Как мы придумали качать деньги из пчелиных ульев с помощью NFT
Привет! Я Андрей Терещенко, сооснователь студии разработки AiweApps и с недавних пор диджитал-пчеловод. Если первое — по зову сердца, то второе — чистая случайность. В статье расскажу, как за два дня мы с партнёрами придумали зарабатывать деньги с пчелиных ульев через Telegram и заняли 4 место на ETH Belgrade
Дисклеймер: Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Криптовалюта — высокорискованный актив, операции с которым могут привести к существенным финансовым потерям
Привет! Я Андрей Терещенко, сооснователь студии разработки AiweApps и с недавних пор диджитал-пчеловод. Если первое — по зову сердца, то второе — чистая случайность. В статье расскажу, как за два дня мы с партнёрами придумали зарабатывать деньги с пчелиных ульев через Telegram и заняли 4 место на ETH Belgrade
Для меня эта история началась внезапно. Я — фулстек-разработчик и сооснователь веб-студии. Крохи свободного времени, которые мне удаётся выхватить между бизнесом, семьёй и стоянием на гвоздях, я посвящаю изучению новых технологий. Меня это драйвит, мне интересно разбираться в том, как их можно использовать в приземлённых задачах. Но я даже не думал, что в этом деле мне придётся майнить мёд. Сейчас всё расскажу.
Оглавление статьи:
- Как меня занесло на крупнейший хакатон в Белграде
- Как сцеживать с насекомых не только мёд, но и деньги
- Пчёлы крутятся, деньги мутятся: запускаем криптоульи
- Зачем пасекам NFT: глобальное значение
- Мёдом и кровью: IV место на первом хакатоне в моей жизни
Как меня занесло на крупнейший хакатон в Белграде
Уже какое-то количество времени я базируюсь в Сербии. Здесь веду дела и общаюсь с местным айти-сообществом. В мае мой друг предложил мне поучаствовать в ETH Belgrade Hackathon.
ETH Belgrade Hackathon — крупнейший хакатон на Балканах, организованный комьюнити разработчиков Ethereum. Проходит в рамках Belgrade Blockchain Week — недели мероприятий, посвященных развитию Web 3.0. Призовой фонд хакатона в этом году — 40 тысяч долларов (или 3,5 млн. рублей).
Я согласился! Для меня это был отличный повод пообщаться с новыми людьми и на деле опробовать технологии, с которыми я знаком только в теории.
Наверное, любовь к хакатонам можно объяснить мощным выбросом адреналина. Это гонка — тебе за несколько дней с нуля и без стратегии нужно создать проект, у которого есть все шансы выстрелить. Никакого вылизанного кода — ты работаешь на время, а время работает на тебя, потому что перфекционизм приходиться заткнуть за пояс и просто делать, чтобы успеть.
Для организаторов такая тусовка — отличный способ найти лучшие мозги и пропиарить технологии, которые им интересны. Так что в каком-то смысле хакатоны — это такая волна, которая время от времени накрывает индустрию. Какие-то мероприятия просто проходят. А какие-то — накрывают айтишку с головой и втягивают в себя лучшие кадры, внимание и инвестиции.
Я уже упомянул, что на ETH Belgrade продвигают Web 3.0. Организаторам интересно, как эту технологию можно применить на практике. Репутация у Web 3.0, как у «Утопии» Томаса Мора, — многие считают ее оторванной от реальности. Но Ethereum не сдаются и устраивают вот такие мероприятия, на которых участники решают кейсы с использованием Web 3.0 в реальном бизнесе.
Что такое Web 3.0 и чем он отличается от Web 2.0
Тот интернет, которым сейчас пользуется большинство людей планеты, — это Web 2.0, или централизованный интернет. Данные пользователей хранятся на серверах, и эти серверы могут распоряжаться данными, как хотят. Захотят — сохранят в тайне, а захотят — продадут ваш номер, а вы потом отбивайся от «Алло, это Сбербанк!»
Web 3.0 — это идея децентрализованного интернета, в котором каждый пользователь сам контролирует свои данные. Для её осуществления используются такие технологии, как блокчейн.
Как вы понимаете, тут наши интересы сошлись.
Как сцеживать с насекомых не только мёд, но и деньги
Нам дали задачу — сделать интересный проект с использованием Web 3.0 за два дня. А как — думайте сами, решайте сами. Сказать, что мы были в ступоре — ничего не сказать.
