Как мы сделали стартап по аренде power банков в Норвегии
Случалось ли с вами такое: ваш телефон разряжается и вот-вот отключится, а вы в совсем незнакомом для вас городе. Как быть? Покупать новый телефон? Это маловероятно. Идти в ближайшее кафе и договариваться с администрацией о том, чтобы ваш телефон поставили на зарядку? Возможно, но хлопотно. Норвежский стартап Chargo решает эту проблему с помощью аренды power банков. И найти ближайший из них можно с помощью мобильного приложения.
О клиенте:
Chargo — стартап из Норвегии по аренде павер банков, офис базируется в городе Осло. Мы в Artjoker сотрудничали с клиентом в рамках разработки мобильного приложения для быстрого поиска станций зарядки.
Как стартовали работу?
Клиента мы нашли в рамках роад шоу в Осло. Мы договаривались с рядом компаний о деловых встречах, чтобы обсудить, чем мы можем быть друг другу полезны. Так сложились карты, что клиент как раз искал компанию, которая сможет создать быстро и качественно приложение для его стартапа. А мы как раз были открыты к новым проектам!
Проект заходил в сжатые сроки. Буквально за 2 недели мы договорились о старте и ворвались в написание кода.
На момент старта, клиенту нужна была только фронтенд разработка. Но сразу после первых дней работы стало ясно, что скоуп явно недооценен, и необходимо привлекать бэкенд-разработчика для написания прослойки между хардверной API и мобильным приложением.
Был привлечен дополнительный разработчик, который взял на себя разработку middleware, и создал условия для нормальной работы front-end разработчиков.
Начали мы с написания и согласования технической документации по этой самой прослойке, затем обсудили, какая часть информации берется из CRM, какая от middleware, и какая от платежной системы. К слову, позже было принято решение максимально перейти к единому источнику информации — middleware.
Технологический стек приложения состоял из React Native (фронт) и Node.js (бэк):
- React Native мы выбрали, так как нужен был старт сразу на двух платформах, а этот фреймворк отлично закрывал все потребности приложения. Мы столкнулись с некоторыми проблемами при отображении маркеров на карте, но изменение библиотеки помогло решить этот вопрос.
- Node.js выбрали, так как речь шла о большом количестве подключений к базе данных, нужна была гибкость и производительность системы, что и решается с помощью этой технологии.
Челленджи с которыми столкнулись
Из того, что осложняло работу командам — много заинтересованных сторон. Дизайн рисовала одна компания, CRM использовали от другой, также была хардверная компания из Китая, и мы, как разработчики. Плюс сторона непосредственных заказчиков приложения, на стороне которых не было СТО, что создало путаницу по зонам ответственности. Итого, имеем пять сторон, каждая из которых безусловно хочет быть услышанной и понятой.
Для решения проблемы, договорились о том, что:
- Будут еженедельные созвоны менеджерского состава всех сторон
- С Китаем создаем создании чат (оказалось, что в WeChat могут заблокировать без указания причин)
- Со стороны Китая выделяется менеджер, который доступен в рабочее время разработки, и отвечает на все вопросы, а инженеры внедряют задачи на следующий день
- Обсудили с заказчиком процедуру сбора требований и подтверждения задач в работу с обязательной оценкой и входом в range “от — до”
Сложность возникла еще и с созданием тестового окружения, которую в итоге решили. Договорились с инженерами из Китая о создании дополнительного адреса с их стороны, и выделили часть тестового оборудования, которое подключили к нужному адресу. Таким образом, удалось создать независимое тестовое окружение, но в приложении приходилось вручную менять настройки тестового и реального окружения.
Из интересного — большая часть работы по проекту припадала на январь-февраль 2020 года, а так как наши партнеры по хардверу находятся в Китае, то последствия пандемии COVID-19 дали знать о себе еще тогда, когда остальная часть мира относилась к вирусы скептически. Сначала мы долго ждали празднования Китайского Нового Года (его отмечают 2 недели), а потом был простой в неделю из-за тотального карантина.
При этом, публикация в Apple Store прошла в очень сжатые сроки. И в конце февраля приложение было опубликовано. Сразу после релиза мы продолжили работы по улучшению и добавлению новых фичей. В течение 2-3 недель опубликовали новую улучшенную версию. У приложения было несколько десятков скачиваний, и несколько платных аренд. После этого был объявлен мировой локдаун, и работы приостановились на несколько месяцев.
После выхода из карантина мы продолжили работы и развитие проекта, до тех пор, пока у продукта не появилась своя команда разработчиков с выделенным СТО.
Что в результате?
Chargo — это по факту IoT приложение. Разрабатывая его, мы активно взаимодействовали с hardware прошивкой станций. Кроме этого, мы работали с платежным сервисом, бэкендом заказов и пользователей, а также с middleware — промежуточным слоем, который работает непосредственно с приложением.
Любая задача по зубам команде, у которой есть четкая цель и поддержка от клиента. Во время общего взаимодействия мы решили множество сложных вопросов, и в итоге сделали отличное приложение, которое достаточно простое с точки зрения UX, но технологически сложное. Были учтены интересы ряда стейкхолдеров. Также, в очередной раз убедились в том, как важно изначально проговаривать все ожидания заказчика.
Может я чего-то не понимаю. Зачем арендовать павербанки если они стоят в принципе не дорого, тем более в Норвегии?
В том момент когда у тебя разрядился телефон, рядом можете не оказаться магазина с продажей павербанков
Так а почему нельзя просто сделать на улицах станции для подзарядки какие-то?
Можно и станции подзарядки сделать) создатели этого стартапа пошли другим путём - сдают в аренду павербанки. Этот подход не требуют стоять около станции подзарядки
Еще момент, что когда ты его купишь, он может оказаться разряженным
Удобство в том, что пользователь экономит невосполнимый ресурс - время.
например:
в кафе может не быть повербанка, ты не знаешь где их купить, а в приложении ты можешь увидеть все станции зарядок, которые поблизости.
Модель достаточно распространенная. В Москве, кстати, тоже есть подобный сервис (и не один). Например, "Бери заряд".
У нас в кафе давно уже стоят