Onlife — сервис для тех, кто больше не верит отзывам в Tripadvisor и Airbnb

В сервисе шесть степеней защиты от фейков. За честный отзыв начисляется вознаграждение до 5% с каждого чека в ресторане, баре, SPA, автомастерской или гостинице. Сервис уже доступен для тестирования, массовый запуск — в июне 2020-го (если отменят карантин).

Привет, я Эдуард Синельников, основатель сервиса Onlife. Прежде чем перейти к делу, предлагаю вспомнить, что до марта 2020-го мы с вами путешествовали, ходили в кофейни и бары, гуляли в парках. Наш сервис — для такой вот мирной жизни, которая, надеюсь, вернется уже летом.

Жизнерадостная фотография сверху — из объявления на Airbnb про сдачу трехкомнатного дома на Кипре. Хозяйка и постояльцы пишут про тихое место, 100 метров до песчаного пляжа, пальмы, уютные рестораны и магазины. Рейтинг высокий.

В реальности: рядом многополосное шоссе и огромная стройка, вместо песчаного пляжа — грязный пустырь. До ресторанов надо ехать на машине (минус €500–700 в неделю за аренду). Хозяйка с порога объявит, что норма расхода электроэнергии — 70 кВт, остальное за отдельную плату (еще минус €60–70 в неделю на кондиционеры). Про всё это на Airbnb ни слова.

Идея сервиса

Этот дом на Кипре я снимал для своей семьи летом 2017-го, так что тестировал всё лично. Там же мы решили съездить в рыбный ресторан с высоким рейтингом на Tripadvisor. Ожидались свежие морепродукты от чуть ли не мишленовского повара. На входе была 40-минутная очередь: «О, значит, здесь точно классно».

Когда официант принес несколько блюд, каждое из которых было похоже на мойву в кляре, стало понятно, что нас обманули. «Тоже Tripadvisor начитались?», — спросили русскоязычные соседи и рассмеялись.

Больше я не верю отзывам на всех существующих «отзовиках», потому что большинство из них — фейковые сочинения маркетинговых агентств и фрилансеров. В России такая услуга стоит 30–40 тысяч рублей за 100 отзывов. За те же деньги заказывают негативные отзывы для конкурентов. Так что страдают не только туристы, но и бизнес.

Помогают найти классную пиццерию, парикмахерскую или жилье только рекомендации проверенных знакомых, локальные закрытые сообщества в соцсетях и местные жители. После неудачного опыта на Кипре я подошел к местному парню, дал ему карту, ручку и попросил отметить места, где вкусно кормят. С этого момента всё было не только вкусно, но и недорого. Большинство этих заведений я не видел в Tripadvisor. Или видел, но у них был низкий рейтинг.

Так появилась идея сделать сервис-приложение, где можно быстро найти честные рекомендации. Общий девиз — live like a local. Или так: чувствуй себя как дома в любой точке мира, иди в проверенные места и не переживай, что тебя обманут.

Оставалось придумать, как стимулировать людей писать отзывы, ведь известно, что все ленятся это делать. Второй вопрос — как сделать так, чтобы люди массово устанавливали наше приложение? Долго думали и придумали.

Как это работает

Сервис строится на трех столпах:

  1. доверие к отзывам,

  2. вознаграждение для пользователей,

  3. качественный клиентский трафик для бизнеса.

Система доверия

У нас шесть степеней защиты от фейков. Каждую по отдельности можно обойти, но все вместе — вряд ли.

1. Геолокация. Отзыв о любом месте может написать только пользователь, который там зачекинился.

2. Рейтинг доверия комьюнити. Если пользователи приходят в пиццерию по рекомендации в Onlife и видят явное несоответствие написанному, они пишут честные отзывы и минусуют «рекомендателя». Чем ниже рейтинг, тем меньше тебе верят.

3. Ревизия раз в три месяца. Система рандомно назначает ревизоров из числа пользователей с хорошей репутацией. На основе их оценок у заведений формируется отдельный рейтинг. Как у фильмов есть рейтинг кинокритиков и зрителей, так и здесь — рейтинг ревизоров и народный рейтинг.

Пример. Настя из Петербурга поужинала в пиццерии «33 сантиметра». На следующий день ей приходит сообщение: ты вчера была в этой пиццерии, хочешь стать ревизором? Настя соглашается и заполняет чек-лист.

Если Насте лень, она нажимает «Отказ», тогда система посылает сообщение другому пользователю, который недавно был в пиццерии.

4. Валидация отзывов через блокчейн. Так мы защищаем отзывы от любых изменений.

5. Аналитика + блокировка. Когда 99% пользователей ставят пиццерии «8» и «9», а кто-то избранный — «1» или «2», система реагирует на такие отклонения и оповещает службу поддержки. В итоге всё может закончиться предупреждением или вечной блокировкой пользователя. Пусть идет на Tripadvisor и там занимается читерством.

