Эволюция деловых игр: как мы дошли от настолок, распечатанных на принтере, до симуляций на unity

Сейчас мы в Center-Game разрабатываем симуляции и проводим кастомные бизнес-игры для РЖД, Лукойла, Росатома и других корпораций. Так было не всегда: 11 лет назад мы начинали с игровых тренингов. Расскажу, как у нас получилось пройти этот путь.

Эволюция деловых игр: как мы дошли от настолок, распечатанных на принтере, до симуляций на unity

2012—2014. Игры живого действия

В начале 2010-х на рынке корпобучения было полно тренингов, лекций и воркшопов. Участники слушали спикера, но, выходя с тренинга, не понимали, как применить эджайл или лин канвас в своей торговой сети ивановского трикотажа.

Мы предложили рынку формат игр живого действия: сотрудники изучают минимум теории, а дальше — «играют» в бизнес-процессы и в активной позиции узнают о принципах работы. В конце вместе с тренером рефлексируют над опытом: как переложить игру на реальность, что можно взять в работу и как изменить свой подход.

Одной из игр живого действия была «Море». Каждый участник оказывается жителем острова, на котором происходит производство продукции и торговля ею. В процессе люди строят свою экономику, учатся вести переговоры и находить партнёров, разбираются в логике ценообразования и базе предпринимательства.

Какую пользу мы давали

✅ Активное включение в процесс

✅ Возможность переложить опыт на рабочую практику во время рефлексии

2015—2019. Настольные деловые игры

Рынок корпобучения рос, компании начали двигаться в сторону человекоцентричности — прорабатывали процессы, которые западали конкретно у их сотрудников. Универсальные продукты уже не подходили.

Мы предложили делать кастомные деловые игры под конкретную компанию и задачу. Сначала исследовали проблему аудитории, а затем придумывали, как её упаковать в игровую модель, придумывали сюжет, прописывали правила и рефлексию, и печатали игру.

Например, для Росатома мы разработали игру-симулятор по строительству АЭС. Эксперты Росатома помогают другим странам запустить ядерную инфраструктуру с нуля и построить первые объекты. Это долгий и местами запутанный процесс, который может нервировать партнёров своим масштабом. Симуляция показывает основные вехи развития ядерной инфраструктуры, даёт «прожить» весь процесс и составить общее представление, какими могут быть сложности.

Эволюция деловых игр: как мы дошли от настолок, распечатанных на принтере, до симуляций на unity

Какую пользу мы давали

✅ Возможность прожить проблемную ситуацию через модель реальности и посмотреть на неё «сверху»

✅ Каждый продукт включает ценности, культуру и задачи конкретной компании

2020—2021. Деловые игры в онлайне

В ковид началась массовая цифровизация всего, в том числе — корпоративного обучения. Чтобы быстро ответить на запрос рынка, мы переносили те же продукты в онлайн с помощью простых инструментов: собирали веб-версии на Тильде или буквально переносили настолку в Миро.

Например, у нас была настольная деловая игра «Золотой костыль», которую мы разработали совместно с SAP. Её задача — подготовить компанию к внедрению продуктов SAP, научить новой проектной методологии. Когда начался ковид, нужно было продолжать делать всё то же самое — но онлайн.

Мы собрали веб-версию на Тильде, а заодно упростили и автоматизировали часть механик. Методология и принципы остались теми же, только формат изменился.

Эволюция деловых игр: как мы дошли от настолок, распечатанных на принтере, до симуляций на unity

Какую пользу мы давали

✅ Теперь можно было обучать не только удалёнщиков, но и людей из разных городов и стран, и проводить через обучение больше сотрудников за раз

✅ Снижение издержек на обучение: не нужно тратиться на сборы всех в одном месте, организовывать кейтеринг и т. д.

2022—сегодня. Браузерные симуляторы

За время ковида подход к корпобучению изменился: рынок понял, что диджитал-игры можно использовать как инструмент и вовлечения, и обучения, и маркетинга, и пиара, и HR. К нам стали обращаться за сложными проектами, для которых Тильда и Миро уже не подходили.

Например, для топ-менеджеров РЖД разработали бизнес-симуляцию про стратегическое планирование и управление эффективностью на игровом движке Unity:

  • запрограммировали игру на 6 команд с технически неограниченным числом пользователей;
  • разработали механики стратегического управления логистическим холдингом в космосе;
  • без нейросетей отрисовали уникальные ассеты с космической тематикой по четырём игровым циклам;
  • подготовили методические материалы и провели очное обучение для тренеров РЖД;
  • интегрировали симуляцию в большую программу обучения топ-менеджеров.
Эволюция деловых игр: как мы дошли от настолок, распечатанных на принтере, до симуляций на unity

Какую пользу мы давали

✅ Почти неограниченные возможности по функциям бизнес-симуляции, автоматизация и автономность

✅ Любое количество участников обучения и прохождений: можно отрабатывать навыки сколько угодно

Что всё это говорит про деловые игры на рынке корпобучения?

За 10 лет эволюиционировали не только продукты Center-Game, но и рынок корпобучения. Компании прошли путь от игр на тимбилдингах до технологичных игровых продуктов для отработки сложных бизнес-процессов и других задач. И это не может не радовать.

Сейчас мы с командой работаем над тем, чтобы выводить свои игровые проекты в другие сферы: PR, маркетинг, просветительские проекты, медиа.

А в вашей компании используют игры/симуляторы для обучения?
Да, и мне они нравятся
Да, но мне такой формат не близок
Нет, но было бы полезно
Нет, и не надо
11
Начать дискуссию