Корпорация «вдохновилась» вашим стартапом? Ей не всегда выгодно его копировать — убедился на своем опыте

Однажды я заработал 15 000 ₽ за час рассуждений о том, как строить карьеру, и чуть не стал инфоцыганом. А всё потому, что один из моих стартапов начал работать с hh.ru.

Корпорация «вдохновилась» вашим стартапом? Ей не всегда выгодно его копировать — убедился на своем опыте

Всем привет! Это Роман Рабочий — инженер и создатель сервиса онлайн-записи «Планёрка». Изначально я придумал его для занятых айтишников, гиков и интровертов, которым приходится созваниваться или встречаться с людьми, хотя им это не нравится. Хотелось дать им кнопку, которая поможет договориться о дате и времени встречи без долгих и неловких переписок. Мы добавили такую опцию в мой первый стартап — функцию голосового помощника секретаря Маши. Стали ждать, когда клиенты попрут, но не перло. Просчитались, но где?

На Западе такие сервисы, как Планёрка, например calendly, очень популярны: люди спокойно назначают встречи друг с другом, и никого не смущает необходимость записаться. Я не понимал, почему успех не приходит к нам. Сейчас мне кажется, что одна из причин — советское прошлое. Когда все люди — коммуна, единое целое общество, то заставлять кого-то себя ждать и добиваться внимания просто неприлично. Если ты ставишь другого человека в очередь, первая реакция, которую получишь: «Охренел, ты, что, мой начальник?» Поэтому такой подход не помог равным по статусу людям назначать встречи.

В самом начале у Планёрки было много проблем — о каждой подробно рассказал здесь →

В неравных отношениях начальник — подчиненный, продавец — покупатель Планёрка, наоборот, расправила плечи. Просто сработала другая логика: когда людям что-то нужно, они готовы встать в очередь.

Старая версия лендинга собирала ноль откликов. Оказалось, что людям вовсе не мешают переписки — для них это просто часть процесса  
Старая версия лендинга собирала ноль откликов. Оказалось, что людям вовсе не мешают переписки — для них это просто часть процесса  

Это навело меня на мысль, что аудиторию продукта пора менять: предлагать Планёрку тем, кто продает свое время через интернет. Это психологи, коучи и другие подобные ребята. Самое забавное, что на главной странице Планёрки мы поменяли слоган и пару картинок, и это дало существенный рост. Например, в прошлом месяце к сервису присоединилось 40% активных пользователей. Если и дальше так пойдет, будет просто песня.

Позиционирование новой версии другое: мы заменили слоган, добавили фоток со стока, и всё взлетело
Позиционирование новой версии другое: мы заменили слоган, добавили фоток со стока, и всё взлетело

Почему HeadHunter пришел к нам с задачей

Команда hh.ru начала строить «Карьерный маркетплейс». Они сказали аудитории: у нас есть профессионалы, которые могут вас чему-то научить. Например, составлять резюме, откликаться на вакансии, проходить собеседования.

Схема работы простая: Вася хочет работать в Яндексе. Чтобы пригласили на собеседование, надо грамотно подать свой опыт. Вот он и ищет в интернете, как написать резюме. Лена 10 лет проработала в Яндексе и точно знает, на что посмотрит HR. Благодаря «Карьерному маркетплейсу» Вася находит Лену, консультируется и повышает свои шансы получить работу.

Главная страница «Карьерного маркетплейса» — это каталог менторов. Там можно выбрать задачу, которую нужно решить, сферу своих интересов, и сервис автоматически покажет подходящих экспертов. Потенциальному клиенту остается посмотреть фото, регалии и написать человеку, который больше нравится.

Так выглядит главная страница Карьерного маркетплейса
Так выглядит главная страница Карьерного маркетплейса

Когда «Карьерный маркетплейс» только запустился, все было устроено так:

  1. Клиент оплачивает консультацию и оставляет ссылку на свой телеграм.
  2. Менеджер пишет клиенту сообщение с благодарностью и связывается с ментором.
  3. Ментор дает на выбор несколько слотов, когда удобно провести консультацию.
  4. Менеджер возвращается к клиенту с информацией и предлагает выбрать.
  5. Менеджер создает общий чат в Телеграме для всех сторон.
  6. [туман войны]

В такой схеме мало удобства и прозрачности. Менеджер постоянно мечется между клиентом и ментором. Клиент может отменить оплату после того, как получит прямой контакт ментора в Телеграме. Ментор может забить на встречу, провести ее в непонятном сервисе и как попало.