6. Один телефон — один аккаунт. Заблокированному читеру придется покупать новый телефон, чтобы снова зарегистрироваться в Onlife. Ну или пользоваться телефонами родителей.

Вознаграждения для пользователей

Каждый пользователь получает кешбэк 5% в заведении, подключенном к сервису. Для этого при оплате надо показать официанту или менеджеру QR-код в приложении. Фактически Onlife работает как глобальная карта лояльности, но это не самое интересное.

У нас есть несколько ролей для пользователей. Каждый может играть одну, две или все сразу:

Монетизатор. Подключает заведения к Onlife. Наши менеджеры тоже этим занимаются, но мы и за сто лет не подключим сотни тысяч бизнесов. Монетизатору на счет начисляется 0,1% от всех чеков пользователей Onlife.

Первооткрыватель. Пишет первый пост про заведение и отмечает его на карте в сервисе. С этого момента он получает 0,05% от чеков пользователей. Если первооткрыватель еще и монетизатор, его комиссии суммируются. Получается 0,15%.

Пример. Настя подключила к Onlife 50 пиццерий сети «33 сантиметра». Еще Настя написала первые посты про все эти пиццерии. В каждую пиццерию ежедневно приходят в среднем 20 пользователей Onlife и оставляют по 500 рублей.

За день Настя заработает 750 рублей (500 рублей × 20 гостей × 50 пиццерий × 0,15%). В месяц — 22 000 рублей.

Энтузиаст.Любой пользователь, который, пишет отзыв после первооткрывателя. Если отзыв мотивировал кого-то прийти в заведение, энтузиаста отмечают в приложении, и он получает кешбэк 5% — столько же, сколько получит гость, который только что расплатился.

Еще пример из «33 сантиметров». Андрей с семьей пообедал на 3000 рублей. Расплатился картой, получил кешбэк 5% от Onlife. Дальше приложение спрашивает: кто порекомендовал эту пиццерию? Андрей видит три отзыва, кликает на отзыв Вики — Вика видит на своем счете 150 рублей. Такая благодарность за рекомендацию.

Если Андрей никого не выберет, 5% делятся на всех, кто написал отзыв: каждый получит по 50 рублей. Эти 5% в любом случае будут распределены между пользователями.

— Гид. Пользователь, который создает авторские маршруты на карте Onlife. Допустим, Настя съездила в Таллин и составила маршрут выходного дня: сходите в такую кофейню, с этой остановки отправляйтесь до пляжа Пирита, погуляйте по району, где жил Довлатов, здесь возьмите велосипеды напрокат и скатайтесь до заброшенной дачи в стиле модерн. Если тот же Андрей выбрал этот маршрут в приложении Onlife, Настя получит кешбэк 5% со всех мест, где побывал Андрей. Конечно, при условии, что эти места подключены к Onlife.

Все вознаграждения начисляются в виде бонусов. Один бонус равен одному доллару — потому что это международный сервис. То есть, например, кешбэк 150 рублей конвертируется примерно в два бонуса. Бонусами можно рассчитываться в местах, подключенных к Onlife, переводить на счет другим пользователям и выводить в кэш.

Бизнес

Мы сотрудничаем с микробизнесом, малым и средним бизнесом. Отдельный большой сегмент — самозанятые: гиды, мастера маникюра и так далее. Мы год исследовали нашу аудиторию и выяснили, что бизнес готов платить за трафик в среднем 15% от оборота. Это не так много, как может показаться.

Во-первых, бизнес понимает, что Onlife — это сарафанное радио, самый ценный источник трафика. Клиенты, пришедшие через «сарафан», в разы лояльнее, они с высокой вероятностью будут приходить снова и снова. Во-вторых, с нашим сервисом можно отключить часть рекламы, экономить на промоутерах, фейковых отзывах на Tripadvisor, не платить сервису доставки еды комиссию 15–35%. Так что экономика сходится.

Кроме того, бизнес может использовать сервис для поиска сотрудников. Например, на Кипре на каждой второй двери в сезон висит объявление «Need staff», но откликов нет. Местные не хотят работать за €1300–2000 в месяц, а до людей из России, Украины и других стран, где средняя зарплата сильно ниже, не достучаться.

А так условный бартендер из Омска увидит объявление на карте Onlife, пообщается с владельцем в нашем чате и уедет на солнечный Кипр на полгода — работать и купаться. С документами мы тоже поможем, но это уже другая история.

Продвижение и запуск

При продвижении мы опираемся на комьюнити, с которым делимся своими новостями и полезными советами — например, как отдохнуть и не разориться в Исландии. Комьюнити быстро растет за счет сарафанного радио. Только в русскоязычном Telegram-канале сейчас 24 тысячи участников. Всего, с учетом пересечения аудиторий, в русскоязычных и англоязычных каналах больше 60 тысяч участников.

В TikTok нас пока нет​ (скриншот с сайта Onlife)

В начале марта 2020-го было готово приложение под iOS, тогда же мы объявили сбор заявок на аккаунты и выслали ссылку на установку. Сейчас первые пользователи тестируют функции приложения — даже на карантине можно оценить доставку из ресторана и салон красоты с медицинской лицензией.