Адреналин ударил в голову. Мозг очистился — никаких мыслей, никаких идей, пустота, тишина. Казалось, что все уже начали кодить — лишь мы пытались унять дрожь в коленках. И ещё это навязчивое жужжание! Сначала далёкое настолько, что я его даже не осознавал. Но оно как будто приближалось, становилось громче и перетягивало внимание на себя. Звонкое, оно отвлекало, мешало сосредоточиться — хотелось от него отмахнуться, как от пчелы.
…Пчела! Точно!
Неманья Щепанович, мой сербский коллега и партнёр по хакатону, — пчеловод. Он знает, что пчёлы играют решающую роль в опылении: 35% мирового сельскохозяйственного производства держится на том, что они опыляют. Но традиционному пчеловодству не хватает современной технологической поддержки, финансов и участия сообщества.
И мы подумали: почему бы не сделать проект про пчёл и для пчёл?
Пчёлы нужны этому миру. Если вы слышали что-то про апитерапию, вы понимаете, о чём я. Люди едят продукты пчеловодства, люди лечатся продуктами пчеловодства, люди используют их (продукты, а не пчёл) в косметике.
Пчёлы вымирают. Ареал их обитания сокращается, а мы толком-то не можем понять из-за чего. Не понимаешь причины — не можешь бороться. Поэтому необходимые для жизни пчёл условия нужно создавать искусственно.
У пчёл есть армия фанатов. Пчеловоды носятся с ними, как с детьми, а некоторым людям, далёким от пасек, просто прикольно иметь свой улей «на удалёнке». Вкладывать в него деньги, смотреть, как за ним ухаживают и получать мёд по почте.
В сфере Web 3.0 мало «материального». У людей есть набор технологий и представление о том, как они будут применяться в будущем — но мало проектов, которые воплощали бы это «как». При этом технологии позволяют превратить любой реальный актив в цифровой с помощью токенов. Мы подумали, что мёд — это хороший актив.
Концепция была разрывной. С одной стороны — мы помогаем пчёлам и восстанавливаем экологический баланс их мира, а с другой — зарабатываем и поддерживаем пчеловодов.
Для продвижения решили использовать возможности Telegram:
- его криптовалютный кошелёк TON прекрасно подходил под наши цели;
- параллельно с ETH Belgrade проходил хакатон от TON Society — используя то, что предлагает Telegram, мы могли бы вписаться и туда.
Пчёлы крутятся, деньги мутятся: запускаем криптоульи
1. Бизнес-модель
У нас есть ЦА — это пчеловодческие хозяйства, частные лица и компании, которые хотят внести вклад в развитие своей отрасли. Что дальше:
- мы предлагаем коммерческим пасекам выпускать токены (1 токен = 1 улей);
- люди, которые любят мёд, покупают токены и приобретают исключительное право на пользование соответствующим ульем: получают с него продукты пчеловодства или деньги с их продаж;
- когда на пасеке появляются новые ульи, компания выпускает новые токены и продаёт их.
Получается, что мы продаём что-то вроде акций компании. Вот как «Тинькофф» предлагал вам купить акции в приложении, так будет работать и у нас. Только вместо рублей — токены и мёд.
2. А что по цифрам?
Благодаря пчеловодческому опыту Неманьи, мы посчитали, что с одного улья владелец может получить:
- 10–50 кг мёда;
- 0,5–2 кг пыльцы;
- 5–15 г прополиса;
- 0,5–1,5 кг воска;
- 50–200 г перги;
- 50–200 г маточного молочка;
- 5-20 г пчелиного яда.
Максимальный доход с улья, если всё это продать, составит 1225,75€.
При этом обслуживание улья стоит 200€ в год.
Владельцы токенов получат дополнительно:
- доступ в центр апитерапии;
- доступ к профессиональному приложению для пчеловодов;
- скидку на оборудование для пчеловодов;
- материалы для обучения и развития.
Чтобы вся эта история заработала, необходимо произвести обмен мёда на деньги без посредников в виде банков. А как это сделать? С помощью блокчейна, конечно.
