Знание – сила. Зачем фармацевтические компании создают образовательные проекты.

С каждым годом мы сталкиваемся со все большим количеством товаров и услуг, что делает осознанный выбор особенно актуальным, а в некоторых областях просто необходимым. Например, по статистике 75% сотрудников аптек и фармацевтов ежедневно общаются с клиентами, которые не знают, какой препарат им нужен. О том, как общественные просветительские инициативы могут изменить ситуацию, рассказывает руководитель образовательного проекта «Знания о фарме» и генеральный директор компании «ГЕН Фарма Рус» Светлана Бесчастнова.

Светлана Бесчастнова - руководитель образовательного проекта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.znania.genfarma.ru%2F&postId=1493110" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Знания о фарме»</a> и генеральный директор компании «ГЕН Фарма Рус» .
Светлана Бесчастнова - руководитель образовательного проекта «Знания о фарме» и генеральный директор компании «ГЕН Фарма Рус» .

Сегодня, когда информация, казалось бы, открыта и доступна, или должна быть такой, мы тем не менее продолжаем наблюдать ее острый дефицит в самых разных областях, и в фармацевтике в частности. Данная отрасль считается весьма закрытой и овеяна множеством мифов. За неимением возможности получить понятные сведения о лекарствах из достоверных источников, зачастую люди либо «экспериментируют» со своим здоровьем, либо отказываются от классической медицины в пользу нетрадиционной или альтернативной. И тот, и другой вариант в целом плохо влияет на индустрию, т.к. негативный клиентский опыт косвенно ведет к убыткам фармкомпаний. Как это происходит?

Вместо того, чтобы сразу приобрести нужный и действенный препарат, люди сначала, нередко самостоятельно, занимаются его поиском. Это приводит к тому, что достаточно часто они разочаровываются в целой отрасли, потому что лекарства без должной консультации с врачом не приносит желаемого лечебного эффекта. Не говоря уже о том, что из-за отсутствия хотя бы базовых знаний по приему лекарств их применяют неправильно, из-за чего эффективность тоже может снижаться и не давать ожидаемых результатов. Все это лишь подтверждает мнение многих о том, что фармацевтические компании это больше про деньги, нежели про здоровье населения. Как разорвать этот порочный круг?

Фото freestocks на Unsplash
Фото freestocks на Unsplash

Одним из решений сложившейся и, будем честны, не очень приятной ситуации, связанной с недостатком специальных знаний у пациентов и их родственников, может стать создание просветительских проектов и обучающих курсов самими фармацевтическими компаниями. И хотя это не приносит прямую и быструю прибыль, зато дает значительные преимущества в долгосрочной перспективе. Какие? Давайте рассмотрим их на всех уровнях.

Думающий покупатель

Согласно опросу фармацевтов интернет-сервиса СБЕР ЕАПТЕКИ, более половины их сотрудников (55%) каждый день слышат от покупателей неправильные названия препаратов. Так, «Тауфон» меняется на «Тайфун», а «Травопрост» становится «Просто травой». И тут даже не учитываются ситуации, когда, например, фармацевтов просят продать им «препарат из рекламы» или «те разноцветные капсулы от головной боли».

Вместе с тем есть исследования, которые говорят о том, что почти половина россиян считает важнейшей отраслью, импортозамещением товаров которой стоит заняться, именно фармацевтику. Для сравнения: второй по значимости областью развития, по мнению граждан, являются высокие технологии, за которые проголосовали 26% опрошенных. Разрыв в количестве голосов очевиден. Какой из этого можно сделать вывод?

Здоровье является важной темой для каждого человека. Даже если кто-то не нуждается в лекарствах, среди его близких всегда найдется тот, кому это необходимо в разных ситуациях – от сезонных ОРВИ до хронических заболеваний. Население осознает важность фармацевтики, но сталкивается с нехваткой достоверной информации о производстве и правильном применении препаратов. Статьи о лекарствах часто имеют рекламный характер или написаны на сложном языке для профессионалов, а люди не всегда готовы идти за разъяснениями к врачам или специалистам с медицинским образованием. Это вызывает недопонимание и может приводить к отказу от лечения.

Все это говорит о том, что потребителям и рынку в целом необходим качественный источник достоверной и доступной информации о фармацевтической отрасли. Ведь, с одной стороны, это даст возможность людям заботится о своем здоровье и соблюдать курс лечения, основываясь на проверенных данных, а с другой – поднимет престиж отрасли, ведь осведомленный потребитель будет более уверен в своих решениях и лоялен к отечественному производителю.

