Уберизация рынка ЖКХ через вовлечение самозанятых жителей

Как применить опыт агрегаторов такси в отрасли ЖКХ, как оцифровать правила игры всех участников, сделать отрасль легальной и качественной. При условии, что все делается с учетом интересов жителей - вроде не возможно, но мы все же это делаем!

Основатель федеральной службы сервиса Gorserv, Яценко Андрей
Основатель федеральной службы сервиса Gorserv, Яценко Андрей

2020 год оказался сложным периодом для многих. Экономический спад и коронавирус привели к тому, что часть бизнесов остановилась, а люди потеряли работу. Как в такой ситуации выживать: надеяться на “дядю” или спасение утопающих, дело рук самих утопающих? Могут ли власти города помочь в такой ситуации жителям?

Мы нашли один из вариантов дополнительной занятости населения, над ним сейчас работаем: предложить жителям работу в сфере ЖКХ, на благо своих соседей, своего дома, двора, района, города. Хочу поделиться нашим опытом, как мы в Gorserv разработали и внедрили проект уберизации ЖКХ с вовлечением в этот процесс самозанятых жителей. Проект делали в партнерстве с администрациями городов естественно при их поддержки.

В какой ситуации находится управление ЖКХ в городах

Несмотря на развитие управляющих компаний, жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается головной болью для городских властей. Это связано с низким уровнем автоматизации процессов, сложностью контроля за работой персонала и низкой эффективностью его работы, недостаточной квалификацией и иногда халатным отношением к своим обязанностям.

Все это ведет к недовольству нас с вами сферой ЖКХ, и это недовольство часто переносится на городскую власть и воспринимается как – "в городе нет порядка".

Мы видим решением этого в попытке изменить десятилетиями сформировавшийся тренд и уйти от ситуации, когда люди только требуют чего-то от властей к состоянию, когда они сами принимают активное участие в благоустройстве родного города и территории возле своего многоквартирного дома и при этом получают возможность дополнительного заработка.

Как происходит вовлечение жителей в уберизацию ЖКХ

Жилой фонд должен эксплуатироваться согласно Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в котором прописаны все обязанности разных эксплуатирующих ведомств.

И в этой ситуации очень важно заставить систему работать слаженно и прозрачно. Для этого необходимо чтобы все аварии, ремонты, жалобы, предложения и другие обращения жителей аккумулировались в единой цифровой платформе управления заявками жителей. В платформе должны быть настроены цифровые технологические карты, с автоматической маршрутизацией обращения на исполнителей: органы власти, подрядные организации, управляющие компании и так далее по списку. При этом обращение должно распределяться с учетом территории, каталога обращения, с определенными категориями ответственности для исполнителей, с фиксацией отчетных документов и штрафов за нарушения. Таких информационных систем уже внедрено десятки в регионах России, потрачено немало денег на их внедрение. Это ли уберизация ЖКХ, резонно спросите Вы? Ну конечно же нет!

Так вот, далеко не каждый житель знает, что ответственность за эксплуатацию квартиры лежит на собственнике, и все проблемы внутри квартиры управляющая компания бесплатно делать не обязана. Но и платно многие УК не хотят или не умеют делать. Во-первых это ответственность за повреждения имущества частной собственности, во-вторых это финансовая и налоговая отчетность с гарантией жителю за услуги, ну и в-третьих борьба с сотрудниками работать “мимо кассы”. В итоге житель остается сам с собой и вынужден обращаться к агрегаторам или частным мастерам, которые не дают никаких гарантий и накручивают чеки.

Для администраций городов добавляется еще и проблема сильно разрозненного рынка управляющих компаний, как с технической так и с финансовой стороны. Уровень обслуживания жителей может сильно различаться от дома к дому.

