Что произошло на HR Tech рынке в 2024 году: тенденции, конкуренты и бывшие партнёры

Три года назад мы отказались от роли «интегратора ИТ-решений» и сделали пивот в сторону HR Tech. Так появилась платформа для развития талантов – iMpact LMS. А теперь я делюсь, каково масштабировать компанию без инвестиций на рынке, где каждый второй — либо внутренний продукт корпорации, либо поцелованный инвесторами.

Что произошло на HR Tech рынке в 2024 году: тенденции, конкуренты и бывшие партнёры

Всем привет! Меня зовут Наталья Балоч, я коммерческий директор продуктовой HR Tech компании.

Мы создали iMpact LMS как готовый инструмент для управления корпоративным обучением на базе всем известного Битрикс24. Сегодня это уже комплексная платформа для управления талантами, которая помогает HR-командам развивать сотрудников: от адаптации новичков, оценки компетенций и создания ИПР для кадровых резервистов.

Продукту всего 3 года, хотя бОльшая часть команды уже 20 лет на рынке автоматизации бизнес-процессов – было создано не мало заказных проектов в качестве компании-интегратора. Экспертиза огромная! Но, как водится, не все так просто: качественный продукт еще не залог успеха (раньше на vc.ru рассказывала нашу историю).

Уже традиционно в преддверии нового года пишу статью с итогами.

В этот раз будет 2 части. Здесь расскажу о внешних событиях, конкурентах, партнёрах и тенденциях рынка. В следующей — про внутреннюю кухню команды iMpact LMS.

Содержание:

Почему все становятся HRM: переломный момент на рынке

Рынок HR Tech растет в среднем на 15% к году, а по последним оценкам в 2024 году этот показатель составил 20%. При этом нельзя сказать, что уровень качества и функциональная наполненность решений поспевает за такой скоростью, но об этом чуть позже.

Тренд №1 уходящего года.

Игроки меняют вектор развития с узкопрофильных инструментов (например: LMS или интранет) в сторону HRM, то есть комплексных систем для закрытия всех задач HR-департамента. Такой запрос диктуют сами заказчики, поскольку управлять процессами из 1 окна проще, экономически выгоднее и быстрее.

Всё бы ничего, если бы за таким переименованием стояло настоящее расширение функциональных возможностей. Пока наблюдаю, что главное то, КАК ты о себе говоришь, а не ЧТО из себя представляешь. Это безумие охватило многих игроков на рынке. При этом объяснить разрыв между реальными возможностями продуктов и их позиционированием можно: не всем вендорам хватает скорости разработки и желания "копать вглубь", а не вширь. Ведь проще выпустить 25 модулей с базовыми функциями, чем 1 настолько проработанный с профессиональной и методологической точки зрения, что позволяет закрыть любую задачу любого бизнеса. Как человек с большим опытом в айти могу уверенно сказать, что придумывать большие и при этом гибкие инструменты очень сложно (к счастью, у моей команды это сильная сторона)))

Мы пока держимся от звания "HRM". Хотя понимаем, что нашего функционала и технических особенностей с лихвой хватит, чтобы называться так же. Смотрите сами, iMpact LMS включает:

  • Корпоративный портал, мессенджер, чаты и видеозвонки
  • Адаптация персонала и испытательный срок
  • Обязательное и самообучение, конструктор курсов и тестов
  • Конструктор ИПР по компетенциям
  • Оценка 360 градусов
  • Управление развитием по KPI
  • Планы развития по профилю должности
  • Совместная работа, канбаны и задачи
  • Аналитика HR-процессов и многое другое

Можно в названии любого продукта добавить две волшебные буквы (ИИ) или три буквы (HRM) и ты уже звучишь иначе, солиднее, весомее… Главное заглянуть, а «под капотом» то, что?

Тренд №2 уходящего года.

Наблюдаю позитивное движение – всё больше HR-команд подходят стратегически к выбору инструментов. Это когда системы внедряются не точечно, под запрос (образуя тем самым «зоопарк ИТ-решений»), а сразу учитывают перспективы и возможности развития платформы – как самостоятельно через открытый исходный код, так и посредством коммуникаций с вендором.

Прямо сейчас происходит принципиальный сдвиг на HR Tech рынке: это переход из формата «выбираем продукты для автоматизации HR» в формат «выбираем цифровые среды для автоматизации бизнеса».

Радует, что мы еще 3 года назад предвидели этот вектор, отсюда концепция платформы: объединение бизнес-контекста & коммуникаций & HR-инструментов в едином окне.

Тренд №3 уходящего года.

Плавно зарождается новый тренд, суть которого в формировании альянсов между небольшими стартапами для расширения воронки привлечения и создания экосистем HR-решений. Пока вижу, что подобные схемы заканчиваются на коммерческом уровне, никак не касаясь самих продуктов. То есть да, компании советуют друг друга своим клиентам за комиссию, но технически это все разные интерфейсы и логика, зачастую дублирующие функции и усложнение ИТ-контура для компаний-клиентов. В таком виде альянсы вредят, нежели приносят ценность рынку.

