{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Заменить людей на робота. Хотя бы для практики английского

Привет, хочу показать нашего бота для практики разговорного английского в мессенджерах. Для читателей vc.ru — бонус в сервисе при переходе в бот по ссылкам из статьи.

Как все начиналось

Начну несколько издалека. С английским я вплотную столкнулся еще в детстве благодаря отцу филологу-германисту: английские книжки на ночь и вот это всё. Потом английская спецшкола, попытки отца общаться дома на английском (неуспешные) и проверки домашек по пути в школу (успешные). Дальше факультет международных отношений, параллельная работа гидом-переводчиком (угадайте язык с одного раза), международный маркетинг и международное же развитие бизнеса.

Не скажу, что у меня был какой-то суперуровень, но в целом вполне ок. Английский был скорее инструментом, а не целью, практики навалом, и ничто не предвещало.

Но в 2011 году я уволился, чтобы создать свой бизнес. Практики моментально стало 0, а уровень языка начал падать.

Нет, конечно, до «мгимо финишд» не дошло: я продолжал читать статьи, смотреть сериалы и слушать подкасты на английском, а в отпусках общаться со случайными собеседниками в барах, но понимал — всё не то, уровень уходит, и у меня не получается это остановить.

Это длинное вступление здесь не затем, чтобы потешить эго и вспомнить детские книжки, а чтобы было понятно: проблема была не в обучении и не в знании — по-английски я говорил довольно прилично. Проблема была в отсутствии практики, из-за чего я терял навык.

Вроде еще совсем недавно свободно говорил на любые темы, а тут вдруг допускаешь глупые ошибки, причем сам их слышишь.

Аналогичная проблема была у моей жены Ани — над Токпортом мы работали вместе, и «мы» в этой статье относится к нам обоим.

Ну раз уж вспомнил детские книжки, вот они, прикольные!

И что делать?

Явно требовалась разговорная практика. Но существовавшие тогда, да и сейчас, решения для практики нас не устраивали — сложно вписать занятия в нестабильный график пытающихся делать бизнес (читай «работающих по ночам и выходным») и между периодическими форс-мажорами. Да, я думаю, это для большинства актуально вне зависимости от сферы деятельности.

Даже если в календарь внес, но потом возникает вроде бы более срочное дело — ну, итог понятен.

А еще отмены занятий в скайп-сервисах из-за неявки преподавателя тоже не редкость. Видимо, проблемы с расписанием не только у меня.

Если на рынке нет подходящего продукта, значит надо сделать свой. Ну мы и сделали.

Тогда, в 2012–2013 годах, Токпорт выглядел совсем по-другому и вообще не был чат-ботом, но не буду подробно описывать все реинкарнации и изменения, какие модели монетизации мы пробовали, почему потратили несколько тысяч долларов на продвижение и не отбили их — думаю, это потянет на отдельную немаленькую статью.

Поэтому покажу, как Токпорт выглядит сегодня. Но сначала о проблемах всех способов практики.

В текущей, четвертой или пятой по счету версии Tokport —  это чат-бот

Проблемы решений для практики иностранных языков

Конечно, для практики лучше всего находиться в иноязычной среде, но это доступно немногим. Остаются онлайн-сервисы, школы, разговорные клубы. Мы пробовали разное, и в каждом что-то было не так, а в конечном счете пришли к мысли, что существующие сервисы объединены тремя общими недостатками:

  • Расписание. Про это выше уже написал. Кому-то удобно, кому-то — нет. Хочется иметь возможность практиковать «здесь и сейчас», когда есть время.
  • «Час в неделю» как следствие расписания. Или час в месяц. Но толку от этого немного: 15 минут каждый день эффективнее, чем 1 час раз в неделю.
  • И главное — бедные люди нанимают богатых. «Нативно» говорящие по-английски страны — Великобритания, США, Ирландия, Австралия, Канада и Новая Зеландия — это страны с высокими доходами. А практика нужна людям из регионов победнее. Практиковать мы хотим с «нэйтивами», поэтому так и получается: бедные нанимают богатых. Что-то здесь не так.

