От нуля до единицы: три истории рождения ИТ-стартапов

Фото: Unsplash

Создание бизнеса всегда сопряжено с поисками и рисками. Через несколько дней заканчивается прием заявок в третий набор стартап-студии ADV LaunchPad, и мы решили собрать истории предпринимателей, которые уже прошли с нами путь от начала и до создания нужного рынку продукта.

«Мы создали своего рода фастфуд на рынке видео»

Кирилл Лаврухин
Основатель VIDI

Мы пришли в стартап-студию с большим количеством проблем. Более 5 лет мы с партнером занимались YouTube-каналами под ключ, и часть наших проблем нашла воплощение в виде проекта YouTube Freelance (YTFL). Это площадка для специалистов в сфере YouTube, которые предлагают различные услуги — например, настройку рекламных кампаний, производство обложек для видеороликов, написание сценариев и продюсирование съемок. Нас очень радовала мысль, что будет существовать ресурс, на котором можно поставить задачу исполнителю через аккаунт-менеджера, а исполнителю не придется самостоятельно переводить с клиентского языка, что же хочет заказчик на самом деле.

Мы находили заказы, подбирали под них исполнителей, предварительно проверив их компетенции, и получали процент от оплаты. Иногда выполняли работу сами. В этот проект мы влили около 200 тыс. рублей. Его можно было развивать и дальше, но мы бы полностью погрязли в операционной работе. У нас не оказалось услуги, которую можно было бы масштабировать без пропорционального увеличения операционных расходов.

Это стало очевидно как раз после консультаций со специалистами стартап-студии: мы не нащупали внутри тот продукт, который можно масштабировать, а значит, экономической привлекательности у бизнеса нет.

В студии нам предложили другую идею: VIDI — съемки трех видеороликов по брифу клиента без предоплаты. Проект существовал внутри «Группы АДВ», но им управляла команда, которая специализировалась не на контенте, а на маркетинге, поэтому видеопроизводство не было их сильной стороной. Проект был убыточный, а когда экс-основателям предложили развивать VIDI автономно (за пределами группы), то они от него отказались.

Когда мы посмотрели на бизнес-модель VIDI, то не поверили, что проект может существовать в российских реалиях. Но потом пообщались со специалистами АДВ, посмотрели конверсию покупок видео любительского качества и изменили свое мнение. Суть в следующем: клиент заполняет бриф, в котором объясняет, какой ролик ему нужен, а через 10 дней получает от контент-мейкеров три готовых видео по своему брифу. В результате заказчик может выбрать любое видео и купить его по фиксированной цене. И вот в чем фишка: если клиенту действительно необходимо видео, то ему сложно отказаться от готовых роликов.

Как только мы начали развивать VIDI, сразу подняли цену за услуги — со 125 тыс. руб. до 155 тыс. руб. за три ролика: так мы смогли привлечь более талантливых контент-мейкеров.

Кирилл, Основатель VIDI

Следующим шагом было изменение подхода: раньше видео снимались командами, которые делали все сами: сами писали, сами снимали и сами монтировали. Но если человек хорошо пишет сценарии, этот вовсе не означает, что он умеет хорошо снимать видео. Поэтому мы разделили эти функции внутри VIDI: написанием сценариев и продюсированием съемки занимаются одни люди, а съемкой и монтажом — другие.

с 9% до 35%
нам удалось увеличить конверсию в покупку

Из-за этих решений нам удалось увеличить конверсию в покупку с 9% до 35%. Если бы я был прожженным маркетологом, то написал в заголовке «Удалось поднять конверсию в 4 раза!» Но пока у нас недостаточные объемы, чтобы делать такие выводы.

Контент-мейкерам интересно работать с нами, потому что в одном из трех роликов, которые они снимают, мы позволяем им воплотить в жизнь свои самые смелые идеи — творческие люди по такому изголодались, так как в медийной рекламе все, как правило, снимается по четко выверенному сценарию. А мы обычно одной команде даем снять по одному ролику для компаний A, B и C: так мы делим риски в случае, если кто-то не попадает в стиль клиента, например, своей манерой съемки.