Узнаваемость компаний и новые кадры

Просветительские общественные проекты также работают и на создание положительного имиджа компаний-производителей и их узнаваемости. Почему это лучше, чем реклама? Потому что из-за обилия данных вокруг часть из них, связанная с предложением товаров и услуг, «фильтруется» сейчас почти на автоматическом уровне, лишая нас новой, интересной и действительно полезной информации.

К тому же просветительские проекты дают людям больше свободы выбора, и ключевое здесь именно то, что они «дают» первыми. Не требуют, не просят, не побуждают что-то купить, как в рекламе, а сами что-то сначала предоставляют – в данном случае полезную информацию.

Однако обучение нужно не только потребителям, но и сотрудникам аптек. Как ни странно, им тоже не хватает данных. Так, опрос провизоров и фармацевтов показал, что 90% сотрудникам аптек нужны дополнительные сведения по предлагаемым препаратам. При этом вариантов получить их тоже немного: профессиональные сообщества, обучающие курсы, медицинские представители, фармацевтические конференции и даже реклама. Около 18% опрошенных черпают необходимый материал именно в ней, что, однако, не дает полной картины, а значит, может отразиться в том числе и на продажах лекарственных средств. А с учетом загруженности сотрудников аптек для них важно и удобство получение информации.

Также стоит отметить, что на сегодня многие фармацевтические производственные компании испытывают трудности с поиском квалифицированных сотрудников. Молодые специалисты либо не хотят идти работать в данном направлении, либо не обладают должной подготовкой. Образовательный проект может помочь решить и этот вопрос. Во-первых, благодаря ему получится рассказать больше про отрасль и показать возможные пути развития внутри нее, тем самым сделав ее более понятной и привлекательной. Во-вторых, начать подготовку молодых специалистов заранее, частично закрыв белые пятна и «подтянув» их до нужного уровня еще до того, как они начнут работать в той или иной компании.

Лояльные сотрудники

Персонал – один из важнейших ресурсов компании. И, разумеется, от их вовлеченности в процесс работы, эффективности и мотивации зависит очень многое. Просветительский общественный проект, запущенный внутри фармкомпании, может принести свою пользу и тут. Сотрудники смогут лучше понимать процесс работы и быть еще более продуктивными. Например, корпоративный юрист может не владеть всей фармацевтической терминологией, а разработчик препарата не понимать нюансы логистики. Однако простая и доступная информация про все этапы производства лекарства, особенности логистики и продажи, про функционирование фармацевтического рынка в целом, сделает более понятной работу одних сотрудников для других, что приведет к улучшению взаимодействия между ними, от чего, безусловно, выиграет вся компания в целом.

Еще один немаловажный аспект. По результатам исследования, проведенном «Авито Работа», почти половине опрошенных (42%) важно, чтобы компания, в которой они работают, участвовала в благотворительности, экологических проектах или программах социальной поддержки. Дает ли это какую-то материальную выгоду? Нет. Однако участие в таких проектах улучшает психологический климат в коллективе, повышает корпоративную культуру, дает сотрудникам возможность почувствовать свою значимость, ценность своего вклада не только в компанию, где они работают, но и в развитие общества. Как следствие, мотивация к дальнейшей работе у сотрудников увеличивается автоматически. И образовательный проект, способный принести пользу не только отдельным группам граждан, но и всему населению страны, как нельзя лучше подходит на роль того, за что можно испытывать гордость в результате своей работы.

Именно поэтому было принято решение создать общественный образовательный проект «Знания о фарме» на базе компании ООО «ГЕН Фарма Рус». В рамках проекта эксперты фармрынка, ученые, врачи и другие представители отрасли простым языком объясняют сложные процессы, связанные с лекарственными препаратами, их производством и использованием. Здесь можно получить ответы на вопросы: чем отличаются препараты с одним и тем же действующим веществом, что такое дженерики, куда и кто выбрасывает препараты с закончившимся сроком годности в больницах и аптеках и т.д. Абсолютно бесплатно и на понятном и доступном каждому человеку языке.

Светлана Бесчастнова

Обучение сотрудников и просвещение потребителей — процессы, которые требуют внимания и усилий со стороны всех участников рынка. И важно, чтобы они не ограничивались только теорией, ведь профессионализм первых и осознанный выбор вторых могут не только улучшить качество жизни каждого отдельного человека, но и повлиять на развитие отрасли и общества в целом, делая его более этичным и комфортным для жизни.

11
Начать дискуссию