Проанализировав сложившуюся ситуацию мы пришли к выводу, что уникальным решением для города будет создание на базе единой платформы управления обращений жителей, маркетплейса бытовых услуг. Выполнять бытовые услуги могут исполнители в статусе самозанятого, на маркетплейсе фиксируются цены, которые утверждаются администрацией, платформа обеспечивает контроль качества, гарантию на услуги и легальную схему работы. Выделение платных заявок в ЖКХ даст возможность жителям в статусе самозанятого заработать, выполняя заявки как от самих жителей (платные заявки), так и задания от управляющей компании или администрации города. На базе единой платформы обеспечивается выполнение и контроль всех обращений от жителей связанных с эксплуатацией жилого фонда в регионе, объединяются все подразделения и службы городской администрации.

Маркетплейсы бытовых услуг по модели White Label

Мы выделили следующих участников такого взаимодействия:

  • Жители города – Формируют обращения по любым проблемам в ЖКХ, в том числе на оказание платных услуг, вызывают сантехника, электрика, мастера на час, компьютерщика и еще мастеров по более чем 40 специализациям.
  • Органы городской власти и управляющие компании – заказчик, который формирует задачи, связанные с благоустройством города, района, дома размещает их в платформе. Речь идет, например, о таких задачах как: убрать двор, покрасить забор, посадить кусты, заменить лампочку в подъезде, для которых обычно привлекаются штатные специалисты управляющих компаний
  • Исполнители – жители города, регистрируются в системе как исполнители, проходят юридическую проверку и проверку компетенций, оформляют свою деятельность как самозанятые и выполняют заявки, находящиеся недалеко от их места жительства, по свободному графику и получая оплату ежесуточно.
  • Поддержка платформы – обеспечивает технологические карты и нормирование выполнения работ, выстраивают ценообразование в конкретном городе, ведет коммуникацию между всеми участниками процесса, занимаются проверкой исполнителей и контролем за выполнением задач.
Интерфейсы платформы GERP

Так происходит вовлечение жителей в инфраструктуру своего дома, квартала, района, города. По сути житель выполняет задание в своем доме и получает вознаграждение. Формируется новый тренд: вместо ситуации, когда жители даже не знают, какая у них управляющая компания, какие у них тарифы, и куда они расходуются, они вовлечены и принимают активное участие в обустройстве двора и дома. В условиях роста безработицы одним из актуальных вопросов становится поиск работы. Любой житель, имеющий соответствующую квалификацию, статус самозанятого и прошедший проверку сервиса, сможет работать в свободном графике рядом с домом и получать вознаграждение за заявки ежесуточно, принося благо городу и его жителям.

Дополнительный эффект – развитие инфраструктуры города силами его жителей

Дополнительно можно добавлять другие способы вовлечения в жизнь города. Например, в одном из регионов сейчас внедряют подход, когда жители могут расплатиться за платные бытовые услуги баллами, которые житель города получает за различные действия и потом может использовать баллы для оплаты услуг ЖКХ на всей территории области. Это аналог кешбека в банковской сфере. Так строится система поощрения и вовлекается население для участия в развитии отрасли ЖКХ.

Интерфейс Личного кабинета исполнителя в платформе GERP
Интерфейс Личного кабинета исполнителя в платформе GERP

Уже сложно вернуться к традиции субботников, но взять за основу идею совместного труда на благо общества и города, добавив получение дополнительного дохода – вполне реально. Современная власть должна это не только понимать, но и способствовать таким инициативам, ведь они повышают лояльность к властям, объединяют жителей города и дают им ощущение взаимной поддержки. Если начать с наведения порядка совместными усилиями, дальше можно использовать другие инициативы направленные на развитие инфраструктуры города.

