Вы не пошли на Techcrunch Moscow 2013 и ничего не пропустили Статьи редакции

Мероприятие Techcrunch Moscow 2013 — это прекрасное, по-европейски организованное событие, одно из самых достойных в этом году (если говорить о стартаперских). Были умные и интересные стартапы, занимательные выступления мастеров бизнеса, выдержанный тайминг, сытные кофе-брейки (но не обед), стабильная трансляция с переводом. К сожалению, люди приходят сюда в основном пообщаться друг с другом и наладить архаичный обмен кусками картона, поэтому некоторые спикеры довольствовались 15-20% потенциальной аудитории.



Собственно, оставшись дома 8 и 9 декабря, вы ничего не потеряли. Но не потому, что мероприятие бесполезное, а потому что я вам сейчас и так всё расскажу и покажу. 15 тысяч (стоимость билета) можете потом на карту «Рокетбанка» мне скинуть, если что.

Говорят стартапы


Но давайте по порядку. Весь первый день был посвящён стартапам — выставку я пробежал довольно быстро, опасаясь быть разорванным в клочья, но зато внимательно слушал все выступления-питчи (ровно 38) с безопасного расстояния. Для сравнения можно вспомнить прошлогодних фигурантов.

Питчами рулил Эван Ниссельсон — вот такой брутальный мужчина, смахивающий на гангстера из 30-х, моментально прозванный «крёстным отцом» конференции. Эван — инвестор LDV Capital, ментор 500Startups и SeedCamp.



Кто вышел в финал в этом году:

Dreamroomer



Позволяет арендодателю найти идеального жильца по своим предпочтениям (пример с сайта — музыкант живёт в хоромах один и находит себе такого же повёрнутого на риффах квартиранта, затем они репетируют вместе, едут в тур и зарабатывают мировую славу).

«Обмен играми»



У меня есть старая и ненужная GTA V, у кого-то пройденный пять раз Max Payne 3 — при помощи этого сервиса мы находим друг друга и обмениваемся дисками. Это легально, и игровые компании даже не против такой механики. У судей (и у меня) вызвало сомнение желание людей ехать с кем-то встречаться ради передачи из рук в руки какой-то там игры, к тому же при солидной базе в 100 000 пользователей количество, собственно, обменов пока не так велико.

Looky (Android, iOS)



Продвинутая телепрограмма с уклоном в социальность — список всех передач, описания, напоминания о времени начала шоу, лайки, рекомендации.

Medesk



Облачная медицинская платформа, которая помогает частным клиникам, страховым компаниям и корпорациям быстро и удобно взаимодействовать друг с другом, убивая к чертям бюрократию.

Gbooking



Онлайн-запись и поиск услуг: врачей, парикмахеров, жестянщиков, механиков и т. п. Цитата с сайта: «На шаг ближе к клиенту!!!» (грамматика сохранена). «Яндекс.Острова» на стероидах, в общем.

И последний стартап-финалист не участвовал в питч-сессии, а был выбран посетителями выставки:

Aviashopper



Мобильный гид по аэропортам — если вы застряли в Хитроу, то при помощи этого приложения можете узнать, где там кофе, где журналы, где стюардессы. Хранится вся информация об аэропорте и всём, что вокруг него.

Не буду томить — победу одержал Dreamroomer, ребята получили билеты на весеннее мероприятие Techcrunch в Нью-Йорке. Второе место досталось Medesk — тоже такие же билеты. Ну и не будем забывать, что все финалы — это сотни публикаций, новые пользователи, внимание инвесторов, почёт и слава.

Мнение судей — это мнение судей, сложно с ним спорить. Могу от себя добавить, что мне ещё приглянулись следующие представленные стартапы:

— Tag&Find (мобильный сканер RFID-меток);

— WayRay (дополненная реальность для автомобилистов);

— Сервис управления личными финансами EasyFinance с проектом «ЖАЛОБанк» (простой способ дать банку обратную связь);

— MediaGloves (жидкость, которая делает перчатки пригодными для работы с сенсорным экраном);

— Telller (мобильная блог-платформа);

— AppNow (превращают сообщества из «ВКонтакте» и Facebook в мобильные приложения; зацепили меня ещё и тем, что использовали наш паблик в качестве примера);

— AirLike (сервис для быстрого обмена контентом) от создателей висящего в воздухе интерактивного экрана Displair.

Displair сам по себе интересная вещь — мы с ним немного поигрались:



В этом году можно констатировать преобладание стартапов на тему финансов, e-commerce или обычной торговли, разработки приложений и интересных устройств. Очень много B2B и SaaS-проектов. Наш читатель Антон Осипов соорудил симпатичную инфографику про участвовавшие в этот раз проекты.

[caption id="" align="aligncenter" width="820"] Лучше прикладывайте линейку, иначе сломаете глаза[/caption]

Не всем питчи давались гладко — кто-то не владел английским в достаточной степени, кто-то принёс топорную копию уже существующего проекта, кто-то решает надуманную проблему, кто-то сильно усложняет. Надеюсь, все те, кто оказался под давлением судей, осознают свои ошибки и станут только лучше (перестанут ходить на мероприятия и займутся делом).

Говорят бизнесмены


Какое же Techcrunch-сборище без выступлений маэстро рынка? Было два трека — один общий, второй — сугубо для начинающих бизнесменов («пациентами» так называемой «Startup Clinic»). Там практики делились опытом: к примеру, Сергей Фаге из «Островок.ру» рассказывал о новомодном явлении под названием «growth hacking».


А Руслан Фазлыев из Ecwid объяснял, как бутстрапить свой бизнес и делать дела, живя на лапше быстрого приготовления, но зато независимо.




