Как я продал IT бизнес, чтобы развлекать детей (и себя)

С 2008 года моя компания занималась кастомной разработкой сайтов, веб-сервисов и мобильных приложений. Спустя 15 лет я окончательно выгорел, продал долю партнеру и на вырученные деньги решил запустить детский развлекательный центр. Полтора месяца назад мы открылись и вот что из этого вышло.

Как я продал IT бизнес, чтобы развлекать детей (и себя)

В статье я расскажу, сколько мы потратили на запуск центра и сколько уже зарабатываем. Более подробные и развернутые отчеты по цифрам можно отслеживать в моём ТГ канале.

Содержание

Почему я решил продать IT бизнес

Многие айтишники мечтают создать свой продукт. Обычно это связано с желанием независимости от хотелок начальства/клиентов и стремлением к самореализации и созданию чего-то, исходя из своего видения прекрасного.

В 2008 году я открыл IT компанию и за 15 лет мы разработали десятки CRM, СDP, CMS и прочих трехбуквенных управленческих и аналитических систем для клиентов различного размера. С каждым годом экспертиза всё росла, а с ней и желание сделать свой софт. В идеале не просто очередное облачное ПО, а в связке с реальным физическим продуктом или услугой. Этими мыслями я был слегка одержим.

В июле этого года основатель Додо пиццы Федор Овчинников устраивал археологическую экспедицию в Усть-Цильме. По счастливой случайности я присоединяюсь к этой экспедиции. Это был не только невероятный опыт, но и знакомство со множеством классных людей из разных сфер бизнеса, среди которых был Алексей Красиков, основатель сети детских развлекательных центров Скалалэнд.

Древностей (кроме камней) я так и не накопал
Древностей (кроме камней) я так и не накопал

У Алексея была схожая с моей проблема, только наоборот. Успешный рабочий бизнес, которому остро не хватает автоматизации. На этой почве мы и нашли много очевидных возможностей для сотрудничества.

30 августа 2023 года мы официально договорились о партнерстве. Я стал частью команды Скалалэнд, в которой отвечаю за IT трансформацию всего бизнеса.

Кроме того, помимо IT, я стал франчайзи нового флагманского детского центра в Москве. Такое решение обусловлено двумя вещами:

  • “Skin in the game”, то есть максимальная заинтересованность в успехе компании и качестве будущего IT продукта.
  • Место проверки гипотез и тестирования бизнес-процессов. В этом центре мы внедряем и тестируем все новые технологичные решения и продукты.

Стоимость открытия центра

Детские развлекательные центры бывают 3х форматов:

  • Мини (до 500 м2)
  • Стандарт (500-800 м2)
  • Макси (800-1500 м2)

Средняя стоимость ремонта и оснащения детского центра составляет 37 000 рублей за 1 м2. Это цена, если входить в помещение состоящее только из бетонного пола и стен. В эту стоимость включены уже абсолютно все расходы от строительных материалов до канцелярии и костюмов аниматоров.

Главная трудность при открытие нового центра — поиск подходящей локации. Идеальное место это торговые центры, особенно сейчас.

Во-первых, там созданы все условия для соответствия всем техническим требованиям нашего законодательству.

Во-вторых, сейчас такое время, когда у ТЦ большие трудности с арендаторами, а детские центры генерируют дополнительный трафик (за счёт частых праздников на которые приходят даже те, кто может и не собирался идти в ТЦ).

В текущих условиях это позволяет получать неплохие условия по аренде в сравнение со стрит-ритейлом, где на хорошие локации спрос ничуть не упал.

С самого начала я рассматривал вариант открытия центра в формате Мини, не более 400м2. Ведь выручить серьезные деньги на продаже сервисной IT компании достаточно сложно. Однако в процессе поиска локации нам попалось идеальное место в 650 м2 в ТЦ в Новой Москве.

Как и в ресторанной сфере успех детского центра зависит от трёх факторов:

  • Локация
  • Локация
  • Локация

В итоге было принято решение затянуть пояса и открыть центр на 650 квадратов. Планируемый бюджет вырос с 15 до 24 миллионов рублей.

При этом место от нас чуть было не ушло. Конкуренция за хорошие локации настолько высокая, что один из конкурентов даже звонил владельцам ТЦ убеждал их, что основатель нашей сети умер и не стоит подписывать с нами договор, ведь вся сеть скоро разорится. Пришлось оперативно созваниваться с собственниками ТЦ по видеосвязи.

