Как сделать социально-психологический тренинг в онлайн возможным? Наш опыт оцифровки нестандартных форматов

В этой публикации мы хотим поделиться историей разработки двух связанных цифровых сервисов — «T-Matrix» и «GetLocus», созданных для подготовки и проведения онлайн-тренингов, а также опытом их использования в своей тренерской практике.

Уже более 5-ти лет тренерско-педагогическое сообщество активно решает задачу переноса тренингов и интерактивных занятий в онлайн. Год назад «черный лебедь пандемии» сделал решение этой задачи критически-актуальной и неотвратимой.

Как сделать социально-психологический тренинг в онлайн возможным? Наш опыт оцифровки нестандартных форматов

С одной стороны, тренера и педагоги пытаются приспособить имеющиеся цифровые сервисы под свои образовательные задачи. Основные требования, которые предъявляются к таким сервисам, — это воспроизводство трех действительностей тренинга:

1) действительность синхронной коммуникации (видео, аудио, чат);

2) действительность содержательной работы и трансляции контента (демонстрация презентаций, совместная схематизация на онлайн-досках, работа с текстом на стикерах и т.п.);

3) действительность взаимодействия (деление на группы, совместное оперирование/передвижение предметов и т.п.).

Уже классическим сочетанием, воспроизводящим три эти действительности, стали «Zoom» + «Miro».

С другой стороны, предпринимательские команды (ИТ-разработчики, тренера, продакт-менеджеры, методологи обучения) пытаются создавать и развивать специализированные сервисы для онлайн-тренингов и интерактивных онлайн-занятий. Многим известна такая специализированная платформы, как ТренингСпейс, и менее известен сервис Granatum

Однако поиск идеального решения для онлайн-тренингов и интерактивных занятий продолжается. Стартап-студия «Система-2» и две ее команды с проектами — «GetLocus» и «T-Matrix» — активно включились в эти поиски в самый разгар первой волны пандемии (апрель 2020 года).

Немного предыстории

Одну из команд стартап-студии «Система-2» посетила, как нам показалось, перспективная, нужная и своевременная идея. Создать онлайн доску-пространство, на которой можно физически (мышкой) перемещать свой цифровой двойник (видео-аватар), а также связать дистанцию и слышимость звука (пододвигаем своей аватар к аватару другого участника на определенное расстояние – слышим друг друга, отодвигаем – не слышим). Чуть позже это решение мы назвали «технологией пространственно-опосредованной коммуникации».

Еще Иоган Вольфганг Гете говорил: «Что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования». Один из примеров этого феномена — изобретение радио. Идея радио в 1895 году одновременно пришла Александру Степановичу Попову (Россия) и Гульельмо Маркони (Италия).

Как сделать социально-психологический тренинг в онлайн возможным? Наш опыт оцифровки нестандартных форматов

Проведя на скорую руку бенчмарк, мы поняли, что идея «пространственно-опосредованной коммуникации» пришла не только нам одним. В этом же году запускались и привлекали венчурный капитал стартапы wonder.me, gather.town, spatial.chat и другие. Это означало, что одна из команд нашей стартап-студии «придумала что-то стоящее, раз такая идея пришла нескольким разным командам, расположенным в разных частях света плюс-минус в одно и тоже время.

Почти стразу возникла жёсткая дискуссия между основателями стартап-студии «Система-2» и командой стартапа: на чем фокусировать силы и ресурсы? Выбрать ли конкретную нишу практики: интерактивное обучение, оценку персонала, виртуальный офис, проведение ивентов и т.п., или делать универсальную платформу для совместной работы и взаимодействия онлайн. К единому мнению прийти не удалось. Сформировалось два лагеря: «Универсалисты» считали, что специализация для такого стартапа — вред. «Специализаты» наоборот считали, что «пространственно-опосредованная коммуникация» должна быть заточена под конкретный контур употребления, — в данном случае под практику проведения интерактивных занятий и тренингов онлайн. В итоге два направления отстояли сами себя. Так появились разные, но связанные команды, которые прорабатывали разные, но связанные решения.

«GetLocus» стартовал первым (май 2020). Стартап-команда самоопределилась в направлении создания многофункционального цифрового сервиса, предназначенного для синхронной совместной работы и коммуникации: в том числе для организации виртуальных офисов, ивентов, проведения тренингов и интерактивных занятий и т.п.

Команда «T-Matrix», состоящая из практикующих тренеров, научных сотрудников факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, методологов обучения, — сосредоточилась на практическом изучении возможностей прототипа многофункционального сервиса «GetLocus» для проведения онлайн тренингов и интерактивных занятий. Осенью 2020 были начаты интенсивные пробы в рамках практикумов и спецкурсов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Как мы возвращали пространство в онлайн-тренинг

Благодаря проведенным пробам стало понятно, что ключевой фактор, который удается вернуть в онлайн-тренинг и влиять через него на групподинамику и включенность участников, – это пространственная архитектура тренинга. Пространственное обособление тренинговых активностей (для каждого упражнения своя оборудованная зона, визуальное разнообразие обстановки упражнений) – все это привлекает и длительное время удерживает внимание участников на тренируемом содержании, снижает усталость и позволяет более выпукло и ярко структурировать содержание тренинга.

