Придумать оригинальную идею и правильно реализовать ее — это только половина успеха. Для стартапера не менее важно умение грамотно преподнести продукт, рассказать о его преимуществах пользователям и инвесторам. Как это сделали, например, герои пяти следующих роликов. Встречайте - пять лучших стартап-питчей.
Продукт: Геолокационная платформа.
Выступает: Сэм Альтман.
Чем примечателен питч: Cэм Альтман показывает работающее приложение, в котором видны все его друзья неподалеку. Потом он рассказывает про основные функции Loopt и практически в режиме реального времени взаимодействует с приложением. В 2013 такими штуками никого не удивить, но в 2008 это было круто.
Хотя выступление Сэма проходило на WWDC’08 (ежегодная конференция Apple) и предназначалось для демонстрации возможностей GPS в iPhone, оно могло бы с тем же успехом стать отличным питчем перед инвесторами.
Что случилось со стартапом: Компания Green Dot Corporation купила Loopt за $43M в прошлом году.
Продукт: Сервис для локального привлечения инвестиций.
Выступает: Кэндэйс Кляйн
Чем примечателен питч: Кляйн просто и понятно рассказывает про сложную проблему финансовых займов. В шестиминутной презентации даже непрофессионал может разобраться в скучных терминах вроде "социальный скоринг" или "долговой риск" и понять, как работает SoMoLend. Хороший пример того, как рассказывать просто про сложные вещи: история, конкретные примеры и walkthrough на работающем продукте.
Что случилось со стартапом: Стартап поднял $3.7M инвестиций и активно развивается.
Продукт: Сервис для быстрого поиска докторов и записи на прием
Выступает: Сайрус Массуми и Оливер Харраз
Чем примечателен питч: Массуми правильно начал с личного анекдота о том, как он летел на самолете из Сиэттла в Нью-Йорк с синуситом и при посадке у него порвалась барабанная перепонка. Он сравнил эту боль с тем, как если бы Майк Тайсон откусил его ухо.
Помимо того, что Сайрус чувствует себя на сцене абсолютно естественно, он и кофаундер Оливер демонстрируют простой и понятный процесс записи на прием к врачу. Еще один аргумент против бесконечных рассуждений про синергию и потенциал рынка и за реальные демо на работающих продуктах.
Бонус: на четвертой минут подставной чувак падает прямо на сцене и симулирует выбитые зубы. ZocDoc за пару минут находит ему стоматолога. Опять же, 2008 год, но круто.
Что случилось со стартапом: Стартап практически стал household name в США. Оценка близится к миллиарду долларов. А все начиналось с подставного парня на сцене и анекдота про откушенное ухо.
Продукт: Компактное устройство в форме бутылки, позволяющее с помощью нанофильтра получать питьевую воду практически из любой жидкости
Фаундер: Майкл Притчард
Чем примечателен питч: C легким британским акцентом Притчард начинает рассказ бодрой статистикой про то, что 50% напившихся из лужи людей будут страдать диареей. Майкл любит цифры и на середине второй минуты выступления рассказывает о том, что за это время 13 тысяч людей заболели диареей из-за плохой воды, а 4 ребенка умерло. Вряд ли типичному стартапу поможет такая грустная статистика, но жизненные примеры повышают наглядность проблемы и приковывают внимание аудитории к выступлению.
Так как Притчард делает не геолокационный фотошэринг, а физический продукт, на сцене он проделывает соответствующую презентацию. Аквариум с водой странного цвета он наполняет ингридиентами вроде "грязь", "мусор" и "фекалоидные отходы", доводит жидкость до состояния типичной московской водопроводной воды (аудитория в ужасе), а потом заливает субстанцию в бутылку и через несколько секунд выпивает стакан отфильтрованной и стерильной воды. Впечатляет.
Что случилось со стартапом: Фильтры Lifesaver успешно помогают с водой жителям развивающихся стран.
Продукт: Социальный контентный сервис
Фаундер: Кевин Роуз
Чем примечателен питч: Хотя ТВ-шоу «The Screen Savers» рассчитано на обычных зрителей, интересующихся технологиями, в этом выступлении можно подчеркнуть несколько интересных моментов для питча перед инвесторами. Презентация Кевина (которому в 2006 году презентации было меньше 30 лет) лаконична, при этом демонстрирует основные возможности Digg.com. На противовесе работает телеведущая, которая постоянно задает наводящие вопросы, говорит "A-haaa" и всячески отрабатывает свою зарплату.
Что случилось со стартапом: Digg был на волне популярности несколько лет назад, но потом угас и был куплен компанией Betaworks за 500 тысяч долларов. Кевин работает фаундером, инвестором и является партнером в гиперфонде Google Ventures.
Не исключено, что мы не включили какие-то другие, еще более крутые выступления стартаперов. Добавляйте в комментарии или присылайте на почту нашему редактору sasha.peganov@gmail.com, в следующий раз напишем.