Vico SmartBoard — онлайн-класс для дистанционного обучения

Перевел сына на домашнее обучение и создал новое приложение: как мы сделали онлайн-класс, имитирующий обычный школьный урок

Vico SmartBoard — онлайн-класс для дистанционного обучения

Привет! Я Максим, сооснователь Vico Communications. Два года назад я перевел своего сына на домашнее обучение. Не найдя технических средств для работы с преподавателями, которые бы меня полностью устроили, я решил создать приложение, максимально приближенное к работе в классе. Рассказываю, как у меня возникла эта идея и что получилось в итоге.

С чего все началось

С детства я мечтал о своем собственном доме за пределами города. Я видел, как организована загородная жизнь в Европе и США, где жилье строится сразу со всей необходимой инфраструктурой. В любом, даже самом простом городке, есть хорошие дороги, магазины рядом, небольшие семейные рестораны, школы и школьные автобусы для детей.

Когда мы с семьей переехали в свой дом в коттеджном поселке под Питером, мы остро ощутили нехватку инфраструктуры. В России за городом все самое примитивное, магазины больше похожи на ларьки, практически нет общественных пространств. Поэтому нам пришлось смириться, что поездки за покупками, в кафе и другие интересные места теперь станут случаться реже.

Самым непредсказуемым оказался вопрос обучения. Когда подрос старший сын, ближайшая государственная школа, на которую мы рассчитывали, оказалась переполнена. В классах было по 45 человек.

Мы выбрали частную школу, которая находилась ближе. Школа была весьма дорогая, в классе — 7 человек. Но не все шло гладко: ребенок постоянно отвлекался от уроков, мы слушали претензии со стороны учителей. А потом сыну поставили диагноз — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Тогда мы приняли решение перевести его на домашнее обучение, где он сможет получить больше внимания и усвоить значительно больше, чем в группе.

Что делал

Я стал искать сервисы для комфортного дистанционного обучения сына. Многие преподаватели и репетиторы используют скайп и зум. Но они заточены под потребности бизнеса — их функционал не совсем подходит для обучения детей, особенно точным наукам. Учителям приходится показывать в камеру экран своего компьютера или листы с записями, которые в классе должны быть на доске, а детям — фотографировать решение задач в своей тетради и отправлять преподавателю в чат. Это отнимает много времени от самого процесса обучения и заставляет обе стороны подстраиваться под существующие технические возможности.

В какой-то момент возникла идея создать приложение специально для дистанционного обучения. Приложение, которое поможет ребенку учиться так же, как в классе, а преподавателям — работать с существующими материалами, а не переделывать их в примитивные игровые формы. Которое позволит ученикам и учителям пользоваться преимуществами дистанционного образования и быть мобильными, а не привязанными к домашнему компьютеру.

Я хотел, чтобы у учителя была доска, у учеников — тетради, все могли слышать друг друга и общаться между собой. Чтобы ученики могли поднимать руку и отвечать у доски, а учитель — наблюдать за их работой в тетради и вносить правки.

С кем делал

Команду для создания программы я собрал достаточно быстро, учитывая, что работаю в сфере IT. У всех участников есть дети, вопросы их образования волнуют каждого, поэтому моя идея нашла отклик у ребят.

На начальном этапе нас было трое: два разработчика и я в роли продакт-менеджера. Позже к нам присоединился еще один разработчик, и мы работали над продуктом вчетвером. На стадии, когда концепция была сформирована и потребовалось много технической работы с кодом, мы стали расширять команду: кто-то привлекался на отдельные задачи, а кто-то работает с нами на постоянной основе.

Поскольку это стартап, вся работа строилась на нашем энтузиазме и собственных ресурсах.

Как делали

Первоначальной идеей было объединить веб-интерфейс с основным функционалом приложения на компьютере и планшет, который ученик использует в качестве тетради, а учитель — в роли доски. В веб-интерфейсе должны были быть функции видео, аудио, демонстрация доски и вывод на экран тетради любого из учеников, возможность обмена файлами и многие другие.

В процессе разработки мы сталкивались с техническими сложностями, меняли функционал приложения. Так, на этапе proof of concept мы приняли решение отказаться от использования нескольких устройств участниками, поскольку это ставило крест на их мобильности, и ограничиться одним планшетом.

Позже стало ясно, что при работе на планшете видео теряет свой смысл — пока пользователь делает записи, камера снимает потолок, а не его самого. Учитывая, что качество видеосвязи к тому же часто страдает из-за плохого интернета, мы решили отказаться и от этой функции. Но, возможно, вернемся к ней чуть позже, когда найдем красивое решение.

При создании приложения для нас было важным использование ручки для рукописного ввода. Это дает широкие возможности в изучении точных наук, где используется большое количество специфических символов. С нашей точки зрения, самый лучший пользовательский опыт среди подобных устройств — у Apple Pencil в связке с iPad. Благодаря высокой отзывчивости достигается эффект реального письма, почти как на бумаге. Поэтому мы начали с него, и пока приложение доступно только на iPad. Но в нынешнее время нельзя ограничиваться одной платформой, и как только мы найдем ресурсы — выпустим версию для Android-планшетов.

Хочется также дать возможность тем, у кого нет планшетов, пользоваться приложением с телефона. Но для этого предстоит решить ряд нетривиальных задач: как обходиться без ручки, как удобно разместить интерфейс на небольшом экране и тому подобное. Сейчас мы думаем над тем, как все это сделать.

Что получилось

Мы включили в приложение те функции, которые планировали изначально, и некоторые добавили в процессе разработки.

