Устал от того, что люди постоянно просят со мной созвониться, и сделал планировщик встреч, но идея дважды провалилась

Привет! С вами Роман Рабочий, разработчик Маши-секретаря. После того как мой стартап выстрелил, я решил пойти дальше и сделать первый российский сервис для планирования встреч. Но задумка провалилась — дважды. Рассказываю почему.

Устал от того, что люди постоянно просят со мной созвониться, и сделал планировщик встреч, но идея дважды провалилась

Почему я решил, что нужен планировщик встреч

Я — интроверт и терпеть не могу, когда меня отвлекают по мелочам. А люди постоянно стучатся в личку и предлагают «на минуту созвониться, вот сейчас».

Если у нас с человеком взаимный интерес и он написал мне в относительно свободное время, пообщаться можно. Но есть еще люди, которых я называю «прилипалы». Им проще поболтать, чем подумать и разобраться. Приходит такой человек и начинает спрашивать: «Посоветуй что-то насчет эквайринга». Он сам не понял, чего хочет, а уже пишет. Чтобы выяснить суть вопроса, уходит огромное количество времени и сил, а в итоге оказывается, что ему нужен был не я, а юрист или бухгалтер.

Я заметил, что, если такого человека отправить подумать на пару часов, вопрос решается сам собой и необходимость в созвонах отпадает. Поэтому изначально делал так: отправлял посмотреть мой календарь по ссылке и назначить время для встречи. Но просто так ссылку скинуть невежливо, приходилось все равно тратить время и писать в ответ сопроводительное, объяснять, что я занят и смогу созвониться позднее.

Так появилась идея, чтобы кто-то за меня общался с человеком в переписке и давал ему ссылку на расписание, в котором можно сразу забронировать время для встречи.

У меня уже была Маша — голосовой бот-секретарь, который отвечает на звонки, поэтому показалось логичным добавить новую функциональность к ней. Ведь в реальной жизни именно секретарь занимается и звонками, и планированием расписания.

Казалось, что, если ее немного доработать, я смогу автоматизировать планирование встреч и отгородиться от людей с помощью личного ассистента. А пользователям Маши дам инструмент, который сэкономит время на формальный обмен любезностями и согласование созвонов.

Перед тем как начать разработку, я решил протестировать, как вообще люди будут реагировать на то, что встречи надо назначать через секретаря.

Нашел реального секретаря, и люди с удовольствием планировали с ним встречи

Я нанял помощника Александра и всех, кто хотел со мной созвониться или встретиться, стал отправлять к нему. Люди писали Саше, и он спрашивал, где и когда им удобнее организовать встречу, а мне передавал уже окончательную информацию, когда всё было согласовано. Если планы у меня или другого человека менялись, Саша передоговаривался.

Устал от того, что люди постоянно просят со мной созвониться, и сделал планировщик встреч, но идея дважды провалилась

Идея с помощником сработала. Мне больше не приходилось отвлекаться на обсуждение встреч и созвонов, освободилось время для других дел. Люди тоже хорошо реагировали на Сашу, и наличие помощника даже делало меня солиднее в их глазах.

Еще в ходе теста я отметил, что люди не звонили Саше, а писали в мессенджерах и по почте. Так я понял, что им удобнее общаться текстом, а значит, планировщика нужно сделать в виде текстового бота.

Оцифровал действия помощника и сделал телеграм-бота, но никто не захотел с ним общаться

За две недели я собрал телеграм-бота для планирования встреч и решил его протестировать. Бот умел делать то же самое, что и реальный Саша. В ходе переписки он мог выяснить у человека тему встречи, удобные дату, время и сервис для созвона.

Вот как это работало:

  1. Я вручную задавал в боте свободные временные слоты.
  2. Когда мне писал человек с просьбой созвониться, я отправлял ему ссылку на бота и говорил, что это мой помощник. Кого-то предупреждал, что он бот, кого-то — нет.
  3. Человек открывал бота и должен был нажать кнопку «Начать». Тогда бы бот начал диалог и написал что-то вроде «Привет, это личный помощник Романа, чем я могу помочь?». Я специально прописал боту «человеческие» реплики, чтобы он мог имитировать реального Сашу и не был похож на робота.

Казалось, всё продумано до мелочей. Но когда я стал тестировать бота, то увидел, что люди перестали записываться на встречи. Из 15 человек, которых я отправил к боту, ему написали всего двое, и то какую-то ерунду.

Я не учел главного: люди настолько ненавидят ботов, что когда видят стартовый экран и эту злосчастную кнопку «Начать», сразу его закрывают.

Если реальный помощник делает тебя солиднее в глазах окружающих, то бот в роли помощника резко превращает в человека, который их не уважает, раз отправляет к бездушной машине.

Но я по-прежнему был уверен в идее. Да, реализация в виде бота подвела, но помощник точно нужен: ведь до Саши все доходили и согласовывали с ним мое расписание, а я экономил кучу времени. Значит, надо придумать другое решение.

Собрал планировщик, объединил его с Машей-секретарем, и… снова не зашло

Я знал, что за рубежом популярен сервис Calendly — это планировщик встреч и созвонов. Мы с моими разработчиками быстро собрали очень похожий сервис и объединили с Машей-секретарем — на это ушло три недели.

Когда человек подключал Машу-секретаря, у него в Телеграме появлялся чат с кнопками «Настройки», «Тариф», «Приведи друга» и т. д. Туда мы и встроили дополнительную кнопку «Встречи». Если на нее нажать — переходишь в личный кабинет, где можно настроить интеграцию со своими календарями — Яндекс, Google или Apple Calendar. Планировщик подтянет информацию из календаря и определит свободные слоты.

Планировщик в Маше работал так:

  1. Вам пишет человек с просьбой созвониться.
  2. Вы уточняете, сколько времени это займет, и отправляете ссылку на свое расписание.
  3. Человек бронирует свободные дату и время, указывает тему встречи и свои данные.
  4. Сервис автоматически добавляет встречу в ваш календарь и присылает данные встречи в Телеграм и на почту.
Устал от того, что люди постоянно просят со мной созвониться, и сделал планировщик встреч, но идея дважды провалилась

Принципиальное отличие планировщика от первого телеграм-бота в том, что просящего о встрече не нужно отправлять к помощнику. Вы просто в один клик скидываете свое расписание.

Когда новая функциональность заработала, мы сделали рассылку с предложением её попробовать по базе пользователей Маши. Я даже слоган придумал: «Маша теперь отвечает на звонки и планирует встречи. Она пока не варит кофе, но рано или поздно мы и до этого доберемся» :)

Но… Снова не зашло. За пару месяцев этой функцией лениво воспользовались всего 20–30 человек из 10 тысяч — остальные даже не попробовали подключить планировщик. Так мы откатились в точку ноль.

Понял, что мне нужны компетенции, которых не было у нашей команды

Из историй с ботом и «копией» Calendly я сделал три вывода:

  1. Ботов не любят. Очень силен стереотип, что от них ничего толкового не добьешься, поэтому люди даже не пытаются начать диалог.
  2. Копировать другой сервис не круто. Ты автоматически начинаешь с ним конкурировать, а сделать лучше с нуля сложно. Поэтому оставим копирование корпорациям, у них хорошо получается. Нам нужно отстраиваться от конкурентов и делать свое.
  3. Пользователям Маши не нужен планировщик. Придется искать аудиторию для нашего сервиса в другом месте.

На этом моменте надо было выдохнуть, остановиться и всё переосмыслить. Я знал, что планировщик решает мою собственную боль, и видел, что другие люди тоже испытывают аналогичные проблемы, но мне никак не удавалось найти правильное решение. Наша небольшая команда технарей уперлась в стеклянный потолок.

Поэтому я стал искать человека, который мог бы помочь с исследованием рынка и позиционированием. И в итоге нашел того, кто помог мне понять, почему идея планировщика в Маше провалилась. Но как я это делал — не менее интересная история, расскажу ее в следующей серии моего сериала. Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить.

П.с. Кстати, меня спрашивали:

Устал от того, что люди постоянно просят со мной созвониться, и сделал планировщик встреч, но идея дважды провалилась

Иду за трендами виси, завел телеграм-канал, подписывайтесь.

Попробовать Планёрку в деле 🚀🚀🚀

125125
178 комментариев
150 ₽

Рома, спасибо, что делишься! Продолжай в том же духе и все будет отлично!
А я напоминаю, что у нас с Романом был выпуск подкаста, где он рассказывал о своем успехе на vc.ru и как он ему в итоге помешал.

Можно послушать на любой подкаст-площадке – https://startupsecrets.mave.digital/ep-8
или на YouTube – https://youtu.be/GuoHK7fZMRg

Один из самых откровенных выпусков получился, приятного прослушивания!

1
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Великолепный план, Артем. Просто охеренный, если я правильно понял. Надёжный, как швейцарские часы.

29
Ответить