Решение

А решение на поверхности — заменить людей, то есть языковых партнеров и преподавателей, на роботов.

Робот доступен всегда, с ним не надо договариваться и планировать. Робот не требует извинений за пропущенные занятия. Робота не надо стесняться. Робот дешевле человека.

Идеальным решением был бы голосовой помощник, который подстраивается и адаптирует уровень, инициирует сессии и т.д., но тогда я плохо себе представлял, как это можно реализовать. Так и вижу: просыпаюсь, а Алекса или Сири или кто-нибудь там еще говорят: «Как спалось? Скорей вставай, нет времени на раскачку. В прошлый раз ты накосячил и перепутал future perfect continuous и future perfect. Ай-ай-ай, как тебе не стыдно, давай попрактикуем».

Но это в мечтах.

А вот с чат-ботом вроде все достаточно просто, поэтому его и сделали. Причем я справился самостоятельно с помощью двух конструкторов — один для Телеграма, другой для Фейсбука. Еще программист дописал пару скриптов на бэкенде, а потом и я уж каким-то образом начал эти скрипты писать и дорабатывать на основе существующих.

Чуть позже сделал бота и для Вотсапа, но это оказался такой неюзабельный ужас, что пришлось убрать и забыть. Вотсап с ботами работает дико криво: отправлять номера ответов вместо кликов по кнопкам — ну такое. Будто вернулся во времена USSD меню и кнопочных телефонов.

В Вотсапе надо отвечать цифрами вместо экранных кнопок. Нет, спасибо.

Как работает Tokport

Бот выступает в роли виртуального собеседника, с которым вы общаетесь голосовыми сообщениями. Сообщения записаны носителями английского, причем разными, чтобы было разнообразно и интересно.

Каждая сессия, как мы ее называем, крутится вокруг жизненной ситуации: заказа в кофейне, беседы с попутчиком, вечеринки и т.д.

Именно контент, а вовсе не техническая сторона, и потребовал больше всего усилий, времени и денег: диалоги надо было придумать, написать, вычитать и озвучить с помощью носителей. Но оно того стоило: в Токпорте классные диалоги, нам нравятся :)

Приятные функции:

  • Замедление скорости проигрывания голосовых, если естественный темп пока высоковат для вас.
  • Текстовая транскрипция, если тяжело понимать на слух.
  • Полезная фраза из каждой сессии, которую можно сохранить в персональное хранилище.
  • Склеивание голосовых из одной сессии в диалог — слушайте сами себя и оценивайте прогресс.

А что там с результатами? Сколько юзеров? Как эффективность?

Регистраций в текущей версии Токпорта тысячи — относительно легко и недорого получается привлекать пользователей из Гугла и Фейсбука, которые подписываются на бота и начинают его использовать. Возможно, этому способствует наше умение «упаковывать» продукты и продвигать их.

Меньше доллара за привлечение пользователя кажется очень неплохим результатом

А вот с удержанием пользователей есть проблемы — ретеншен так себе. Я бы показал скрин из Mixpanel, но оказалось, что данные старше 90 дней на нашем тарифе не сохраняются, а недавние не очень показательны из-за малого количества пользователей — в последние месяцы рекламу не включали.

Причины низкого удержания пока сформулировали так:

  • Когда нет острой необходимости, например, подготовиться к собеседованию, прокрастинация и другие жизненно важные дела победят с учетом…
  • …отсутствия живого преподавателя. Недостаток классических сервисов — их же преимущество. Там есть человек, который, если что, даст пинка и перед которым стыдно. Ну это как в спортзале — большинству тренер в первую очередь нужен, чтобы не забивать на занятия.

Есть пара идей, что с этим можно сделать, но дело, скорее всего, в человеческой природе, которую изменить нам не по силам. А всякие геймификации в этом случае кажутся рюшечками.