Что дает уберизация в ЖКХ всем участникам процесса

  • Растет лояльность к власти – дворы чистые, чувствуется проявление заботы о людях, само население относиться к имуществу более ответственно.
  • Контроль за всеми процессами из личного кабинета – отчёты за любой период по всем управляющим компаниям города, сравнение показателей эффективности и ситуация по каждой конкретной заявке.
  • Сокращение операционных затрат на штатных сотрудников управляющей компании, и дополнительные средства в бюджет города – 6% налогов с дохода самозанятых, выполняющих платные заявки населения.
  • Жители получают дополнительный заработок и единый маркетплейс по заказу бытовых услуг, высокое качество и гарантию на работы.
  • Управляющая компания автоматизируют свою работу в части работы по заявкам населения, повышает свою привлекательность и открытость для жителей.

Пришло время “обелить” рынок ЖКХ

Сейчас Gorserv – это маркетплейс бытовых услуг в России, который работает в партнерстве с отраслью ЖКХ по модели White Label. Наша платформа не просто выступает площадкой для встречи исполнителей и заказчиков, как делают многие агрегаторы услуг, а мы берем на себя полную ответственность за организацию процесса сотрудничества всех участников сделки.

С момента запуска проекта в 2017 года партнерами платформы стали многие управляющие и энергосбытовые компании, водоканалы, администрации городов, а также подрядные компании, которые выполняют сервисные работы в многоквартирных домах. На маркетплейсе оцифрованы более 600 видов бытовых услуг, мы работаем в 92 городах России, отработали за это время множество гипотез и вывели свои методики регистрации самозанятых и их юридическую проверку. Знаем как проверять и контролировать выполнения работ на каждом этапе.

Для всех партнеров сервиса внедрение и использование платформы бесплатно. Компенсация производится за счет комиссии, которую Горсерв получает при оказании платных бытовых услуг.

Уберизация и автоматизация процессов в сфере ЖКХ позволят избавиться от серых схем и непроверенных исполнителей работ с низкой квалификацией, которым, как правило, нет никакого дела до благополучия города. Когда работа осуществляется даже не просто для района, а для двора или дома, где ты живешь, качество растёт и работа сделана “на совесть”.

А для этого нужно ресурсы и желание всех участников данного взаимодействия. Мы со своей стороны командой Gorserv делимся опытом и экспертизой в данном вопросе и всегда готовы к сотрудничеству.

33
20 комментариев

 "Это связано с низким уровнем автоматизации процессов,"
Это связано в первую очередь с воровством денег в управляющих организациях, а автоматизация тут ни при чём.
Автор когда-нибудь сам работал в низовой части ЖКХ? У жителей голова пухнет от всяких приложений и сервисов, от которых все равно приходит полупьяный сантехник Иваныч, которому до фонаря вся эта автоматизация...

А так да, идея неплохая... Только опыт мой подсказывает, что там где руку приложила администрация, качества не будет никогда... Портал госуслуг тому пример...

3
Ответить

98 тыс заявок и это только за 2020 год, и сантехники и электрики занимают до 60% всех заявок. Более 70 управляющих компаний которые перешли на наше решение и отказываются от своих "полупьяных сантехников Иванычей". Это может быть опытом в жкх?

Мы как раз видим, что с низу идет желание делать все правильно и прозрачно.

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Вы абсолютно правы, главные проблемы рынка это серые деньги, выводы их на фирмы однодневки и в итоге обналичивание и вторая проблема это честная статистика и аналитика по проблемам.

Однако во многих УК эта система меняется а с приходом закона об электронном голосовании сменить УК становиться проще, и быть постоянно у кормушки не оказывая достойного сервиса жителям будет все сложнее и сложнее.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вы подметили интересный факт, мы его тоже замечаем. Из негатива много заявок такого рода как: все жители считают что если они платят за ЖКУ, электричество, воду, газ то значит все что внутри квартиры эти службы должны делать бесплатно. 
Но когда отказываются оставлять заявку на платную услугу и делают заказ на сторонних сервисах (агрегаторы) то получают негатив в части гарантий, завышенной цены, легальности  и т.д. Поэтому в итоге понимают что лучше использовать проверенные аккредитованные сервисы с фиксированными ценами под присмотром государства. 

1
Ответить

расшерим фьюча тугеза!

Ответить