Пробы также показали, что тренинги, проведенные в "GetLocus" без предварительной организации пространства, являются менее эффективным в части вовлеченности участников, понимания и применение тренируемого содержания. Стало очевидно, что подготовка онлайн-тренинга, должна начинается с обустройства пространственной архитектуры интерактивного мероприятия. Тренер сначала должен придумать пространственную архитектуру тренинга, а потом собрать ее в каком-либо редакторе. Затем загрузить эти изображения в сервис для проведения онлайн-тренинга GetLocus. Более подробно про пространственную архитектуру тренинга можно посмотреть здесь (наша статья в VK)

Модель пространственной организации онлайн-тренинга вдохновила нас. Мы начали экспериментировать. Однако выяснилось, что создание пространств для онлайн-тренинга, это непростое занятие. Мы тратили много времени чтобы найти в интернете необходимые фоны и элементы для каждого тренинга. Часто, было тяжело, а иногда невозможно, найти то, что нам было нужно. Затем уходило достаточно много времени, на то, чтобы эти фоны/картинки скомпоновать в каком-либо редакторе в нужную конструкцию (две, три, четыре зоны). В итоге функционально все получалось как надо, но многим участникам и тренерам (особенно корпоративным) не хватало стиля «строгости и офисности». Сразу стало понятно, что улучшение визуальной составляющей пространственной архитектуры является ближайшем шагом развития модели.

Как сделать социально-психологический тренинг в онлайн возможным? Наш опыт оцифровки нестандартных форматов

Данное открытие – необходимость функционального и визуального дизайна пространственных архитектур тренинга подвигло нас к созданию дополнительного сервиса, направленного на поддержку тренеров на этапе разработки и проектирования онлайн-тренингов. Но путь к прототипу этого сервиса был, как водится, не простой. Мы решили попробовать привлечь профессиональных дизайнеров — желающих посотрудничать оказалось много. Но нам пришлось поменять несколько кандидатов, пока не нашли того, кто был готов разбираться с проблематикой тренинга, самостоятельно думать, а не ждать ТЗ, пробовать, переделывать и снова пробовать. В итоге удалось, дизайнерский оформить и методически описать некоторое количество типовых шаблонов функционального зонирования онлайн-тренинга. Так был создана основа прототипа цифрового сервиса для подготовки онлайн-тренингов — «T-Matrix».

В настоящее время «T-Matrix» представляет собой регулярно пополняемую библиотеку шаблонов пространств и упражнений, позволяющих тренеру достаточно быстро подготовить свой онлайн-тренинг для его проведения с использованием многофункционального сервиса «GetLocus». Основная задача Библиотеки шаблонов пространств для онлайн-тренингов, – упростить жизнь тренера на этапе подготовки к тренингу. Теперь тренеру не надо тратить время на то, чтобы найти в интернете необходимые по смыслу и эмоциональному тону фоновые изображения пространств, собрать их в каком-либо редакторе в нужные функциональные зоны. Не надо также искать подходящие изображения стульев, столов, сцен и т.п., чтобы расставить/ рассадить участников в «круг», «аквариум» или другую нужную для упражнения/игры форму. Для всего этого теперь есть электронная библиотека, которая постоянно дорабатывается. В библиотеке также создан специальный раздел, где уже накапливаются апробированные упражнения. Кроме того, идет разработка конструктора пространственной архитектуры онлайн-тренинга, который позволит тренеру самостоятельно и гибко собрать любую конфигурацию пространств тренинга под свои задачи в условиях, когда в библиотеке нет подходящих шаблонов.

Пример пространственной организации тренингового модуля «Знакомство»

Модуль «Знакомство» может использоваться в качестве вводного для любого тематического тренинга (а не только для тренинга командообразования). Функции модуля: познакомить участников друг с другом, а также наладить контакт между ними; познакомить участников с основными инструментами сервиса «GetLocus»; собрать запросы (ожидания) участников к тренинговой программе. Пространство модуля «Знакомство» поделено на 4 функциональных зоны.

Как сделать социально-психологический тренинг в онлайн возможным? Наш опыт оцифровки нестандартных форматов

Верхний левый квадрат. Первый такт тренинга. Участники рассаживаются кругом (помещают свои аватары на стулья, расставленные кругом). Участники перемещаются по часовой стрелке. Участник, переместивший свой аватар на красный стул, отвечает на вопросы знакомства, зафиксированные на стикере, расположенном в центре круга. После того, как каждый участник представился, все перемещаются в следующую функциональную зону.

Нижний левый квадрат. Второй такт тренинга. Традиционное упражнение «Построиться по дням рождениям, друг за другом, как можно быстрее и без ошибок». Каждый участник занимает свой стул с онлайн-доской. На онлайн-доске нужно нарисовать образы, символы, указывающие на месяц и день рождения. Писать числа запрещено. Затем участники должны покинуть свои стулья, посмотреть на доски друг друга, и не разговаривая, в специально отведенном месте, разместить свои аватары в линию друг за другом по датам и месяцам рождений.