Секция завершилась оглашением результатов Russian Startup Rating 2013 — полный список компаний, попавших в топ, можете найти здесь (половина из них — проекты в сфере IT, что не может не радовать).

На большой сцене было очень интенсивно и насыщенно, хотя, как я уже упоминал выше, далеко не все спикеры сумели привлечь внимание аудитории, которая при любой возможности срывалась в сторону бутербродов.

Вели мероприятие Майк Бутчер (TechCrunch Europe), Ингрид Ланден (TechCrunch) и Эдвард Шендерович (Kite Ventures), умело модерируя дискуссию и управляя настроением зрителей (и докладчиков).

Адео Ресси, основатель TheFunded.com и The Founder Institute, рассказывал про различия между Долиной и другими местами в плане ведения бизнеса.

Это хорошо, когда есть доступ к деньгам венчурных капиталистов. Сейчас привлечь их можно без экосистемы. Но если у вас нет экосистемы, то у вас нет возможностей дальнейшего выхода.

Нет, можно послать сотрудников в Калифорнию: они там сфотографируются на фоне штаб-квартиры Facebook, но это не изменит их. Кремниевая долина – не регион, это менталитет.

Кстати, наши исследования показывают, что самым лучшим регионом для стартапов уже является Израиль, Тель-Авив. Не Пало-Альто, не Москва.


В итоге выясняется, что в стартаперском деле склад ума важнее, чем географическое положение (и не нужно стремиться в Сан-Франциско, верно?). Кстати, Ресси умеет при помощи специального теста оценивать «предпринимательскую жилку» человека, чтобы с точностью 86% предсказать успех проекта.



Во время этого выступления я познакомился с одним из импортных сотрудников Google, который теперь уверен, что ЦП — это крупнейший техноблог в СНГ. За это откровение он показал мне свой Nexus 5. Почему-то Джефф магическим образом испарился, когда я попытался обсудить работу PR-службы Google в России (хотя я был с ним не очень груб).

Большая часть выступлений второго дня слилась в одно финансово-технологическое месиво. У каждого зрителя сейчас в голове сидят какие-то обрывки бесед журналистов Techcrunch с именитыми бизнесменами и инвесторами: вот основатель Last.fm и Lumi Маркин Стиксель сравнивает работу над стартапом с побегом из дома вместе с цирком, вот Антон Гладкобородов из Coub хвастается придуманной им концепцией и планирует углубляться в музыкальный сервис, вот представители SurveyMonkey, Kayak и Google удивляются, что вопрос «Зачем вы расширяетесь на Россию» за пару лет сменился вопросом «Как именно вы расширяетесь на Россию», вот Игорь Агамирзян из РВК не может понять, что происходит внутри «Сколково» и ФРИИ, вот Майк Бутчер подтрунивает над Михаилом Черномордиковым из Microsoft по поводу его смартфона Nokia, вот Игорь Сысоев  и Андрей Алексеев из NGINX признаются, что у них в компании всего 6 разработчиков, а сам сервер Игорь создавал вообще в одиночку, вот Сергей Белоусов из Runa и Acronis объясняет, как он мечется между ролью инвестора и CEO, вот Олег Туманов из ivi.ru жалуется на пиратство и хвастается захватом 99% SmartTV в России.

Кстати, фильм «Географ глобус пропил» они убрали из своего проката не по чьему-то указанию, а ради сохранения отношений с продюсерами.

[caption id="" align="aligncenter" width="820"] Фото: Юрий Копылов[/caption]

Более подробно задержимся на выступлении Инессы Ишунькиной из TNS — она представила последнюю статистику российского интернета — 76 миллионов российских пользователей в октябре, в основном все сидят в соцсетях (50 минут в день), очень быстро растёт аудитория Smart TV и мобильного интернета, крупнейшие рекламодатели — Renault Nissan, Volkswagen и «Мегафон», популярнейшие сайты — «Яндекс», Mail.ru и «ВКонтакте», приложения (в Москве) — «ВКонтакте», Instagram, WhatsApp, сервисы «Яндекса» и Google, Skype, Facebook и Viber. Аудитория наращивается сейчас, в основном, за счёт старших возрастных групп.

Сотрудники Digital October, площадки мероприятия, пару раз вставили своё слово — гендиректор Дмитрий Репин представил новый образовательный видеоканал, а Юлия Лесникова — совместный проект с Pruffi (знаете, бывает такое — кто-то делает что-то странное, а вы на это смотрите и неловко почему-то вам? Так и здесь — Юлия усердно пыталась показать, что она крутой и энергичный спикер, периодически срываясь на крик, а зал упорно молчал в ответ).

Диана Молдавски из ZeptoLab показала нам первый геймплейный ролик Cut The Rope 2 (релиз 19 декабря), я это видео нагло спиратил и покажу его вам:

Леонид Волков и Екатерина Патюлина рассказывали о том, как круто участвовать в предвыборной кампании Алексея Навального, пытаясь вытянуть ещё чуть-чуть голосов из интернет-пользователей. В итоге рейтинг поднялся с 2% до 28% — это без особой возможности пользоваться традиционным медиа ресурсом. Волков рассматривает избирательную кампанию в качестве стартапа, рассказывая о спецпроектах и общей атмосфере в команде, мотивировании волонтёров.


Некое подобие фурора произвело появление создателя LiveJournal Бреда Фитцпатрика, который признался, что вообще не следит за ЖЖ и не знает, что с ним происходит сейчас и что будет потом. В последний раз, когда он пытался залогиниться, ЖЖ счёл его аккаунт подозрительным. Бред сейчас работает над системой управления данными для Google и над языком Go.

Посетителей Techcrunch Moscow 2013 в целом было не так много, как хотелось бы — Бутчер объясняет это увеличившейся стоимостью билетов. Или всему виной дискредитация стартап-движения?