Сейчас VIDI — это своего рода фастфуд на рынке видео. Клиенты приходят к нам, когда им нужен ситуативный маркетинг. Мы уже снимали видео для «Бургер Кинга», «Утконоса», «Эльдорадо», «Локобанка» и других компаний — всего более 500 роликов за год, в том числе силами предыдущей команды.

До конца года мы планируем продавать заказчикам до 100 видео в месяц — с текущих 7-10 роликов. Эксперты стартап-студии нам помогают с управлением продажами: обучают сейлзов, подсказывают, как лучше вести коммуникацию с клиентами. Это ценно, потому что раньше мы вели диалог только с собственниками бизнеса, и то что происходит сейчас — это новый корпоративный мир для нас, с которым мы раньше никогда не встречались.

«Основная сложность — найти мотивацию, чтобы воплотить идею в жизнь»

Николай Дорошин
Основатель Babily

Идея создать Babily возникла у нас с коллегой Дарьей Истоминой год назад. Мы работаем в одном из рекламных агентств «Группы АДВ»: Даша — продюсером, я руководителем отдела производства и дизайна. Долгое время мы общались с брендами детского питания, товаров для детей и с мамочками — обсуждали и питание, и подгузники, и заботу о детях.

Периодически мы слышали о проблеме первого прикорма. Во-первых, в сетевых ретейлерах сложно найти продукты, которые подходят малышу. Во-вторых, существует много разных рекомендаций относительного того, когда и как начинать прикорм. Тогда мы решили сделать проект, который позволит выстроить схему прикорма для ребенка и будет доставлять необходимые продукты на дом к конкретной дате.

1,5-2 месяца
занял путь от нашей задумки до реализации

С такой идеей мы пришли к коллегам: о наборе в стартап-студию узнали из корпоративной рассылки. Путь от нашей задумки до реализации занял 1,5-2 мес. Сначала мы обсуждали проект Babily с коллегами: они объясняли, как подать идею, как рассказать о ней, что нужно сделать в первую очередь.

Начали с того, что собрали схему прикорма. Взяли рекомендации из национальной программы по кормлению детей в первый год жизни, а также добавили рекомендации педиатров и рекомендации, которые выдают на молочной кухне. Все это мы перевели в набор правил, которые можно превратить в код. Мама может ввести на нашем сайте дату рождения малыша и продукт, который рекомендован или с которого она хочет начать прикорм, а после этого получает схему прикорма, вокруг которой уже можно выстроить доставку наборов.

После запуска пилотной версии сайта мы проверяли, как мамы реагируют на наш сервис, какие вопросы у них возникают и видят ли они для себя в нем пользу. На основе этой обратной связи мы сейчас дорабатываем вторую версию ресурса.

До стартап-студии я не сталкивался с акселераторами или инкубаторами. Сейчас я объясняю для себя роль стартап-студии так: есть люди, которые уже запускали онлайн-проекты и набили какое-то количество шишек, теперь они тебя ведут и помогают избежать этих шишек. Например, поначалу мы хотели сделать мобильное приложение. Но благодаря коллегам из АДВ, отказались от идеи: разработка могла занять полгода и съела много денег, а нужного эффекта бы не принесла. Также мы планировали делать личный кабинет - оказалось, что пока можно обойтись персональной ссылкой для каждого пользователя.

Если у тебя есть только идея и ты продолжаешь работать по найму, как я сейчас, самая большая сложность — найти время. А когда его нашел – потратить на нужные и правильные вещи. Поэтому с коллегами из стартап-студии у нас не только еженедельные встречи, где мы обсуждаем все уровни работы — рекламу, разработку, тексты, но и регулярные звонки, где мы говорим обо всех операционных вопросах. Нас уберегают и от того, чтобы ничего не делать, и от того, чтобы делать не то, что нужно.

