Опыт Bazar: 3D меню в дополненной реальности

Привет! Спустя некоторое время после старта хотим рассказать о нашем проекте 3D меню в дополненной реальности (AR) для ресторанов и баров и поделиться видением того, куда это всё может прийти.

Идея

Когда мы, используя некоторый опыт в создании приложений с AR, начали думать, в каких отраслях 3D модели на экране смартфона нужнее всего, еда, мебель и одежда появились практически сразу.
В ходе анализа решений и сложностей в этих трёх отраслях мы обнаружили, что для мебели и товаров 3D модели в AR уже внедряют Amazon и Ikea (оба - через свои приложения). Плюс покупка мебели происходит не так часто, поэтому предположить, что человек может полностью довериться смартфону в этом вопросе, было бы опрометчиво.
Для примерки одежды требуется реконструкция фигуры человека и последующее наложение модели с поправкой на руки, шею и торс как минимум. Да, интернет-магазины очень любят примерку обуви и 3D фото одежды (Lamoda, Aliexpress, Wildberries), но сходу создавать подобное приложение не хотелось.
А вот еда оказалась удивительно доступной при всей вероятной пользе для ресторана. Возможность показать блюдо с разных сторон, подписать компоненты прямо на модели и дать клиентам поиграться с 3D меню в условном Instagram - будущее меню в дополненной реальности смотрелось очень ярко.

Пример 3D модели в AR: фалафель с подписями компонентов.

По мере того, как способы создания 3D моделей становятся всё доступнее - мы будем наблюдать как даже вопрос производства большого количества позиций будет решаться всё быстрее.

Продукт

Мы провели опрос среди посетителей ресторанов и выяснили, что как минимум несколько случайных людей сталкивались с несоответствием размера / внешнего вида блюда c ожиданиями. Опрошенных мало, но 100% попадание позволяет предположить, что проблема существует. По фото и, тем более, тексту сказать о блюде можно не так много: упустить детали, ограничиться определёнными ракурсами и местом, ошибиться в пропорциях. Кстати, Google-форма с результатами опроса открыта. Приглашаю пройти и воспользоваться статистикой для своих исследований.

Опрос посетителей ресторанов в Google Forms
Опрос посетителей ресторанов в Google Forms

Наш идеальный клиент - менеджер ресторана, который в информационную постковидную эпоху вынужден бороться за внимание пользователей в соцсетях с сервисами доставки, по возможности не давая посетителям физическое меню из соображений безопасности.
Также для нас важно работать с кулинарами, которые создают торты и десерты на заказ и продвигаются в соцсетях. Именно для таких творцов не существует понятия "показать слишком много", и подробная передача деталей в 3D с дополнительными эффектами пойдёт только в плюс.
Собственно, на основе этих соображений мы создаём 3D модели блюд по видео для ресторанов и кафе. Затем добавляем модели в соцсети и веб с поддержкой дополненной реальности. Это повышает интерес посетителей и несёт им возможность подразнить свой аппетит, сделав впоследствии заказ именно в данном заведении. И ещё раз, и ещё.

Для создания реалистичных 3D моделей нами используется технология фотограмметрии. Её главный механизм - нахождение похожих точек между двумя соседними изображениями и вычисление положения одного кадра относительно другого. Затем по получившемуся массиву воссоздаётся 3D модель и накладывается текстура из видео. Главный конкурент - LIDAR, который хоть и является специальным сенсором, но существенно ускоряет процесс. И, вероятно, появится в большинстве смартфонов достаточно скоро. Поэтому необходимо строить ценность не только вокруг самой технологии.

Рынок

Оборот ресторанов, кафе и баров в России составил 1656 миллиардов рублей и вырос на 5% в 2019 году по данным Росстат. Так, за 2019 год в одной только центральной части Москвы открылось как минимум 160 новых ресторанов и кафе. Тем не менее, в рейтинге "количество заведений питания на душу населения" Москва занимает 31 место с показателем 24.5 места на 100 000 людей. Лидеры: Сеул, Токио и Лиссабон со значениями 848, 1099 и 1256(!) соответственно. Так что есть, куда расти.
По понятным причинам сейчас рынок находится в нокдауне, но питаться с удовольствием люди не перестанут, а потребность выбирать еду интересно только возрастёт в условиях недостатка впечатлений на самоизоляции.

Подобная инициатива - не первая среди зарубежного и российского рынков, и её проводников условно можно разделить на две категории:

1) AR-oriented студии. Как правило это команда разработчиков на все руки, которая предлагает приложение "под ключ". Несмотря на похожие формулировки и идею, фокуса на дальнейшем продвижении AR меню как своего продукта у них обычно нет. Главный вопрос - как довольному клиенту-ресторану убедить нового пользователя установить специальное приложение, такая модель не решает.