В июне 2020-го планируем выложим приложение в App Store, версия под Android появится осенью. Ожидаем, что к этому времени заведения и самозанятые вернутся к нормальной работе и мы сможем полноценно подключать их. У нас уже есть 300 договоров на подключение бизнеса в Москве (первые месяцы мы будем фокусироваться на столице) и больше 500 запросов — в других городах и странах.

Инвестиции, монетизация, прибыль

Мы с моим партнером Максимом Урейским начали с накопленных $300 тысячах. Значительная часть денег ушла на работу исследователей и аналитиков, которые изучали целевую аудиторию. Потом нас заметил российский бизнес-ангел, и у нас появилось еще $700 тысяч. Сейчас ведем переговоры об инвестировании $5 млн в следующие два года.

Для оценки финмодели мы пригласили консультанта PwС и попросили учесть самый пессимистичный сценарий. Он подразумевает, что через пять лет Onlife установят всего 3 млн человек в мире, а самые активные пользователи будут посещать три заведения в месяц со средним чеком 700 рублей (или примерно $10). Получилось, что даже при таком раскладе сервис окупается к концу второго года после запуска, ROI через пять лет — 215%.

Использование сервиса бесплатное, рекламы нет — все в равных условиях. Мы зарабатываем с тех 15%, которыми делится бизнес: пользователи получают 10,15%, сервис — 4,85%. По-моему, это не только прибыльно, но и честно.

Вы бы установили Onlife?
Да. Надоели фейковые отзывы.
Да, но у меня на первом месте возможность заработать.
Нет.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
250 комментариев
Написать комментарий...
Ярослав Табаков

Почитал комментарии. Грустненько однако, реально никто никому не верит. Кризис доверия налицо.

Слежу за проектом с момента возникновения идеи. Сразу объявляю, чтобы в боты не зачислили. Скептически отнёсся когда услышал впервые. Очень впечатлился энтузиазмом Эда и команды, начал верить. Сейчас, когда тест апки попал в карантин, расстроился за проект. Спасибо комментаторам, вы мне возвращаете веру. Людям нужно чему-то доверять. Возможно, наконец появится такая возможность. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Ярослав, ну таких проектов была уже воз и маленькая тележка. Не монетизируется это так, как хочется/видится основателям.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Бизнес готов платить , а именно бизнес монетизирует пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Чтоб стать мало-мальски интересным сервисом тому же Кипру, Вам понадобятся десятки тысяч юзеров, если не сотни, которые интересуются Кипром. Как Вы надеетесь их привлечь и удержать? А чтобы выйти за пределы Кипра, Вам понадобятся миллионы, если не десятки миллионов, баксов. Если, конечно, Вы не нашли какой-то уникальный и мегадешевый способ привлечения и удержания юзеров.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Приложение только в тесте, в нём нет монетизации, а установка через Тестфлай для неподготовленного пользователя… кто пробовал, тот знает.
И тем не менее. Это только одно из наших сообществ. Да, мы нашли способ удержания аудитории. Довольно простой: делать приложение, которое нужно людям. Извините уж за пафос.

Мы не романтики, у нас есть план и прогноз по аудитории сервиса на основе проведённых исследований. Конечно, сейчас сложно его придерживаться, но до закрытия границ мы немного опережали наш «оптимистичный» график.
На данный момент наше комьюнити около 50000 человек

Ответить
Развернуть ветку
Akim Glushkov

А как считали комьюнити? Можете, пожалуйста, показать пруф, ссылку, группу в вк/фб?

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Заходите на сайт, там ссылки на телеграмм , фб и тд.
Ru комьюнити около 35000 человек(телеграмм, инста, )
En - порядка 15000 (инста, фб, телеграмм)

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Правда сегодня сайт работает отвратительно, переезжаем на другие сервера

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Kravtcoff

Таких это какие именно? 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Да, я бы тоже послушал про воз проектов

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Сервисы отзывов. Проблема эта широко известна и пофиксить ее не так-то просто, так как есть масса базовых проблем, например - маленький сервис никому не интересен, а чтобы набрать минимально интересную аудиторию нужны горы денег. Потом эти деньги нужно как-то отбивать и вот тут выясняется, что юнит-экономика просто не сходится. 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Вот !!!правильно!!куча малого бизнеса, самозанятых, которые делают шикарные товары и предоставляют качественные услуги, но денег на раскрутку и маркетинг нет. Это именно наши биз.пользователи.
Мы не просим денег за листинг к нам, у нас нет Рекламы вообще - лучшая Реклама это отзывы довольных клиентов, у нас полное равенство , крупный игрок тебя не может задавить бюджетом и рекламой. Бизнес платит комиссию только с покупок услуги или товара, а мы эту комиссию распыляем на пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
247 комментариев
Раскрывать всегда