Трибуна
Olga Zhigulina

Три проблемных слона региональных стартапов - взгляд из Ростова-на-Дону

Иван Пластун, кофаундер проекта Везет Всем, написал пост про проблемы существования стартапов в нестоличных городах. По утверждению автора, одной из причин создания этого текста стали "соображения элементарного эгоизма — очень неплохой повод, чтобы утрясти собственные мысли". Попутно он рассказал о собственном стартапе, который Иван придумал и реализовал с партнерами за пределами МКАД, как бы странно это ни звучало.

[caption id="" align="aligncenter" width="566"] Типичное замкадье[/caption]

***


Коротко о нас и о нашем проекте. Три года назад несколько студентов-третьекурсников сели думать, а затем и делать стартап «Везет Всем» - онлайн-сервис по грузоперевозкам, помогающий заказчику подобрать для себя наиболее выгодный вариант по перевозке. Все достаточно просто. Заказчик размещает запрос, получает ценовые предложения, переписывается с перевозчиками, выбирает самый удобный для себя вариант и получает ощутимую выгоду, экономя на перевозке от 10% до 70%.

С 2011 года проект «Везет Всем» прошел от стадии «у нас есть 30.000 рублей и два ноутбука, как бы за полгода превратить это в три миллиона?» до крепко стоящего на ногах сервиса с работающей моделью монетизации и стабильным штатом сотрудников.

Весь этот длинный (пусть и уместившийся в двух строчках) путь «Везет Всем» прошел через тернии регионального стартапа — проект задумывался, зарождался и воплощался в Ростове-на-Дону. Поэтому специфики развития собственного бизнеса в рамках обычного областного города России мы хлебнули с лихвой. И хоть Ростовская область входит в десятку наиболее благополучных, за эти годы мы столкнулись с множеством мелких и крупных проблем. Особенно хотелось бы выделить три.

Каждую из трех проблем, на которых покоится мир регионального стартапа, можно представить как отдельного проблемного слона, если отталкиваться от мифологии. Поскольку проблемные слоны вылезли исключительно из моих размышлений,  вполне допускаю, что для кого-то это могут быть мелкие проблемные мыши, на которых даже не стоит обращать внимания. У кого что болит, как говорится.

 



Слон первый. Отсутствие инфраструктуры


Наличие гениальной идеи, прямых рук для ее воплощения и команды, готовой разорвать в клочья всё и вся, отнюдь не является залогом успеха. Молодому региональному стартаперу банально некуда идти.

До прошлого года у нас в городе (при населении более миллиона человек) не существовало никаких специализированных выставок и форумов, профильных консультаций, обучающих курсов. Отсутствуют биржи профессионалов, даже модных нынче коворкинг-центров — раз и обчелся.

Слон второй. Кадры


Многие московские предприниматели жалуются, что хорошего программиста сегодня можно найти только за бешеные деньги. В регионах проблема другая — даже за очень бешеные по местным меркам деньги, способные победить любую разумную жадность, практически невозможно подобрать себе хорошего специалиста на месте. Работая над проектом «Везет Всем», мы перебрали около полудесятка программистов из разных точек России и стран ближнего зарубежья, и около двадцати кандидатур непосредственно из Ростова.

И на собственном опыте выяснили, что в 99% случаев такие специалисты делятся на два типа - «региональная гордость» и «научите».

«Региональная гордость»: почувствовав себя востребованными, хорошие специалисты быстрым темпами уверяются в собственной гениальности (суперпроизводительности, лидерских способностях, прозорливости — нужное подчеркнуть). Поняв, что их дарования не должны пропадать впустую, они уходят строить свои собственные проекты, в последствии самостоятельно привлекая профессионалов, покидающих их ради воплощения собственных идей. Да-да, замкнутый круг.

«Научите» - тут все гораздо проще. Человек очень хочет, человек не очень может. Приходится брать его за руку и идти вместе с ним, вначале обучаясь самому, а потом обучая его. На самом деле, это не очень плохой вариант, особенно если у вас есть куча свободного времени и моток лишних нервов. Но вы ведь молодой стартапер. Тогда, скорей всего, их нет.