2) Ресторан-oriented компании. Они, в свою очередь, "подключают" рестораны к своему приложению, отснимая позиции и добавляя в меню. Это даёт сетевой эффект, но задача удержания пользователей в приложении, которым они воспользуются в 1-2 ресторанах на старте, тоже не так проста. А необходимость проводить съёмку фактически лишает рестораны возможностей для эксперимента: либо оцифруйте сразу много, либо переплачивайте за организацию.

Команде Bazar ближе вторая модель, поскольку единое приложение-меню для всех заведений несёт определённое удобство даже без применения AR. Но прежде чем выходить на рынок, где рестораны и кафе поверить не могут, что раньше обходились без 3D моделей блюд, нужно этот рынок создать. И тут на помощь нам и нашей бизнес-модели приходят соцсети.

Продвижение и монетизация

Уже сейчас Instagram, Facebook и, конечно, Snapchat обладают функционалом демонстрации AR фильтров. А в Инстаграме загруженные фильтры так удобно соседствуют с фото, что даже поверить трудно, что о такой возможности знают немногие. 3D модели в фильтрах в соцсетях позволяют большому числу подписчиков развлечься, ресторанам - легко встроить новую фишку в маркетинговую стратегию и оценить отклик, а Bazar - показать новым людям преимущества выбора блюд в 3D.

Вкладка "Фильтры" в Instagram находится рядом с каталогом фото для любого профиля
Вкладка "Фильтры" в Instagram находится рядом с каталогом фото для любого профиля

Поэтому наша монетизация - платное создание 3D моделей блюд по видео с интеграцией в соцсети и веб. Первые кулинары (как раз Instagram-based) уже попробовали фильтр у себя в профиле и имеют доступ к статистике просмотров каждой позиции. Такие опыты создают необходимый переход в сознании клиента от полного непонимания преимуществ 3D визуализации к сформированному желанию перенести меню целиком в отдельное приложение по соседству с другими ресторанами. А компания имеет возможность расти и зарабатывать.

Планы

Сейчас мы базируемся в Москве и придерживаемся романтичного принципа noodle-startup - деятельности в области самоокупаемости. Это позволяет нам вовремя реагировать на сигналы рынка и чётко осознавать, как должна развиваться команда при росте клиентов и числа заказов. Хорошим моментом для поиска инвестиций для нас будет являться большое количество крупных заказов от ресторанов (>10) и понимание, что вручную выполнять их уже слишком неэффективно, а нужно разработать единое меню с автоматизированным созданием 3D моделей блюд.

Команда Bazar верит в будущее ресторанной AR индустрии и была рада поделиться эпизодом из его создания с вами. Пишите в комментарии, что в процессе выбора блюда больше всего цените вы и как, по-вашему, будет развиваться эта область. Спасибо за чтение и успехов!

11
реклама
разместить
9 комментариев

Комментарий недоступен

1

Спасибо! В том же Facebook, если не ошибаюсь, реализован рекламный кабинет с поддержкой AR постов. Хороший стрим для ресторанов и маркетов, которые продвигаются там👍🏻

Ниша не занята, весьма перспективно, можно было бы пойти путём сервиса онлайн-конструктора по подписке для постоянных клиентов или фиксированной платы за один проект. И не только специализироваться на меню, но и на любых товарах. Лет 7 назад помню был плагин для wordpress- woocomerce который позволял сделать 3D модель товара и крутить его по разному для просмотра, всего лишь загрузив в него несколько картинок. А с сегодняшними нейросетями сдающимися в аренду или готовыми скриптами на питоне и на своих мощностях вполне можно всё автоматизировать и превратить в онлайн сервис.
В европе уже есть такие меню и каталоги товаров, при этом нужно всего лишь навести смартфон на QR код  и автоматически за пару секунд устанавливается небольшое приложение, это к слову как заставить клиентов скачать приложение.
Занимайте нишу в РФ.

1

Про реализацию на wordpress не знал, спасибо. Автоматическое создание - это очень привлекательный стрим, потому что ручная съёмка стоит дорого в плане времени и множества согласований. Алгоритмы с нейросетями на питоне будем смотреть в скором времени, сейчас используем готовый софт. В e-commerce нужно с нишей определиться: как раз сложности в том, что многие магазины уже реализуют это, хотя мы бы попробовали поработать и с другими товарами.
С QR-кодами идеальный кейс: личный кабинет и возможность любому оттуда распечатать и положить на стол код у себя в ресторане с доступом к меню в самом приложении.
Благодарю, будем развиваться!