наша аудитория – это активные ИП и ООО, по сути это премиум аудитория в рекламе.

Мы подумали над форматом, ведь нам не надо "выжигать" аудиторию постоянными постами с новыми и новыми предложениями, и мы выбрали максимально нативный формат, создали отдельную кнопку в боте «партнеры», где будет размещена информация о рекламодателе и его ссылки на нужные платформы. И начали искать те компании, которые могут быть заинтересованы в работе с нами.

За три дня мы нашли агентство по оказанию бухгалтерских услуг, они заинтересовались нашим предложением и мы заключили сделку. Мы разместим их на месяц по кнопке «партнеры» и обеспечим 4 рассылки с нативной агитацией к переходу на их сайт. Цена размещения - 50.000₽/месяц.

После продажи такого «жирного» рекламного слота, конечно голова немного закружилась, теперь это направление у нас активно в работе и мы планируем заключать контракты на несколько месяцев с одними партнерами и обязательно повышать чек, рассматриваем также размещение сразу нескольких партнеров одновременно, или формирование даже некого списка, который будет размещен у нас во вкладке «партнеры», это было бы удобно для юзеров, посмотреть на доверенные компании по тематическим направлениям и сделать свой выбор.

Полноценная веб-версия с расширением функционала.

Ох, это самая важная новость по планам на будущее. Мы делаем полноценную веб-версию и расширяемся в настоящую аналитику, которая будет поддерживать все маркетплейсы в РФ, не только WB.

На самом деле решение выглядит довольно логичным: наш бот растет, юзеры прибавляются, дополнительные продукты бота по оцифровке и различной систематизации заходят на ура, и мы видим спрос. Также одним из пунктов опроса в нашем мини-исследовании (о котором говорили выше) был вопрос про веб-версию, и более 61% сказали, что им было бы комфортно пользоваться веб-версией и что они находятся в поисках удобной и относительно недорогой аналитики. Так что я почти сразу начал собирать команду под проект.

Тут поделюсь эксклюзивом – набросками по дизайну, которые уже готовы (файл). Кстати, MVP нашей "Radar Analytica" выйдет уже через неделю на одноименном домене. Выкатываем в работу главный Dashboard со всей информацией и сводкой по периоду (один из главных экранов). Начнем тесты пораньше и будем собирать обратную связь от пользователей, ведь, как уже понял, обратная связь от юзеров — это то сокровище, которое часто игнорируется.

По цене разработки: разработку оценили в 450.000₽, что на самом деле довольно удачно учитывая объем работ и сложность задач. В цену также включена разработка дизайна.

Планов на монетизацию масса, сейчас формирую еще основной приоритет, но уже понятно, что будем открывать консалтинг по базовым услугам для селлеров: управление магазином, аналитика карточки товаров, настройка рекламы и продвижение.

Также разумным шагом является открытие своего обучающего продукта, курсы по отдельным направлениям бизнеса с Wildberries и для будущих менеджеров маркетплейса, и мы уже ищем экспертов для сотрудничества. Ну и конечно, развитие в сторону новых МП (ОЗОН, Яндекс маркет и тд…), хочется создать экосистему, с помощью которой можно целиком и полностью управлять продажами и маркетингом в сфере маркетплейсов.

Поиск партнера и/или инвестора

Одной из главных целей на 2024 год для меня стала именно эта задача. Причин много, основная – финансовая. Уже год как все это лежит на моих плечах, и очень тяжело развивать такой не маленький проект в одиночку и за свой счет. А впереди ведь только больше. Для управления таким продуктом, который я задумал и который уже разрабатываю, нужны менеджеры и продюсеры. Проект явно заслуживает большего внимания и финансов, чем получает сейчас от меня. (На случай если эту статью читает богатый человек с большим количеством денег – @media_laba, мой тг, буду рад ответить на все вопросы и провести презентацию).

В проект в целом верю. Ниша относительно свободная, спрос превышает предложение, а статистика и цифры в целом, связанные с МП, растут как на дрожжах.

Так что хочется надеяться, что я нахожусь в нужное время в нужном месте и вот такой, по началу, экспрессивной идеей по созданию какого-то бота по аналитике, заложил первый кирпичик многомиллионной компании.

Так что пожелайте мне удачи и напишите в комментариях к статье свое экспертное мнение: есть будущее у такого проекта, или даже мечтать не стоит, и мне готовиться идти работать на завод.

1515
40 комментариев

В тайне от жены? Повезло что в плюс, а то развод )))

2
Ответить

Да... пока не зарекаюсь) сумму разработки веб-версии я не озвучивал)))))

1
Ответить

450К - это фантазии.

Более реально - 2-3 миллиона до какой-то адекватной версии.

А вообще успехов)

1
Ответить

Спасибо)

Ну наверное если отнести это все в агентство из топа рунета)) а так это УЖЕ делают за 450 тыс)) просто хантинг хороших спецов - мой дар)

Ответить

"""По цене разработки: разработку оценили в 450.000₽, что на самом деле довольно удачно учитывая объем работ и сложность задач. В цену также включена разработка дизайна."""
—-
Имхо, неадекватная сумма. Правда я не знаю деталей вашего проекта, но как понимаю, там и аналитика (расчеты), и интеграция со сторонними сервисами, и личные кабинеты с подписками-оплатами и т.д и т.п.

Данная сумма подошла бы при наличии готового коробочного решения с устравающим уже имеющимся функционалом. Но "коробка" в вашем случае вряд ли подойдет.

А 450 тыщ минус дизайн - это зарплата пары месяцев работы одного программиста средней руки. Не, несерьезно. Плюс еще проект скорей всего потребует постоянной поддержки, так что придется програмиста нанимать на постоянку. На меньшую сумму конечно, но всё же эти расходы надо тоже учесть.

1
Ответить

Ну тут в 450.000 входит - дизайн/разработка. Поддержка тут отдельно - 15.000р в месяц будет)

Да, цена очень удачная)) в агентствах когда я пробивал стек и узнавал детали называли 1,5 млн)))

Ответить

Проект явно заслуживает большего внимания и финансов, чем получает сейчас от меня. Явно
есть будущее у такого проекта, или даже мечтать не стоит, и мне готовиться идти работать на завод.Не стоит. Только не на завод, а в PM
Хотя бы научат оформлять презентации/КП

1
Ответить