Слон третий. Глобальное непонимание термина «стартап»


С самим словом «стартап» сейчас творится что-то непонятное — оно влилось в мейнстримовый лексикон и теперь употребляется везде, от студенческих посиделок до мясных рядов на базаре.

Не будем голословными и приведем реальный пример. В прошлом году в Ростове прошел региональный конкурс «Стартап года» - хорошая и правильная идея. Победитель конкурса (а это было, между прочим, полугодовое телевизионное шоу с неплохими для области рейтингами!) получал грант в размере 500 тысяч рублей, остальные участники — возможность засветиться на экранах, послушать лекции и практические советы известных бизнесменов, привлечь инвестиции презентациями своего проекта на ТВ.

Этот конкурс выиграла теплица кактусов. Да, самая крупная на юге России, да, там какие-то стопицот видов кактусов, но факт остается фактом — в конкурсе стартапов победила грядка, мало отличающаяся от своих предков пятнадцативековой давности.

 

[caption id="" align="aligncenter" width="640"] Фотография победителя конкурса стартапов[/caption]

 

Самое интересное, что это не вина организаторов и не коварство основателя «кактусовой империи». Горькая ирония заключается в том, что более чем из 50-ти проектов, участвующих в этом конкурсе, теплица кактусов действительно оказалась ближе всего к определению «стартап» - это была самая реальная идея с работающей бизнес-моделью, которая, по идее, могла хотя бы вернуть вложенный в проект инвестиции.

Пожалуй, время резюмировать. Вполне возможно, перечисленные выше проблемные слоны водятся только в Ростовской области, прекрасно себя чувствуя и спокойно размножаясь на юге России. Не хочется заканчивать точкой, поэтому приглашаю всех стартаперов, столкнувшихся с необходимостью создания своего проекта в регионах, поделиться своим опытом.
Несвободный фриланс: сложности продуктов для проектных исполнителей

Хоть количество фрилансеров в России растет, на рынке все еще сложно создать продукт с F2B или P2P-моделью.

Фото: Unsplash
Из компании, где уволили 900 человек одним видеозвонком, ушли три руководителя, а основатель извинился Статьи редакции

Вишал Гарг сказал, что поступил слишком резко, но сокращать людей надо было раньше.

Выступление Вишала Гарга
Сезон подкаста как эксперимент: научили ведущих бегать и отправили на полумарафон. Кейс Sports.ru и adidas
Ozon запустил встроенный в маркетплейс онлайн-кошелёк «Ozon Счёт» Статьи редакции

Им можно оплачивать заказы только на Ozon, пользователям доступен кешбэк.

Мечтает ли Мастер кампаний «Яндекса» об электроовцах? Алгоритмы «Директа» заменят агентства. Мы станем водителями такси

Испытали новую волшебную таблетку «Яндекс.Директа» — «Мастер кампаний» в e-com, мебели и недвижимости. Дешевые лиды в три клика в сверхконкурентных нишах.

Какие тренды мобильного банкинга актуальны в 2021 году: главное из отчета Go Banking

7 декабря digital-агентство Go Mobile выпустило ежегодный отчет о мобильном банкинге в России. Эксперты оценили 35 банков и выявили основные тренды, в рамках которых развивались их мобильные приложения.

Увлечение самолётами, которое переросло в бизнес

Предприниматель из Волгограда производит и продаёт по всему миру симуляторы дополненной реальности.

«Газпромбанк» взял семь номинаций на двух премиях

Редко удается получить сразу несколько наград, а ещё реже получается это сделать на двух премиях сразу. Тем не менее, у нас получилось: стали лауреатами Digital Leaders и «Время инноваций»!

DiDi впервые показал в России электромобиль для водителей такси

Его представили 7 декабря на форуме «Открытые инновации» в Сколково.

Что такое контент-план для соцсетей и как с ним работать

Продолжаем разбираться с контентом для бизнеса. Сегодня обсудим контент-план — что это такое, какие задачи решает и почему работает не всегда. В конце статьи разберёмся, как интегрировать в контент-план непредсказуемые инфоповоды

null