3. Выбираем токен
«Секрет фирмы» однажды придумал офигенный пример, который понятно объясняет, что это такое. Токен — это такой жетон, который вы покупаете при входе в парк аттракционов. На территории парка вы можете использовать жетон, как хотите: прокатиться на карусели, купить хот-доги или обменяться жетонами с другими посетителями парка.
Нам нужен был токен, который обмену не подлежит. Благо человечество придумало NFT.
NFT, или Non-fungible token, — это тоже токен, но вот только обменяться им ни на территории парка, ни где-либо ещё не получится. Он уникален и принадлежит вам. И никто не сможет его подделать (за это отвечает блокчейн)
4. Начинаем продавать ульи
Чтобы реализовать эту историю, мы должны были:
- выпустить NFT-коллекцию;
- сделать площадку, на которой можно будет её продавать.
Я с нуля разобрался, как делать NFT, и запилил свою первую коллекцию. Сложнее всего было со смарт-контрактом — технологией, в которую закладываются общие правила работы системы. Чтобы упростить разработчикам задачу, Telegram выпускает гайды — ими-то я и пользовался в ходе разработки, чтобы не писать код с нуля. Когда что-то не получалось — лез в «Гугл» или к коллегам по хакатону. Выспрашивал, пытался понять, как всё работает, благо на хакатоне присутствовал известный своими обучающими уроками DevRel TON Foundation Владимир Алефман, у которого у меня получилось уточнить тонкости работы нужных мне смарт-контрактов.
После этого приступил к разработке мини-аппа для Telegram. Именно через это приложение пользователь сможет открыть нашу NFT-коллекцию, привязать данные своего TON-кошелька и купить токены. Чтобы упростить работу, я взял шаблон, в который уже интегрирован TON Connect. Эта технология соединяет кошелёк пользователя и приложение. Допилил всё и прописал функциональность покупки.
5. И вот что у нас получилось:
Зачем пасекам NFT: глобальное значение
Кто-то из вас задаст резонный вопрос: «Зачем условным садовым товариществам такие технологии?» Объясняю.
- Проект поможет сформировать вокруг ульев сообщество по интересам, которым важны пчёлы и пчеловодство. И которые хотят поддержать отрасль.
- С его помощью можно отслеживать весь цикл производства мёда — от мониторинга активности пчёл до наблюдения за тем, как ухаживают за ульями. Это как минимум увлекательно!
А благодаря интеграции с TON всем участникам процесса гарантирован недорогой и безопасный финансовый обмен.
Ну а если смотреть глобально — кажется, что Web 3.0 со временем всё больше будет проникать в нашу повседневность. Про вытеснение Web 2.0 речи, конечно, не идёт, но синергия технологий и даже некоторая конкуренция, на мой взгляд, возможна.
Интернет будущего (Web 3) сам по себе не поможет бизнесу. Чтобы NFT не были просто картинками и «тапалками», а реально помогали компаниям, нужно вкладывать деньги в их развитие и показывать, как они могут работать во вполне себе приземленных отраслях.
Мёдом и кровью: IV место на первом хакатоне в моей жизни
Проект покорил жюри. Мы сами не ожидали, что он настолько зайдёт. Для меня 4 место — большая победа. Это значит, что нас услышали. Представьте: крупное мероприятие, где много реальных профессионалов, и мы — в пуле победителей. Я соревновался с ребятами на опыте, совсем не будучи «хакатонщиком», и выиграл. Вместе с моими партнёрами, конечно.
А ещё на хакатоне я увидел, что спрос на новые технологии и подобные идеи есть. Для меня, как владельца студии разработки, это важно. Никогда не касался мини-аппов раньше, но казалось, что это очень интерсный в реализации инструмент, который можно адаптировать под практически любые бизнес-цели.
Я планирую изучать Web 3.0 дальше и шэрить полученный на хакатоне опыт внутри моей команды, чтобы предлагать нашим клиентам больше возможностей для реализации их идей.
***
Вот такая история, друзья! Выигранные на хакатоне деньги мы вкладываем в то, чтобы пчёлы в ульях чувствовали себя хорошо: вводим систему слежения за температурой и влажностью. И привлекаем инвестиции в наш проект. Если верите в него — присоединяйтесь. И обязательно пишите в комментариях, готовы ли вы купить улей за крипту.
Также я только начал вести телеграм канал, где шарю свои мысли - подписывайтесь, чтобы оставаться на связи! 🤙