Конкурент звонил в ТЦ и говорил, что основатель нашей сети умер

Из чего состояла смета:

  • Документация — 409 010
  • Аттракционы — 11 565 900
  • Ремонтные работы — 8 637 580
  • Ресепшен — 867 000
  • Патирумы (с лазертагом) — 1 159 000
  • Кафе — 740 375
  • Кухня — 809 000

Львиная доля пришлась на аттракционы и работы по их монтажу и ремонту помещения

Смета
Смета

На кухонном оборудование удалось сильно сэкономить. Почти всё мы взяли б/у в специализированных компаниях.

С аттракционами, к сожалению, так не получилось. Расходы на демонтаж, транспортировку и адаптацию под новое помещение достигает 50%. Заказать новое выходит так же по стоимости и гораздо проще.

На чём зарабатывает детский центр

Доходы центра можно разделить на три основные категории

  • Входные билеты для свободного посещения
  • Проведение праздников
  • Кафе
День технического открытия. Ждём первых гостей.
День технического открытия. Ждём первых гостей.

Входные билеты

Наш развлекательный центр это, по сути, большая крытая игровая площадка. Родители приводят к нам детей, отправляют их играть на аттракционы, а сами могут посидеть в кафе. На входе на каждого ребенка приобретается билет на определенное время, от 1 часа до безлимита на весь день.

Выручка от свободных посещений составляет обычно от 40% до 60% всей выручки центра в зависимости от сезона. Летом идёт значительное снижение, сложно конкурировать с уличными площадками в хорошую погоду, особенно в Москве.

Проведение праздников

В основном это Дни Рождения. Мы предоставляем отдельные патирумы, в которых проводится анимация и накрывается праздничный стол. После анимационной программы дети получают доступ ко всем аттракционам центра на 4 часа.

Так же часто отмечают выпускные и тематические праздники (Новый Год).

Доля выручка от праздников обычно составляет 25-35%.

Кафе

Наш центр первый во всей сети с полноценной собственной кухней и большой зоной кафе на 10 столиков. Кухня в основном работает на праздники. Мы сконцентрировались на небольшом и самом ходовом ассортименте: пиццы и картошка фри.

Посетители кафе обычно берут напитки и десерты. 15% приходится на кофе, а самый продаваемый товар обычная вода без газа.

Заказали на 5000 рублей бутербродов и выкинули через 3 дня на 4800

При этом мы продолжаем постоянно тестировать ассортимент. Недавно решили попробовать сэндвичи и роллы. Заказали на 5000 рублей, продали два штуки и остальное через 3 дня выкинули по сроку годности. Тестируем дальше.

Кофемашину взяли в аренду. За саму аренду мы не платим, но должны заказывать определенный объём кофе у данной компании.
Кофемашину взяли в аренду. За саму аренду мы не платим, но должны заказывать определенный объём кофе у данной компании.

Выручка от кафе и кухни сейчас находится на уровне 25% от общей.

Как мы выполнили план на 110% за первый месяц

Техническое открытие у нас состоялось 10 февраля, но все аттракционы мы запустили только к началу марта. Вчера я подбил итоговые результаты за первый месяц работы:

Как я продал IT бизнес, чтобы развлекать детей (и себя)

Выручка составила 2 331 450, а EBITDA 298 897 (P&L можно скачать в ТГ). Это весьма неплохой результат для первого месяца. Изначально, мы планировали выйти в операционный плюс к сентябрю, но спрос на удивление оказался таким высоким, что мы даже отключили всю рекламу спустя неделю после её запуска. И дело не в том, что у нас была полная загрузка, а просто мы не успели нанять нужное количество персонала, не ожидая такой ажиотаж в первый месяц.

Первые выходные. Неожиданно битком.
Первые выходные. Неожиданно битком.

Несколько выходных я сам работал инструктором на скалодроме, чтобы детям не пришлось стоять в долгих очередях.

А 18 марта мы поставили новый рекорд, перевалив за 200 000 рублей выручки за день.

Пока рано делать выводы, но радует, что мы можем даже успеть немного накопить прибыли, чтобы спокойно войти в мёртвый сезон.

Примерная сезонность.
Примерная сезонность.

Как мы планируем увеличивать доход

Наша цель по базовой выручке (это когда сезонность 0%) составляет 3 млн рублей. Это почти в полтора раза больше, чем сейчас.