Хотя есть одна яркая экосистема, которая паровозиком продает свои разрозненные решения. Главное, хорошо продает. Клиенты уверены, что у них единое окно, а не набор разных сервисов. Это к вопросу как себя назовёшь…

Как выглядит конкуренция среди LMS

Вместо лишних слов расскажу про категории поставщиков:

Первая категория – уже более 15 лет на рынке, особо не развивали продукты до 2023 года, им было комфортно с имеющимся багажом клиентов. Могут позволить себе демпинговать «ниже плинтуса» и «кормить завтраками» по новому функционалу. В целом, компании продолжают использовать их решения, так как а) «Столько бабла уже вложено, нужно окупить», б) «Ну и ладно, что у них этого нет. Они обещали, что появится через год».

Вторая категория – около 10 лет на рынке, тоже с хорошим багажом клиентов и пандемия им в помощь, когда компании выбирали по принципу «что дешевле – вроде по функционалу у всех одно и то же». Эта категория долгие годы в принципе особо не развивала продукты, поскольку и рынок растущий, еще не занятый, и конкуренты инноваций не выпускают. Однако категория три заставила пересмотреть стратегию. Особенно во втором полугодии 2024 года вендоры вступили в гонку.

Третья категория – самая молодая, до 5 лет. Они молоды, амбициозны, полны сил и активно откусывают кусочки пирога от первых двух сегментов.

Четвертая категория – корпорации из других сфер, которые решили выйти на рынок со своим внутренним HR Tech решением. Весь год мы слушали выступления, что их продукт самый-самый и очень скоро он займет место лидера. И вот осенью ряд компаний – кто-то вслух, а кто-то про себя – заявили, что есть технические сложности и запуск «ракеты в космос» придется отложить. Такое тоже бывает, и не только в космической сфере. Не все так просто, как иногда кажется со стороны!

Ситуация начала меняться только в 2024 году, мы увидели много обновлений по HR Tech рынку. Респект коллегам из второй категории, которые в «гонке функционала» выпускали всё больше востребованных решений. Даже игроки из 1 категории, которых, казалось бы, сложно удивить, вступили в борьбу за удержание и дальнейший рост клиентов. Довольно медленно, но стали выходить обновления, чтобы не отставать от «молодых и голодных».

Чувствуется, что конкурентная борьба с каждым годом накаляется. Время покажет, кто смог разработать лучшую стратегию.

Что могу сказать. Во-первых, пару раз конкуренты упаковывали уже имеющийся функционал под соусом нового продукта и заявляли это как релиз – сомнительно, но окэй… Во-вторых, стратегия одного игрока крайне напомнила концепцию, которую мы транслировали еще в 2021 году, когда вышли на рынок – круто, значит двигаемся в правильном направлении, и, что радует, обгоняем. В-третьих, мы с командами маркетинга и продаж весь года были на драйве, не расслаблялись ни на минуту. И если раньше я могла говорить о сезонности продаж и активности, то этот год показал стабильно растущий спрос на iMpact LMS.

Из партнера – в прямые конкуренты

Вы можете по-разному выстраивать стратегии дистрибуции. Одна из них – партнерская сеть. Мы, например, соединяем прямые продажи с небольшой, но качественной партнерской сетью. Это вполне логично, если твой продукт создан на базе популярного портала (Битрикс24), у которого уже есть тысячи интеграторов.

Как и во всем у такой стратегии есть плюсы и минусы. Среди плюсов: быстрее растет узнаваемость бренда на рынке; больше продаете за счет охвата. К минусам можно отнести: ты не знаешь, что реально говорят партнеры о твоем решении; недостаток компетенций партнеров в сфере HR, особенно по блокам оценка и управление талантами.

В 2024 году на этом фронте тоже были интересные сюжеты. Одни просили деньги за рекомендацию своему клиенту iMpact LMS, когда HR-команда компании уже приняла решение в нашу пользу. Видимо ощущение важности одобрения с их стороны, помутнило рассудок и затмило разум.

Вторые несколько раз пытались провернуть «тихое поглощение» под соусом win-win стратегии, а потом создали прямое конкурентное решение. Такое тоже бывает, все мы люди, а человек – существо слабое и подвластное всяким искушениям. Мы понимаем. Хотя, вспоминая тренд №3 про стратегические альянсы, эта история могла разворачиваться совсем по-другому.

А знаете какой вывод я для себя сделала? Постоянное движение на рынке – это прекрасно. Оно позволяет нам, вендорам HR Tech продуктов, делать решения лучше, удобнее и функциональнее.

Хочется сказать «да победит сильнейший», но правда такова, что каждый из нас побеждает на определённом участке нескончаемого марафона. Главное – не останавливаться на достигнутом и двигаться вперед.

Продолжение следует…

Что клиенты говорят про iMpact LMS: запись I и II кейс-конференции

Еще больше контента про HR и автоматизацию в нашем ТГ-канале

Начать дискуссию