Сейчас мы сотрудничаем с дистрибуторами, которые продают все бренды. Когда стартовали, стало понятно, что приверженность кому-то одному сильно ограничивает: дело не столько в цене, сколько в том, что маленькие дети от 4,5 месяцев до года избирательны в еде. Они могут одно и то же брокколи от разных брендов то есть, то не есть. Поэтому мы видим для себя бизнес-модель еще и в том, чтобы по желанию отдельного бренда запускать на его площадке похожий сервис по подбору схемы прикорма.

Примерно в сентябре мы должны посмотреть на динамику развития Babily: если продажи и прибыль с одного отдельного заказа будут расти, коллеги из ADV LaunchPad помогут с привлечением следующего раунда инвестиций.

Николай, Основатель Babily

У нас уже более 300 клиентов-мам и один бренд детского питания, заинтересованный в сотрудничестве. Учитывая, что всего на рынке семь брендов, рассчитываем получить неплохой кусок. Примерно в сентябре мы должны посмотреть на динамику развития Babily: если продажи и прибыль с одного отдельного заказа будут расти, коллеги из АДВ помогут с привлечением следующего раунда инвестиций.

Раньше я постоянно прокручивал в голове какие-то идеи, но понимал, что реализовать одному их не получится — займет слишком много времени. В стартап-студии тебя и твою идею сначала будут долго проверять на жизнеспособность, а после этого ты получишь реальную помощь. Помимо финансирования в размере 1,5 млн руб., мы получили поддержку по всем фронтам, включая юридические и операционные ресурсы.

«Нам ставят оценки как в школе, и это работает»

Павел Костюк

Приложение HITR, платформа BSTR

В конце 2019 года мы с партнерами Владимиром Рыбниковым и Николаем Петрашовым продали на пике роста свой предыдущий бизнес по дистрибуции электронных сигарет — решили, что пора ставить более амбициозные и интересные цели.

Решили создать сервис, который помогает обычным людям снимать повторяющиеся видео и участвовать в челленджах. Приложение HITR мы запустили в начале декабря 2019-го: пользователь мог загружать в него как сцены, самостоятельно снятые на смартфон, так и брать из готовых шаблонов. После нажатия кнопки «создать» видео «склеивается», на него накладывается музыка и на выходе получается готовый ролик.

С этим продуктом мы и пришли в студию: к тому моменту приложение скачали около 10 тыс. человек. На встрече с представителями студии мы рассказали о своей идее — и прямо там решили сделать pivot (смена бизнес-модели) от пользовательского приложения к продукту для b2b-сектора. Гипотеза была в том, что с помощью нашего сервиса рекламодатели будут запускать в соцсетях челленджи и встраивать свой бренд или части видео в любой ролик, снятый в рамках этого челленжда. Это было в январе 2020 года.

У нас не было никаких знакомств на рекламном рынке, а в «Группу АДВ», частью которой является стартап-студия, входят 22 агентства. Я лично очень долго бы выходил на маркетингового директора какого-то бренда, теперь мне помогают знакомиться с нужными людьми в корпорациях, которые принимают решения.

30
кастдевов провели мы в LaunchPad прежде, чем выходить во внешний рынок

Для нас было важно непосредственное взаимодействие с клиентом, ведь прежде чем вложить куда-то деньги, нужно проверить, будет ли востребован продукт. Валидировать гипотезы помогают кастдевы (встречи с клиентом, во время которых выявляются его проблемы). Их мы провели около 30: прежде чем выходить во внешний рынок, мы встретились с представителями рекламных агентств. Результатом стало то, что многие наши идеи оказались галлюцинациями: креатив — это и есть хлеб большинства агентств.

Зато мы нащупали боль: она заключается в организации работы с лидерами мнений. Оказалось, что многие агентства и бренды хотят работать с микро- и наноинфлюенсерами, потому что пользователи воспринимают их рекламу как дружеский совет: как следствие — такие интеграции показывают конверсии выше, чем у блогеров-миллионников. При этом если бренду нужен охват в 5 млн человек, то ему проще договориться с двумя-тремя блогерами-миллионниками, чем работать с 50 мелкими и средними.

