«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

На связи снова я, Кирилл Попов, и сегодня я расскажу про еще один проект, который я развиваю вместе со своим партнером Арсланом Габидуллиным.

Проект называется Lifehacker — это сеть точек «кофе с собой», которые совсем не похожи на допотопные железные вендинговые автоматы с отвратительными на вкус напитками.

Мой партнер, основатель и вдохновитель компании Арслан Габидуллин — прежде один из топовых франчайзи самой крупной сети кофе-баров в России и СНГ, а я в прошлом занимал пост СЕО этой компании. Собственно так мы и познакомились.

За 6 лет Арслан стал одним из самых крупных игроков на рынке «кофе с собой» в Казани, открыв 15 успешных кофе-баров в городе. Но на этом он не остановился и в 2020 году пришел к созданию собственного бренда в нише вендинга, который он изменил до неузнаваемости, привнеся в него свой опыт с вкусным кофе и удобным сервисом.

Арслан Габидуллин
Арслан Габидуллин

О том, что из себя представляет этот проект и как он к нему пришел, Арслан расскажет от первого лица.

Разработка вендингового бариста

С начала 2020 года я развиваю свой собственный проект Lifehacker, который работает по двум моделям. Первая — по аналогии с франшизой, которой я занимался прежде, — сеть кофе-баров в Казани. Вторая и основная модель — лоукостер, построенный на базе вендингового бизнеса. Это станции самообслуживания по продаже кофе с собой.

Я искал идеи для создания собственной компании и однажды нашел, наткнувшись на интересный и близкий мне продукт совершенно случайно.


За то время, пока я был франчайзи, добился неплохих успехов, но все равно постоянно задумывался над тем, как можно повысить эффективность этого бизнеса. Я понимал, что у этой бизнес-модели есть слабые места, а именно:

  • Нужно правильно подобрать локацию и быть уверенным, что она будет удачной. Это, пожалуй, самое главное в этом бизнесе.
  • Требуются большие инвестиции в точку — от 800 до 1500 тысяч рублей.
  • Договор аренды, как правило, заключается на 11 месяцев, и перевести кофе-бар сложно, если вдруг откажут в аренде — а в Казани меня много раз выгоняли с моих мест. Это огромные потери.
  • Очень сложно найти место для открытия. Этот рынок маленьких точек и островков достаточно конкурентный — места есть, но их трудно занимать. Иногда очередь на них на несколько лет вперед.

Я искал идеи для создания собственной компании и однажды нашел, наткнувшись на интересный и близкий мне продукт совершенно случайно. Когда я ехал из деревни в город, остановился на заправке, где была классная станция с кофе-машиной, которая работала по модели «кофе с собой».

Только вот функционировала она сложно: приходилось оплачивать кофе у оператора в одном месте, а доделывать и забирать напиток нужно было в другом. Но мне понравилось, что я сам мог сделать напиток, какой хотел, выбирая любые добавки в нужном мне количестве — сироп, кокосовую стружку, сахар и т.д.

Сразу прикинув, что можно «докрутить» в этой конструкции, я решил сделать то же самое — только уже без участия человека. Проанализировал рынок вендинга и узнал, что одна точка становится прибыльной с продажи всего 5 стаканов в день при цене напитка 100 рублей. При том, что обычно в кофе-барах прибыль начинается после 60-70 стаканов в день.

«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

Окупаемость не могла меня не вдохновить, и я начал изучать вендинговые аппараты — понял, что их очень много, но все они плохи двумя моментами:

  1. Качество напитка, мягко говоря, отвратительное. С шестилетним опытом я уж точно знаю, каким вкусом должен обладать кофе, который понравится гостям.
  2. У клиента есть ограничение в виде объема и вкуса напитка.

Нужно было найти решение, а на рынке готового варианта не было. Классический вендинговый аппарат — это железная штука, в которой процесс создания напитка скрыт внутри. Напиток стоит всего 30-40 рублей, но вместо горячего шоколада ты получаешь какао, а вместо нормального кофе — в основном растворимый кофе.

Плюс ко всему такие аппараты выглядят ужасно непривлекательно — люди уже не доверяют им и обходят стороной. В качестве клиентов у этих машин теперь только охранники и иногда таксисты, которые почти безальтернативно вынужденны его пить.

Мы долго шли к масштабированию и массовому производству. На первую реализацию ушло порядка четырёх месяцев, потому что был ряд проблем.

Я начал придумывать, как придать продукту вкус кофе из кофейни и дать клиенту возможность самому выбирать различные добавки в виде сахара, корицы, арахиса, кокосовой стружки и т.д.

Пришлось собирать все компоненты по частям и искать поставщиков. Идею созданию самой станции удалось найти у московского конкурента, но у него хромала реализация и внешний вид, поэтому мы взяли за основу их кофемашину, потому что ее легко можно будет обслуживать в городе, но усовершенствовали под свои нужды.

Благодаря опыту в кофе-барах я знал, как можно поработать над качеством напитка и добавок, а также сделать простой и хороший сервис — платежный терминал, банковский эквайринг. Так мы договорились о поставках кофе-машин, отдельно нашли терминалы эквайринга, купюроприемники, держатели для стаканов и все остальные компоненты.