Интересный случай: девушка, вроде бы из Малайзии, практиковалась в Токпорте каждый день в течение месяца, а потом вдруг перестала. На вопрос «Что случилось?» ответила, что надо было подготовиться к экзаменам, она подготовилась и сдала, и практика пока что больше не нужна.

Насчет эффективности практики

Давайте так. Я не могу ее измерить, но точно знаю:

  • Говорить хоть с кем-то, хотя бы даже с самим с собой или со стенкой, лучше, чем не говорить никак.
  • С Токпортом говорить прикольнее, чем со стенкой :)

Монетизация

Пробовали разные модели: от фримиума до полностью платного с триал-периодами разной длительности. Сейчас на ограниченном количестве диалогов можно практиковаться бесплатно и сколько угодно, но, если хочешь новые диалоги, надо докупать пачками по 10 штук за $9.99. Срока годности у них нет, как и ограничений на количество использований.

А еще за каждого приглашенного друга обоим пользователям бесплатно добавляется по 10 диалогов.

Что дальше?

Не знаю :) Токпорт нам пока нужен по следующим причинам:

  • Это хорошее поле для экспериментов. У нас маркетинговое агентство, и мы считаем более честным по отношению к клиентам эксперименты с продуктом, продвижением и т.д. ставить на себе и за свои деньги, а не на клиентском продукте за клиентский бюджет. Токпорт — один из таких наших испытательных полигонов и пусть продолжает им быть.
  • Не исключаем очередного перерождения, в которую хлынут пользователи, удержание пробьет потолок, а стоимость привлечения — дно, и инвесторы из Долины встанут в очередь, сжимая в ладошках купюры. Проблема практики по-прежнему актуальна — это видно по наплыву пользователей, когда включена реклама.
  • Практикуемся сами. Tokport сообщает, что мой текущий спринт — 17 дней.
17 дней подряд. Я молодец.

Что думаете? Как практикуете разговорный английский или другой язык, чтобы не забывать?

Буду признателен за мысли и идеи, как улучшить удержание пользователей, чтобы они продолжали практиковаться каждый день или хотя бы раз в 2-3 дня.

А если интересно, по каким принципам мы строим свои продукты и продвигаем их, приглашаю в телеграм-канал о маркетинге.

Еще раз ссылка на бота. Это спецстраница для vc.ru, при переходе с нее Токпорт начислит бонусы в виде дополнительных диалогов. Если и их не хватит, напишите мне — добавлю еще.

Спасибо!

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Sergei Zotov
 Но в 2011 году я уволился, чтобы создать свой бизнес. Практики моментально стало 0, а уровень языка начал падать.

Тоже несколько месяцев назад ушел из англоязычной компании, практики тоже стало 0 :) учитывая то, что был и раньше в подобной ситуации, знаю, что язык становится гораздо хуже со временем

В общем, вы вовремя) я уж хотел в какие-то разговорные кружки ходить :D Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Видеочаты типа чатрулета в помощь 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Романов

Андрей, спасибо за полезного бота! Подскажите, а на каком конструкторе ботов делали? Ищу нормальный конструктор за вменяемые деньги, и желательно как у вас - чтобы можно было допилить скриптами на бэкэнде

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Botmother для телеграма и Manychat для Facebook. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Попробуйте, напишите фидбэк плз - что так, что не так. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Illia Semenov

Привет, очень нравится идея. Прошёл первую сессию - всё интуитивно и понятно. Сколько даётся бесплатных диалогов? ;) 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо! 5 бесплатно. Если запускали по ссылкам из статьи, то ещё 10 добавилось. Как и писал, если продолжите практиковать и будут нужны ещё, добавлю. 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Вот вы написали огромнейшую статью. Но не написали что человек должен сделать с аудио записью в 20-40 секунд. И я уверен что вы даже это не заметили. Люди приходят и не понимаю что делать нужно 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