Управлять таким большим количеством блогеров сложно — требуется большая команда менеджеров, которые будут следить за дедлайнами, проверять креативный контент, осуществлять оплату и т. д. Если раздувать штат — теряется экономическая целесообразность. Поэтому решили сфокусироваться на работе с микро- и наноинфлюенсерами: помимо того, что engagement rate гораздо выше, мало кто на рынке знает, как начать работать с подобными блогерами.

Так появилась идея платформы BSTR, которая позволяет автоматизировать для агентства или бренда весь цикл взаимодействия с лидерами мнений с небольшой аудиторией. По сути это доска, которая объединяет уже существующие сервисы для работы с инфлюенсерами — они помогают найти блогеров, узнать их статистику, провести оплату и т. д. Клиентам BSTR нужно заключить один договор и заплатить по одному счету, а все договоренности с блогерами мы берем на себя. Для агентства или бренда это будет стоить 2,5% комиссии от каждого платежа.

Благодаря тому, что мы снимаем операционные и временные трудозатраты, агентства могут проводить больше кампаний с лидерами мнений, у которых 30-40% вовлеченной аудитории против 1-2% у блогеров-миллионников.

Павел, Основатель приложения HITR, платформа BSTR

Приложение HITR станет такой вишенкой на торте: если бренд или агентство хотят, чтобы мы не только помогали им организовать работу с блогерами, мы можем еще и запустить рекламную кампанию с повторяющимися видео.

Мы планируем, что через пару лет наш годовой оборот достигнет 300 млн руб. Сейчас мы сделали прототип BSTR, полноценную версию планируем запустить в августе: мы получили 1,5 млн руб. от стартап-студии на разработку, с которой нам помогут технические специалисты студии. Каждую неделю мы общаемся с наставником, который следит за тем, чтобы проект развивался: вместе ставим задачи на неделю, созваниваемся, обсуждаем, что удалось выполнить, он нам ставит оценки как в школе, но это очень помогает держать себя в ежовых рукавицах и двигаться вперед.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
группа АДВ
Автор

Геннадий, приветствую. Коллеги из VIDI сняли 500 рекламных роликов, попросим их тут ответить.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Лаврухин

Привет!
Можно здесь посмотреть часть видео

Ответить
Развернуть ветку
ЧАС ПИК

Подскажите пожалуйста, где найти такую стартап студию, которую вы описывали?

Просто у меня тоже есть идеи, но как воплотить и протестировать их - не знаю.
И как вы получили поддержку в 1.5 млн рублей?

Ответить
Развернуть ветку
группа АДВ
Автор

Доброго вам дня!
В статье мы рассказали про нашу стартап-студию. Чтобы к нам присоединиться, надо подать заявку у нас на сайте advpad.ru.
Несколько раз в год мы проводим набор предпринимателей, отбираем ~20 команд, и те, кто показывает трекшн, выносим на инвестиционный комитет. После решения инвестиционного комитета команды получают инвестиции. 

До 15 июля можно подать заявку на участие в ближайший набор!

Ответить
Развернуть ветку
ЧАС ПИК

Спасибо, тогда только в следующий набор буду подавать заявку. Скажите, а команда обязательна, просто я один работаю, без команды

Ответить
Развернуть ветку
группа АДВ
Автор

Здравствуйте, мы отдаем приоритеты командам. По нашему опыту тяжело развивать бизнес в одиночку. Можем предложить вам поискать себе сооснователей в нашем чате в телеграмме: https://teleg.run/advlaunchpadchannel

Ответить
Развернуть ветку
ЧАС ПИК

Спасибо большое

Ответить
Развернуть ветку
탄 기르

나는 당신이 스타일, 놀라운 데이터를 작성하는 것을 정말 좋아합니다. 게시 해 주셔서 감사합니다. 코인 카지노

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
성준 박

The assignment submission period was over and I was nervous, 메이저놀이터 and I am very happy to see your post just in time and it was a great help. Thank you ! Leave your blog address below. Please visit me anytime.  

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
young su

It's really great. Thank you for providing a quality article. There is something you might be interested in. Do you know 바카라사이트? If you have more questions, please come to my site and check it out!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда