3 причины сказать "нет" краудфандингу

На прошлой неделе еще один российский проект отлично выступил на Кикстартере: настольная игрушка "Берсерк" за 4 дня собрала $15 000, - сумму, необходимую для выхода на западный рынок (уже более $20 тыс). Зак Брафф за 3 дня набрал денег на свой новый фильм. Несмотря на довольно редкие негативные отзывы, в эффективности краудфандинга уже никто, казалось бы, не сомневается. Но нет.



Журналист и предприниматель Ари Золдан написал статью о том, почему крутой и демократичный краудфандинг - плохая идея для многих стартапов. Несмотря на всю революционность и возможность привлечь средства, не выпрашивая деньги у родственников и друзей, не продавая машину и не деля бизнес. Для того есть три серьезных причины.

***



Причина первая. Можно запросто обмануться


Если вы когда-нибудь писали бизнес-план, то знаете, сколько кропотливого труда уходит на составление цепочек поставок, прогнозирование продаж, определение затрат и прочее. Это вроде как поступить в колледж - вы прилагаете усилия, чтобы показать, на что способны. Не всякий инвестор потребует у вас бизнес-план, но вы не сможете договориться до тех пор, пока не подтвердите каждое решение, которое касается создания компании или развития продукта.

С краудфандингом все немного иначе. Даже если вы подразумеваете реальный бизнес, а не устраиваете кампанию, которая покроет ваши расходы во время изучения искусства во Флоренции, - вы знаете, что никто на Kickstarter, Indiegogo или других подобных сайтах не попросит вас ответить на сложные бизнес-вопросы, будь то оценка затрат на привлечение клиентов или размер потенциальных источников дохода.

Для того, чтобы оперировать цифрами (как бы сложно это ни было) есть причины. Бизнес - это трудно. И первая проверка того, есть ли у вашей затеи право на существование, - необходимость убедить инвесторов, что у вас есть то, что им нужно. Краудфандинг позволяет отсрочить столкновение с реальностью, но сложные вопросы лучше задать до того, как вы сожжете год собственной жизни и $100 тысяч чужих денег.

Причина вторая. Это изолирует вас от людей, которые действительно могут помочь


Инвестиции от профессионалов заставят вас постоянно думать о компании и быть честным с самим собой Вместе с тем, вы получите реальное преимущество, которое заключается в постоянной связи с экспертами, которые будут также думать о вашей компании.

Опытный бизнес-ангел или венчурный инвестор поможет справиться, например, с нехваткой денег (а она у вас, уж поверьте, будет), решит другие непростые вопросы развивающегося бизнеса. Краудфандинг даст вам начальный капитал, но у компании больше шансов на успех со стратегией захвата рынка, финансовыми практиками и прочими бонусами, которые может обеспечить опытный инвестор. Человек с хорошими связями может открыть вам те двери, которые просто недоступны для незнакомцев, скидывающихся по $50 на вашу мечту.


Причина третья. Я никогда не порекомендую инвестировать в компанию, начатую с краудфандинга


Я недавно рассмотрел краудфандинговое предложение от компании, которая делает снэки с использованием глобальной цепочки поставок в Западной Африке и ищет $50 тысяч на indiegogo.com для финансирования производства. Они предлагают 11 категорий вкладов, с льготами от личной благодарности на сайте и до уикенда в Напе с угощением, вином и экскурсиями. При этом ни у кого в компании нет финансового опыта, а хоть какая-то квалификация есть только у одного члена команды. Если вы хотите создать серьезный бизнес - зачем вы окружаете себя людьми без компетенции?

Краудфандинг искажает мечту о собственном бизнесе. Конечно, они могут помочь с добавочным финансированием или с созданием пробного продукта, - но настоящие испытания начинаются после привлечения денег. Тогда-то и понадобится дисциплина, опыт и ощущение времени, которые появляются, если вы рискуете собственными деньгами, или серьезные инвесторы ждут доходов от вашего предприятия.