И главное — мы сами сконструировали и разработали станцию, цельнометаллическую конструкцию с деревянными элементами, которая вручную создается на нашем производстве в Казани.

«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

Мы долго шли к масштабированию и массовому производству. На первую реализацию ушло порядка 4-х месяцев, потому что был ряд проблем. К примеру, оказалось, что на рынке вендинга есть банки-монополисты, которые могут предоставить эквайринг — это «ВТБ-24» и «Сбербанк».

Только эти организации могут подключиться технически, потому что у них есть антивандальные устройства и технические возможности для подключения. Соответственно, и проценты у них очень высокие — 2,4 и 2,2, в то время как в обычном кофе-баре комиссия составляла 1%.

Нам удалось договориться со «Сбербанком» о более приемлемых условиях — 1,6%, но у «Сбера» был большой недостаток — в их комплекте отсутствует кабель для подключения к кассовому аппарату. То есть, они дают терминал, а дальше, что называется, мучайся сам — лояльность так себе.

Пришлось отдать еще и 35 тысяч рублей за эквайринг банка «ВТБ-24», чтобы просто добыть образец подходящего кабеля и в дальнейшем производить уже его самим. Теперь у нас есть своя система подключения к аппарату, но пока мы ставили все эти эксперименты, даже спалили одну плату из-за одного неправильного подключения.

«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

В итоге наш агрегат начал представлять собой конструкцию из металлокаркаса и влагостойкого натурального дерева, в которой для клиента открыт весь процесс приготовления кофе. Есть кофейный аппарат, держатель для стаканов, антивандальный органайзер, куда вставляются сиропы, а также дисплей с меню напитков и терминал для оплаты по карте.

Аппарат работает так: гость подходит и выбирает один из 10-ти напитков, затем подставляет бумажный стакан с объемом 350 мл (в отличие от маленького неэкологичного пластикового), нажимает кнопку выбора, оплачивает, а машина готовит кофе и наливает в стакан.

Клиент во время этого процесса ловит кайф, потому что чувствует аппетитный аромат и сам участвует в приготовлении — в кофе он добавляет из дозаторов любую понравившуюся добавку в любом объеме в том числе и сироп, может использовать кокосовую стружку, сироп, шоколад, сахар и еще что-нибудь. Также есть крышечки, палочки, салфетки — все сопровождающие элементы для «кофе с собой».

«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

Вообще, выбор добавок и их объемов мы давали клиентам еще в кофе-барах. Для кого-то, к примеру, 20 мл сиропа — это много, а для кого-то мало, поэтому мы давали посетителям выбрать самостоятельно и поучаствовать в полном цикле создания кофе. У нас и слоган соответствующий: «Ты лучший и быстрый бариста».

Только вендинговый аппарат подходит большему кругу людей, потому что, как я шучу, он привлекает и интровертов — ни с кем же взаимодействовать не нужно, сделал и ушел.

Старт продаж и первая прибыль

Первый аппарат мы поставили в Казани в офисе продаж «Билайна», и уже там он показал хорошие результаты. В первый месяц продажи были на уровне 13-14 стаканов, и это принесло 20 тысяч рублей чистой прибыли. При том что локация оказалась не очень удачной.

После этого мы поняли, что бизнес-модель рабочая, она не требует огромного количество времени и быстро масштабируется.


Это был первый опыт в переговорах, из которого стало ясно, что договариваться об аренде вендинговой станции очень легко. Ранее, когда я искал место для кофе-баров, у меня уходили месяцы, а иногда и годы, чтоб получить место — нужно было обзвонить 30 локаций, чтоб получить одно согласие.

А тут я договорился об аренде за один день — нашел 5 мест, которые готовы были поставить у себя кофе-станцию, и мне еще и пришлось выбирать.

Когда мы поставили первую точку и начали делиться своим кейсом в соцсетях, сразу получили заказ из Казани на покупку 5 станций, которые мы изготовили и успешно продали. Клиент поставил их в фитнес-, бизнес- и торговом центрах — и там он бил рекорды по продажам.

Ежемесячная прибыль с одного из аппаратов доходила до 86 тысяч рублей в месяц чистыми. При том, что обслуживается такая станция раз в день в течение получаса. Через месяц этот клиент заказал еще 3 станции.

«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

После этого мы поняли, что бизнес-модель рабочая, она не требует огромного количество времени и быстро масштабируется. Мы запустили массовое производство, сделали покупку наших станций готовым решением для бизнеса по всей России. Параллельно с продажей партнерства мы начали развивать и свою сеть точек «кофе с собой» — зашли на 10 локаций в Москву, на 8 — в Казани и на 3 в Ижевске.

Спрос на франшизы и на сам кофе в аппаратах был настолько большим, что нам пришлось сильно расширить производство, и вскоре мы вышли на мощность 50 станций в месяц. Теперь работаем над мощностью производства до 100 станций в месяц.

