«Знания» – платформа для совместного обучения и помощи по выполнению домашних заданий
«Знания» помогают перейти от вопросов к пониманию
У большинства школьников нет возможности получить индивидуальную помощь во время занятий: в классе много детей, и у педагогов зачастую не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому. Поэтому школьники ищут ответы на свои вопросы в интернете, где информация бывает устаревшей, ошибочной или неполной – а чаще всего все вместе.
Вместо того чтобы «гуглить», они могут задать вопросы по домашним заданиям на образовательной платформе «Знания» (известной в мире под брендом Brainly) и быстро получить достоверный ответ от других членов сообщества – сверстников, экспертов, учителей или родителей.
Наш сервис помогает школьникам перейти от вопросов к пониманию основных предметов. Мы стимулируем пользователей давать подробные объяснения и уделяем много внимания обеспечению правильности ответов, чтобы ребенок не просто переписывал материал из поисковика, а мог понять, как правильно делать то или иное задание. Для каждого вопроса есть функция «Попросить больше объяснений», а также оценить полезность ответа по пятибалльной шкале.
Проверяют ответы модераторы, которых отбирают территориальные менеджеры. На российской платформе их несколько сотен. Часто это бывшие или нынешние учителя. Модераторам помогают алгоритмы машинного обучения, обнаруживающие спам с помощью фильтрации языка. Кроме того, всем членам сообщества доступна кнопка «Отметить нарушение», с помощью которой можно обратить внимание модератора на тред, в котором могут быть ошибки.
Вовлеченность пользователей мы поддерживаем и через геймификацию. Чтобы задать новый вопрос, необходимо заработать очки, отвечая на вопросы других. Пользователи, которые часто и подробно отвечают, повышают свой ранг. Например, уровня «Ученый» могут достичь те, кто дал как минимум 15 «лучших ответов» и получил 3000 баллов за свои решения. Если помогать другим регулярно и правильно, можно попасть в рейтинг «Лучшие помощники».
Все вышеперечисленные функции гарантируют высокое качество базы знаний, на котором основана модель роста сервиса: чем больше ответов и чем они подробнее, тем больше приходит пользователей.
Что значит «совместное обучение»
Почему сервис позиционируется как «платформа для совместного обучения»? Первый раз мы сталкиваемся со сложностями в выполнении домашней работы будучи школьниками, а затем – когда наши дети просят помощи со сложной задачей. На платформе все участники – в том числе родители и учителя – обмениваются знаниями по школьным предметам и могут за секунды объединить усилия для поиска ответа на общий вопрос. Так, дети получают индивидуальную помощь, общаются в дружеской атмосфере и извлекают пользу из времени, проведенного онлайн.
Совместное обучение открывает массу возможностей для трансформации привычной образовательной модели. Возможно, в будущем условный школьник из Польши сможет задать вопрос на английском языке на платформе Brainly (бренд «Знания» используется в русскоязычном сегменте) и получить ответ от сверстника из США, Индии или других 33 стран, в которых представлено сообщество.
Co-oснователь Михал Борковски: Q&A для широкой аудитории менее эффективные, чем специализированные сервисы
Стартап был основан в 2009 году Михалом Борковски, Томашом Краусом и Лукашом Халухом в Польше. Михал Борковски до Brainly участвовал в запуске других платформ в формате «вопрос-ответ». В процессе он обнаружил, что специализированные сервисы в этой сфере демонстрируют лучшие показатели, нежели предназначенные для широкой аудитории. Этот факт в сочетании с наблюдением, что школьники лучше продвигаются в собственном обучении, когда помогают друг другу, превратился в идею EdTech-стартапа Brainly.
В настоящий момент объем финансирования составляет 68,5 млн долларов. Последний раунд инвестиций (series C) прошел в июле 2019 года. В проект вложились Naspers, Manta Ray и российский Runa Capital. Ранее средства направлялись на развитие базы знаний и выход на новые рынки. Мы также планируем сосредоточиться на монетизации и усовершенствовании пользовательского опыта.
Мы не тратим средства на привлечение аудитории
Пользователи приходят на платформу сами. Органический трафик формируется благодаря внушительной базе знаний, которая индексируется поисковыми машинами и приводит пользователей на сайт. На данный момент можно найти подробные ответы более чем на 12 млн вопросов по любому школьному предмету.
Показатель YoY (англ. «Year-over-Year») отражает стабильный прирост аудитории платформы.
Монетизация продукта для школьников, которые не зарабатывают. Как?
Школьники – основная целевая аудитория «Знаний», и они не зарабатывают деньги, которые могли бы потратить на образовательные услуги. Как монетизировать такой продукт? Показатели выручки мы не раскрываем, однако можем рассказать о модели монетизации.
Все основные функции бесплатные. У «Знаний» два источника прибыли – платная подписка и реклама. Стоимость подписки составляет 540 рублей в год, она дает неограниченный доступ к ответам и убирает рекламу. В будущем мы планируем продвигать платформу среди родителей: среди них прогнозируем высокий спрос на преимущества от подписки.
Для рекламодателей платформа привлекательна охватом и вовлеченностью поколения Z. На этом поле нашим конкурентом можно назвать только TikTok, но у них другая отрасль – развлекательная. Это позволяет нам эффективно сотрудничать с крупным брендами, среди которых Ростелеком, МТС и Rexona. Совместно с Rexona мы делали образовательный проект на тему «Уход за собой», в рамках которого подростки могли задать любые деликатные вопросы о личной гигиене, которые они обычно стесняются озвучивать в жизни – именно поэтому тема оказалось такой важной и вызвала резонанс среди пользователей.
Общий охват составил более 23 млн пользователей, а лендинг с тестом посетили более 5 млн – они изучили материалы о продуктах Rexona и разобрались в том, как правильно ухаживать за собой в период полового созревания. Также в рамках кампании предлагалось пройти тест по теме ухода за собой. Победители награждались призами.
Что дальше
Наши планы по развитию распределены по нескольким направлениям:
Улучшение пользовательского опыта, адаптация под мобильные платформы;
Продвижение среди родителей и учителей. В США, например, уже есть кейсы, когда педагог рекомендовала своим студентам – будущим преподавателям – придумать, как сервис может быть интегрировать в план урока;
Развитие на других перспективных рынках. Например, в Индии, где есть высокий спрос на индивидуальную помощь с учебой: прирост аудитории в 2019 году составил 100%;
Расширение функционала: мы планируем добавить материалы, посвященные подготовке к государственным выпускным экзаменам в разных странах.
"...ищут ответы на свои вопросы в интернете, где информация бывает устаревшей, ошибочной или неполной"
Девятиклассникам дали тему для реферата: "Плюсы и минусы войны". Интернет, конечно, помог. Минусов было больше, но и плюсов оказалось предостаточно.