что еще можно было тут написать, чтобы был понятен следующий шаг?)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Andrey Fedorov
Автор

Потому что это написано в боте плюс он все-таки достаточно интуитивно понятен, как мне кажется. Также при попытке отправить что-то не то, он говорит, что не то и что надо сделать. Но согласен, если пользователю неочевидно, значит есть над чем работать. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Mishin

Круто. Сейчас заценим и напишу обратную связь в поддержку

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Да можно сюда. Поддержка - это я :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
33_rublya

Вроде в ватсапе появились, наконец, нажимабельные кнопки

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

О, проверю, спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Yulya Karpova

Хотелось бы иметь возможность включать текстовую транскрипцию, при необходимости, к конкретному звуковому файлу, а не ко всему диалогу сразу. Конечно можно просто не читать текст, но так или иначе глаз за него цепляется

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Думал об этом и пробовал так делать. В таком случае приходится отправлять дополнительное сообщение или кнопку после аудио-файла, что ухудшает юзабилити. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Eu Lebedev

Классно, идея отличная, как раз искал тренажёр для практики в формате диалога) 

А когда слушаешь свой диалог, ещё можно и оценить и понять что звучит не очень. 
Желаю развития. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Victor Kukharchuk

Идея хорошая, попробовал. Из того, что сразу снижает интерес к дальнейшему прохождению уроков:
- нельзя выбрать тему урока
- я, к примеру, не понимаю, как с барменом беседу на русском поддержать, не то что на английском, было бы неплохо иметь варианты ответов на русском. И в целом бот в плане UX очень сильно проигрывает нативному приложению.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо. Да, конечно, есть какие-то ограничения, ну и так-то работа над продуктом - процесс бесконечный. Но и справедливости ради:
1. В жизни вы, как правило, не можете выбрать тему разговора. В какую ситуацию попали, в той и общаетесь.
2. Это же относится и к бармену. А ответы на русском вообще противоречат идее.

У нас была мысль сделать выбор темы, но намеренно от этого отказались, потому что в жизни так не бывает + будет соблазн халтурить - немного некомфортна тема, давай следующую. Так развития не будет :)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Не я все понимаю, но бот говорит на английском как он меня научит? Если я не понимаю из длинного описания что он хочет, и как он вообще будет работать. Ну послушал я это голосовое сообщение, дальше что?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Он не для обучения, а для практики. Вся моя статья об этом :)

Но в настройках (settings в меню) вы можете замедлить скорость и включить текстовую транскрипцию. 

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Этот бот не для начинающих видимо

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Почему нет текста от этих 23 секунд хотябы что бы понять что она говорит?! 

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Можно настроить voice + text

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

В настройках (settings в меню) вы можете замедлить скорость и включить текстовую транскрипцию. 

Ответить
Развернуть ветку
Erik Svoboda

Привет.
Изучаю язык для себя и для работы.
Ранее изучал английский с преподавателем, сейчас сам.
Когда перешёл на самостоятельное изучение (занимаюсь каждый день) столкнулся с двумя проблемами:
— долго не мог найти толкового сервиса для изучения слов. И случайно наткнулся на liteka.ru Сервис совмещает в себе чтение книг на английском с переводом и изучением слов.
— разговорный английский. Пока ещё не пробовал ваш бот, но это то что нужно, )На вашу статью натолкнулся абсолютно случайно, вы оставили комментарий с тематической статье.

Первое. Спасибо, если всё работает, как вы описали, большой респект вам.
И второе. Не знаю где вы даёте рекламу, но узнал я о вас случайно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо!