Когда мы открыли 20 локаций, я с удивлением обнаружил, что управлять 20-ю точками самообслуживания в разы легче, чем сетью кофе-баров. Для работы сети из 15 кофе-баров мне требовалось 45 бариста и 15 человек в управлении. Нужен был целый муравейник, чтобы управлять кофе-барами, а здесь достаточно одного логиста (обслуживающего сотрудника станции) и одного бухгалтера на удаленке.

«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

Средняя прибыль с 15 кофе-баров в месяц по году — 500-600 тысяч рублей. А с наших 15 станций можно зарабатывать почти те же самые 400-500 тысяч рублей, и при этом, нужно значительно меньше инвестиций, меньше личного времени и значительно меньше рисков, потому что точку можно перевести и найти для нее новое место.

Рентабельность, риски и работа в коронакризис

В кризис я «вошел» с двумя своими продуктами — с сетью франшизных кофе-баров и станциями самообслуживания. Так вот, кофе-бары уходили в минус на 12,5 тысяч рублей в день. Каждый день я просыпался и узнавал, на сколько я ушел в минус сегодня, и за всю пандемию потерпел порядка 1 млн рублей убытков.

В это же самое время сеть кофеен самообслуживания вообще не ушла в минус, и даже умудрилась немного заработать. Точка безубыточности в кофейных станциях — это всего 3-5 стаканов в день. А в кофе-баре точка безубыточности — это 50-60 стаканов в день. Рентабельность бизнес-модели точки самообслуживания — 55-60%.

Так вот, кофе-бары уходили в минус на 12,5 тысяч рублей в день. Каждый день я просыпался и узнавал, на сколько я ушел в минус сегодня, и за всю пандемию потерпел порядка 1 млн рублей убытков.

Эта бизнес-модель хороша тем, что почти не имеет рисков. Вандализм мы заложили изначально в виде 5%, но в виду того, что аппараты установлены в основном в бизнес-центрах и банках, то нигде вандализм не превышает этот процент.

Чаще всего воруют стаканчики или насыпают слишком много сиропа, но для нас это незначительные потери, тем более, что мы их учли в нашей юнит-экономике.

Что входит в готовую станцию самообслуживания и какие еще есть плюсы у этого бизнеса

«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

Состав: Станция под ключ, включая саму конструкцию, кофейный аппарат, держатель для стаканов, антивандальный органайзер, куда вставляются сиропы. А также купюроприемник, подготовленный и зарегистрированный в банке эквайринг, расчетный счет и бесплатное открытие ИП.

Еще: Месячный товарозапас и база знаний с подробными инструкциями по открытию и обслуживанию.

Доставка: бесплатная в пределах 1000 км от Казани, далее по тарифу транспортной компании.

Преимущества:

  • Небольшие инвестиции.
  • Прибыль с первого месяца.
  • Рентабельность от 50%.
  • Отсутствие капитальных затрат — минимальная аренда и зарплата паре сотрудников. Для примера: аренда в «Сбербанке» в Ижевске — 1500 рублей в месяц, аренда в Москве-Сити возле башни «Федерация» — 15 тысяч рублей в месяц, в Казани от 3 тысяч рублей.
  • Большой выбор и легкая доступность мест для аренды.
  • Простая транспортировка аппарата.
  • Работоспособность 24/7 — машина не болеет, не ошибается, не ворует (бариста часто может испортить напиток).
  • Простота управления бизнесом.
  • Возможность управлять удаленно, отслеживая показатели в формате онлайн.
  • Предоставление базы знаний — как найти место, оборудование, продукты, а также кейсы, как нанять сотрудников и управлять сетью точек.
«Ты лучший и быстрый бариста»: сеть станций самообслуживания по продаже кофе с собой «Лайфхакер»

Планы у нас огромные — мы хотим присутствовать в каждом городе России, чтобы у всех жителей страны вне зависимости от расположения и состояния их района была возможность пить вкусный кофе. Мы хотим быть «всегда рядом» с домом, как это делают «Сбербанк» и «Магнит».

В наших планах еще больше автоматизировать процессы и улучшить функционал. Мы даже задумываемся над системой лояльности, где распознавание будет по Face ID. Хотим прикрутить программное обеспечение, которое будет распознавать наших клиентов и делать им приятные бонусы.

22
84 комментария

Боты уже набежали.

Кофемашина говно (120..140), сарай стоит копейки (50), совести продавать за 340 кусков сборку нет вообще.

Бизнес сам по себе тяжелый, от классического вендинга с учётом появления всяких Нект современных с тачами мало чем отличается.

Самый лёгкий путь в нём - франшизу дебилам продавать и фиксировать прибыль на продаже стойки, что автор и пытается делать.

10
Ответить

Эх! А так хотелось обмануть!
Надеюсь гуру бизнеса запустит свой проект, чтобы научить нас)

2
Ответить

Последние три хвалебных коммента от только что зарегистрированных и в одно время. Верим, верим...

7
Ответить

Это мои люди! Не переживай!

1
Ответить

Это кстати показатель, если продукт/проект нуждается в такой днищенской раскрутке как новореги и фейки, значит продукт/проект низкосортное дерьмо.

Ответить

Название «Лайфхакер»... Интересно, что думает @Alex Ponomar 

3
Ответить

Хорошего ничего не думаю, конечно.

9
Ответить