Клиент мог пожаловаться в том же чате, но менеджерам было некогда разгребать такие сообщения. Например, к тому моменту, как мы начали работать над пилотом, на сайте было около 100 экспертов. Некоторые из них проводили по 5 консультаций в неделю. Все это координировало всего 3–4 менеджера.

Как сервис онлайн-записи Планёрка помог все разрулить

Непрозрачная и сложная схема была болью hh.ru, с которой они пришли к нам. Мы встроили Планёрку так, чтобы приложение для онлайн-записи бесшовно делало все, чем раньше занимался менеджер. Вот как это выглядит сейчас:

  1. Клиент выбирает ментора и оплачивает консультацию.
  2. Деньги замораживаются на виртуальном счете.
  3. Клиент видит расписание ментора и может быстро выбрать любое удобное время. При этом Планёрка постоянно обновляет календарь и показывает только свободные слоты.
  4. Клиент записывается и получает сообщение со ссылкой на встречу в Контур.Толке. Такое же приходит ментору.
  5. Если консультация состоялась, она автоматически записывается на видео. После встречи обе стороны получают запись с расшифровкой.

Ментор создает свободные слоты в своем личном кабинете, может прикрутить разные календари и запланировать себе время на отдых. Планёрка всё это учитывает. Единственное, что нельзя изменить в этой схеме, — созвоны в Контур.Толке. Просто потому, что у hh.ru есть лицензия на этот сервис. При этом ни клиентам, ни менторам не нужно регистрироваться — они просто переходят по ссылке и начинают общаться.

Простота и бесшовная интеграция — то, что нужно было команде hh.ru. Мы сделали именно так, и это обошлось корпорации дешевле, чем если бы инхаус-команда решила скопировать Планёрку и сделать свой сервис онлайн-записи. Я посчитал: такой сценарий стоил бы не меньше миллиона в месяц, а на работу ушла бы пара лет 😉 Расходы считайте сами. Наше решение уже готово, его легко трансформировать и встроить в другой сервис. Все, что нужно, — прийти и договориться 🤝

Работа с hh.ru — это хороший пример, как корпорации могут общаться со стартаперами. В этом проекте были понятные задачи и KPI, четкие временные рамки и ни грамма коррупции.

О том, как выглядят предложения от злых корпораций, я недавно писал →

По секрету: сейчас мы пилим еще один пилот с другой крутой корпорацией. Пока не могу сказать с кем, но если смогу, вы узнаете первыми.

Вместо вывода поделюсь наблюдением. «Карьерный маркетплейс» hh.ru — это первая ласточка в сфере экспертных консультаций от крупных компаний. Например, в будущем популярный маркетплейс может собрать вокруг себя экспертов в продажах, а банк — финансовых консультантов. Все они могут продавать свои знания и опыт другим людям. Им как раз может пригодиться Планёрка.

Из сервиса для записи клиентов внезапно родилась платформа которая может помочь бизнесу построить свою систему онлайн-записи быстро и качественно. Если у вас есть такая задача, напишите мне в телеграм.

Мои сервисы

4545
11
11
11
31 комментарий

Я как в некотором смысле заказчик очень ОЧЕНЬ жду три фичи:

1) прием оплат
2) возможность принимать встречи нескольким менеджерам
3) yandex телемост

1
Ответить

Гарольд скрывает боль теперь и на созвоне. Классика

2
Ответить

Вам достается приз. Вы первая кто отметили Гарольда... У меня в одном проекте есть еще вот такая плашка, пока никто ничего не заметил ))))

1
Ответить

планёрка удобная, использую в работе, но я пока не настолько популярен, чтобы со мной столько раз планировали встретиться, особенно в моменты когда я забыл сделать оплату. дико раздражает.

1
Ответить

Я понял проблему, счетчик дичь посчитал, хм, будем исправлять, спасибо!

1
Ответить

Тут хорошие цели преследовались, это же просто элемент напоминания, если не пользуетесь можно отключить бота...

Ответить