Нижний правый квадрат. Третий такт тренинга. Участники садятся на стулья (размещают свои аватары на стульях) парами друг на против друга и рассказывают о себе. Задача – найти максимум общего в профессиональных интересах. Пары стульев находятся друг от друга на расстоянии, на котором пары не слышат друг друга (только внутри пары). Участники перемещаются по часовой стрелки, до тех пор, пока каждый не поговорит с каждым. На каждый парный разговор отводится две минуты.

Верхний правый квадрат. Четвертый такт тренинга. Участники размещают свои аватары на белых плашках. Задача – стрелкой соединить свою плашку, и плашку, на которой находится аватар другого участника, профессиональные интересы которого наиболее совпадают с вашими (своеобразная социометрия). После того, как все участники провели свои стрелки, тренер просит каждого прокомментировать свой выбор.

Верхний левый квадрат. Пятый (завершающий) такт тренинга. Шеринг. Тренер просит участников переместиться в верхний левый квадрат (где начинался тренинг). После того, как участники заняли свои места (разместили аватары на стульях), тренер предлагает поделится впечатлениями о пройденном модуле.

Вместо заключения

Мы сами проводим тренинги и интерактивные занятия с использованием сервисов «T-Matrix» и «GetLocus», а также стремимся расширять сообщество тренеров, разрабатывающих и проводящих свои мероприятия с использованием этих сервисов. На онлайн-встречах активные участники сообщества обмениваются опытом и методическими лайфхаками друг с другом, тестируют новые инструменты, готовят свои предложения к совершенствованию этих сервисов, апробируют друг на друге новые тренинговые модули и интерактивные занятия, которые они планируют выводить в продакшн, дискутируют о возможностях и потенциальных угрозах цифровизации обучения и т.п. Информационным каналом сообщества является группа в ВК «Цифровизация обучения».

Приглашаем всех тренеров, преподавателей, использующих интерактивные форматы обучения, а также всех желающих включаться в тестирование, обсуждение и доработку двух связанных сервисов «T-Matrix» и «GetLocus».

2727
14 комментариев

Провожу тренинги на платформе gL и не перестаю удивляться простоте взаимодействия с участниками в пространстве. Очень много вспомогательных инструментов, вроде досок, стикеров и указок, что иногда задумываешься: не проще ли проводить тренинг в онлайне, чем в офлайне, ведь здесь все под рукой и наглядно для всех. При этом можно делить участников на группы, где они не будут слышать остальных, просто «отойдя» на нужную дистанцию. Также очень радуют темпы развития платформы и библиотеки Т-Matrix. Здесь можно и идеи для упражнений подчерпнуть, и для оформления пространства все есть. Тренинг проходит легко, участники не успевают уставать от надоевшего всем онлайна. Ещё видео у меня каждый раз без проблем запускалось, но это, думаю, тоже скоро поправят)

5

Провожу тренинги на платформе GL уже около года, иногда переключаясь на Miro+Zoom. Могу сказать, что разница сильно ощутима. В GL с позиции тренера включается некая свободна, воображение и фантазия, чего нельзя сказать о других платформах. Также могу подметить комментарии участников, которые говорят о комфорте, который очень важен для поддержания их вовлечённости. 

Радует очень разнообразный инструментарий на очень молодой платформе T-Matrix, которая как раз специализирована под тренинги. Советую всем зайти в раздел библиотеки, чтобы подчерпнуть несколько идей для своего онлайн-тренинга. Также всем очень советую посетить демо-тренинг, который даёт возможность бесплатно познакомиться с платформой под контролем специалиста. 

3

Это тренинг по Фрейду? Рисунок на первом фото симптоматичен.

Это просто одна из работ известного художника

6

Статья интересная! Она хорошо показывает возможности платформы. Но чтение не заменит эксперимент! Я пока осваиваю платформу и очень радуюсь, что в разработке такого продукта принимают участие высококвалифицированные психологи, тренеры. Они заложили в техническое решение главную фишку групповой работы - пространство взаимодействия. Участники "ходят" от активности к активности, для них это похоже на увлекательную игру, где все время воображение будоражит вопрос "а что дальше?  куда дальше" Поздравляю разработчиков! Проект нужно продвигать!

2

Платформа, конечно, очень крутая, особенно для тех, кто ищет нестандартные возможности для требовательных участников. Спасибо создателям!!! Ваша поддержка вдохновляющая и бесценная!!! 

1

Для меня, лучшим решением, был бы семинар. Вот к тренингам я вообще не приспособлена, ей богу. Да, это возможно интереснее, но мое нутро не выдержит такого. Этим летом был интересный семинар в парк-отеле "Солнечный" https://solnechnyj-park-hotel.ru/ по бизнес аналитике, мне очень понравился формат, в частности то, что сам отель находится не в черте города, атмосфера расслабляет. А вот в прошлом году был тренинг, который проходил в каком-то отеле в Питере, не помню как назывался, вот тогда я ощутила всю боль.