Не знаю где вы даёте рекламу

Нигде не даем, другие приоритеты сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Rabochiy

Андрей, "меньше доллара за привлечение пользователя кажется очень неплохим результатом". Вы какого пользователя считаете привлеченным?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Правильный вопрос, ожидал его. На скрине показаны те, кто нажал кнопку перехода в бота - это еще, конечно, не привлеченные. Но на скрине и не доллар.
Дальше мы считали отдельно тех, кто: 1) запустил 2) отправил хотя бы одно голосовое 3) завершил полностью сессию 4) дневных активных 5) недельных активных.
Активным я считаю того, кто записал хотя бы одно голосовое за период (день, неделя).
Около доллара нам стоил именно запуск бота, а по активным не было смысла считать из-за невозможности прокинуть источники в бота и из-за низкого ретеншена (насколько я помню, по дневным когортам отток был ~50% в день - но сейчас кстати получше).

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Vlad

Вообще не понятен следующий шаг после того как первый раз вываливается этот огромный звуковой файл... Что я с ним должен сделать? Кроме как прослушать несколько раз ?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

После него, конечно, есть подсказка, что надо сделать. Но вы можете просто попробовать сделать хоть что-то, и бот подскажет. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vlad

"матьвашу идисюда ублюдок..." Сразу 23 секунды на английском предложение, это жесть что я с ним должен сделать как я его должен понять и запомнить?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Якин

Вижу, что озвучка сделана носителем языка. Откуда брали материалы?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Сами писали и переводили. Потом вычитывал носитель. Потом другие носители озвучивали. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Харламов

Ну если это такой крутой бот, как вы описали, то он будет интересен многим.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Serebriakov

Привет, а не собираетесь выложить в опенсорс (без материала)? Было бы классно переделать для других языков и не только.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Мне не жалко, я бы выложил, но он на конструкторах сделан. Какие-то кусочки бэкенда у меня, но вся логика бота в конструкторах. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Katz

Привет. А как вы делали контент под разные темпы. Писали один, потом программно замедляли? Или под каждый отдельные записи?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Замедлял в Audacity

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Сейчас он просто склеивает. 
В первой версии мы предлагали как платную опцию фидбэк от преподавателя, но не зашло. 

Ответить
Развернуть ветку
shtir

Нанимаю бедных белых из ЮАР за $5-8 в час на Preply https://bit.ly/2I0JjEE
Там навалом мужиков с опытом в бизнесе, которых из-за апартеида наоборот выкинули с работы.

Elsa speak делает тоже самое. AI робот помогает выправлять произношение.
https://bit.ly/3huI5ip
В прошлом году можно было купить lifetime примерно за $50.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

По опыту Preply - рекордсмен по неявке препода.
Elsa не пробовал, посмотрим.

А зачем вы прячете реф ссылки за сокращалкой?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Николай Шмырев

EnglishCentral пробовали?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василиса Соболева

Я бы попрактиковалась так

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Как? :)

Ответить
Развернуть ветку
Тот самый

Создайте геймификацию в виде списка ТОП-10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ваше место (122)
КНОПКА "ВОЙТИ В ТОП - 10" ну или что-нибудь еще написать

Также, за каждые 10 заданий выдавайте пользователям какую-нибудь иконку в виде награды.

Введите игры на английском языке в боте для компании. Учителя начнут его использовать в своих уроках.

Я думаю если посидеть и подумать, можно много чего попробовать и что-то обязательно поможет.

Самое главное - собирайте все данные пользователей для будущей обработки и оттуда у вас создастся психотип каждого ученика, что поможет улучшить занятия для конкретного пользователя.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо за идеи. Топ-10 в работе :)
А что за игры для учителей вы имеете в виду?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Denis

Спасибо, вещь кажется полезной, потом установлю потестить, отпишусь насколько удобно. Главное не забыть, добавил в закладки)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Сервис интуитивно не понятен , для вновь прибывших это 100%, отсюда все проблемы с оплатами. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Я ничего не писал про оплаты :)
В целом-то я согласен, что он может быть не понятен людям с не очень высоким уровнем языка, но они и не целевая аудитория - им этот бот не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
88 комментариев
Раскрывать всегда