Для того, чтобы воспользоваться Vico SmartBoard, не нужна регистрация. Пользователь (учитель) вводит в специальном окошке название урока и входит в класс, после чего может поделиться ссылкой на урок со всеми остальными участниками.

Никаких регистраций, логинов и паролей — максимально быстрый вход в урок
Никаких регистраций, логинов и паролей — максимально быстрый вход в урок

Вот так выглядит основной экран урока.

<p>Интерфейс в классе</p>

Интерфейс в классе

У каждого участника есть два пространства: общее и персональное, между которыми можно переключаться. Общее — доску — видят все участники, персональное — тетрадь — сам ученик и учитель. Тетрадь учителя не видит никто, кроме него самого.

Учитель может разрешить одному или всем ученикам рисовать на доске, включить микрофоны всех участников для совместного обсуждения или вызвать к доске кого-то одного.

Панель управления учителя
Панель управления учителя

Изображение с доски в любой момент можно сохранить в формате pdf и раздать ученикам. Также учитель может вывести на доску или раздать в тетради файл с заданием, поверх которого можно рисовать. Может заглянуть в каждую тетрадь, чтобы проконтролировать ход решения ученика, или вывести одну из тетрадей на доску.

Учитель видит миниатюры тетрадей учеников, может сохранить доску в pdf
Учитель видит миниатюры тетрадей учеников, может сохранить доску в pdf

Каждый может видеть список присутствующих на уроке, время от его начала, прикладывать к уроку файлы с заданиями.

Список участников урока
Список участников урока

У учеников интерфейс несколько отличается. Они не могут управлять действиями других участников, зато могут поднять руку, чтобы ответить у доски.

Панель управления ученика
Панель управления ученика

Всем участникам урока доступны несколько функций рисования и редактирования: классическая ручка, ластик, который позволяет удалить часть рисунка или все изображение на странице, и указка, которая оставляет след на листе лишь на время.

Функции рисования и редактирования
Функции рисования и редактирования

Приложением можно пользоваться на русском, английском и немецком языках, готовится локализация на французский.

Мы постоянно тестируем приложение сами и с помощью наших пользователей, собираем обратную связь, при необходимости модифицируем его работу и расширяем функциональность.

Куда дальше

Создавая Vico SmartBoard, мы в первую очередь думали о решении задачи, которую поставили перед собой, и лишь в общих чертах представляли, как его можно монетизировать. Сейчас оно доступно пользователям iPad бесплатно, и так будет всегда — это единогласное решение нашей команды. В будущем мы запустим премиум версию, чтобы обеспечить стабильную работу и поддержку.

Создание собственного приложения — это сложный процесс, ресурсоемкий с точки зрения времени, нервов и финансовых инвестиций. Но я никогда не получал такого удовлетворения от потраченных средств и времени, как при создании этого продукта. Наблюдать, как мой сын занимается с преподавателями в удивительно живом формате, как он вовлечен в процесс обучения через Vico SmartBoard — это уже большая награда для меня как отца и как инженера.

Так мой сын занимается дома. С Vico SmartBoard ему нужны только планшет и ручка.
Так мой сын занимается дома. С Vico SmartBoard ему нужны только планшет и ручка.

Сейчас мы находимся в поиске образовательных учреждений в России для развертывания тестовой зоны. Мы ищем классы, оборудованные планшетами, для полноценной отладки приложения под использование в школьных или факультативных программах. За рубежом (в США и ЕС) уже планируется запуск нескольких опытных районов.

Если вам интересно внедрить современную платформу для дистанционного обучения, мы будем рады получить ваш отклик на электронную почту mk@vicocom.com.

Наш сайт:

Скачать приложение на App Store:

1111
20 комментариев

А отказ от видео не лишает учителя контроля за учениками? Он же должен видеть, что дети слушают его и не отвлекаются.

2
Ответить

Это интересная задача и видео тут не панацея. Дети отвлекаются и в классе, где учитель их видит. Для меня проблема внимания ребёнка как вы поняли особенно актуальна.
У этой задачи есть решение, над которым мы работаем в факультативном режиме. Это фиксирование через камеру на устройстве внимание ученика и по итогам проведенного урока мы сможем давать учителю и оценку степени вовлеченности каждого ученика.

Однако по своему опыту отмечу, что происходящие события на мерцающем экране магического ipad  держат внимание моего сына весьма неплохо.

1
Ответить

Молодцы ребята, хорошее дело! Удачи Вам.

2
Ответить

Спасибо за добрые слова =)

1
Ответить

А можно кратко пояснить, почему не стали дорабатывать какойнибудь существующий open source сервис, например, вместе с BigBlueButton

1
Ответить

Пока увидел только сохранение экрана в pdf из дополнительной полезности которого нет в bbb, и которым мы уже несколько лет используем. Зато и андроид и стабильный проект с давней историей.

Ответить

Прежде всего отмечу, что сервисы подобные BBB ориентированы на бизнес пользователей для проведения совещаний и презентаций, а не для учебного процесса. Если вы используете весь стек технологий от одного сервиса, вы получаете и все ограничения связанные с привязкой только к одному указанному сервису.

Мы же хотели иметь определенную свободу для манёвра, так как в процессе разработки мы могли изменить требования к продукту. 

Важно отметить, что поставленная нами задача не решалась в лоб с использованием существующих сервисов. Мы же хотели в одном приложении получить весь экспириенс живого обучения в классе. Я как учитель слышу учеников работаю с ними на доске в реал тайме в одностороннем или групповом формате и что чрезвычайно важно имею приватную тетрадь ученика куда могу как учитель направлять задания и контролировать их выполнение.   

1
Ответить