Как вы помните, текст начинался с того, что мне хотелось создать собственный IT-продукт. В нашем случае задача этого продукта увеличить выручку и прибыль как нашего, так и всех центров сети.

Продуктов, на самом деле, два.

1 — собственная CRM система

Да, краткосрочно, пилить свою CRM-систему это не самое умное решение, но долгосрочно это точно окупится с учетом всей специфики и нюансов бизнеса. Тем более за 15 лет я научился делать такие системы быстро и недорого. Меньше чем за пол года мы уже написали большую часть этой системы и уже во всю её тестируем.

Как я продал IT бизнес, чтобы развлекать детей (и себя)

Я уверен, что нам удастся значительно увеличить поток заявок на праздники и их конверсию. Ну и в целом над удержанием и возвращаемостью мы тоже будем активно работать

2 — собственные интерактивные аттракционы

У меня уже 3 года есть небольшой стартап — студия разработки игр. Несколько лет мы делали мобильные игры, а год назад даже выпустили полноценный ПК шутер в Steam.

В рамках этой студии в конце прошлого года мы решили попробовать собрать интерактивную игру для развлекательного центра. Это такая проекция на стене, к которой подключен датчик, считывающий касания. В результате получается интерактивная панель в виде проекции на стене, на которую можно нажимать руками

Первый прототип мы собрали за пару месяцев и так увлеклись, что решили вывести это в отдельное полноценное направление.

Тестирую игры. Показываю разработчикам, что персонажей надо бы уменьшить.
Тестирую игры. Показываю разработчикам, что персонажей надо бы уменьшить.

Площадкой для тестирования всех игр выступает мой центр. Я сам лично тестирую каждую игру и внимательно слежу как в неё играют дети. Первые игры мы переработали уже десятки раз, чтобы было реально интересно и весело.

Изначально, у нас в центре должен был быть лазертаг, но в самый последний момент я передумал, решил рискнуть и сделать большую интерактивную зону.

Разработка интерактивных игр затянулась. Чтобы помещение не простаивало — купил на авито нёрф бластеров. Дети были в восторге. Пока не стали их убирать.
Разработка интерактивных игр затянулась. Чтобы помещение не простаивало — купил на авито нёрф бластеров. Дети были в восторге. Пока не стали их убирать.

Сейчас интерактивная зона — самый популярный аттракцион в центре, так что оно точно того стоило. Кроме того, каждая новая игра это совсем новый опыт, а значит детям каждый раз будет интересно возвращаться к нам, чтобы поиграть во что-то новенькое. Это точно повысит возвращаемость и LTV.

Если интересны подробности — напишите в комментариях. В следующем посте я тогда расскажу, как мы создавали интерактивные игры, почему не стоит заказывать датчики слежения в Китае в декабре и как опыт работы с европейскими мобайл паблишерами позволяет нам создавать действительно интересные игры.

Титры

Оперативно следить за нашими успехами можно в моём ТГ-канале - https://t.me/pogolsha. Пишу там сам и не чаще раза в неделю. Рассказываю про техническую составляющую проекта и публикую ежемесячные финансовые отчеты.

111111
6 комментариев

за 15 лет я научился делать такие систем

Три года спустя: мы решили выйти на рынок CRM с нашей системой
7 лет спустя: продал долю

3
Ответить

Ну, если эта доля кормила несколько лет и даёт возможность выгодно продать в конце, сделка неплохая. Другое дело причина продажи - в этот раз выгорел, в следующий могут и почки отказать

Ответить

С вашего позволения, побрюзжу. У вас хорошо стартанули аттракционы. Правильное решение - расширять это направление. Зачем вам пилить CRM? Я не верю, что это прям настолько критичная вещь, что без своей разработки никак. Вы сейчас просадите деньги, и в итоге получите ПО, которое будет требовать постоянных вложений на доработку и сопровождение. Если уж так хочется, выделите разработку в отдельную компанию, и пусть фирма сама себя финансирует.

1
Ответить

Вспомните ещё раз начало статьи. Аттракционы хорошо стартанули в его личном центре по франшизе. Но он устроил-то его в первую очередь потому, что запартнёрился с владельцем сети как раз на теме автоматизации и решил взять центр для личной заинтересованности

Ответить

нет более золотой жилы чем родители,которые хотят отдохнуть от своих детей🤣🤣🤣 Любые деньги отдадут лишь бы на пару часов кто то другой их чадо развлекал

1
Ответить

зря вы продали бизнес

Ответить