Маркетплейс pre-IPO сделок Alliance Deals

Привет! Меня зовут Иван Федотов. Я сооснователь маркетплейса pre-IPO сделок Alliance Deals. В этой статье я расскажу, как работают инвестиции в pre-IPO компании, и какие они имеют плюсы и минусы. А я еще я расскажу, какую модель мы внедряем на pre-IPO рынок, и какую пользу это приносит инвесторам.

Маркетплейс pre-IPO сделок Alliance Deals

Прочитайте статью, если вы хотите инвестировать в крупные растущие бизнесы до того, как они выйдут на биржу. Из статьи вы узнаете полезные инсайты, которые помогут вам в pre-IPO сделках. Материал получился длинный, зато подробный.

Оглавление

Проблемы pre-IPO инвестиций (знатоки начинают отсюда)

Что такое pre-IPO

Давайте вкратце изучим матчасть перед тем, как приступим к основному блюду. Так разные читатели попадут в одно информационное поле, поймут материал и объективно оценят идею.

Готовы? Тогда полетели.

Публичные компании

Существуют крупные компании, наподобие Apple, Google и Microsoft. Чтобы купить акции таких корпораций не обязательно быть супергероем. Достаточно открыть брокерский счет, нажать пару кнопок и можно гордо называться акционером мирового конгломерата.

Initial Public Offering (IPO)

Каждая компания, которую вы видите на бирже, однажды провела IPO. Например, Apple вышла на биржу 1980 году, Microsoft в 1986, а Google — в 2004. Если посмотреть свежие данные, то за последний год крупные IPO провели агрегатор жилья AirBnB, образовательный сервис Coursera, брокер для миллениалов Robinhood. Из отечественных историй успеха — громкий дебют Ozon на американской бирже Nasdaq.

За последние два года на американские биржи вышли 545 компаний, суммарно подняв $183b капитала. Средняя доходность после IPO составила 42%. Отдельные акции взлетали на 200-300% в первый день после размещения. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Frenaissancecapital.com&postId=292938" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Renaissance Capital</a>
За последние два года на американские биржи вышли 545 компаний, суммарно подняв $183b капитала. Средняя доходность после IPO составила 42%. Отдельные акции взлетали на 200-300% в первый день после размещения. Источник: Renaissance Capital

Как вы уже поняли, именно после IPO инвесторы покупают акции компаний с помощью брокеров.

Участвовать непосредственно в IPO сложнее, чем купить акции с биржи. В США первичными размещениями занимаются инвестиционные банки — J.P.Morgan, Morgan Stanley, Goldman Sachs. Они продают акции крупным финансовым институтам, которые впоследствии перепродают их клиентам. К слову, в этом направлении работают не все финансовые организации. Например, в России системный доступ к IPO сделкам дает только один брокер — Freedom Finance.

Pre-IPO компании

Ни одна компания не приходит на биржу из ниоткуда. Тот же Apple основали в 1976, а на публичном рынке акции появились через четыре года. Естественно, к этому моменту Apple перестал быть сумасшедшей идеей Стива Джобса. Компания превратилась в перспективный растущий бизнес.

Pre-IPO компания — это частная компания, которая планирует выйти на биржу через один или два года. С одной стороны она является зрелым бизнесом с понятными финансовыми метриками и эффективностью. С другой стороны остается запас роста, так как компания молодая и еще не успела полностью захватить рынок.

Примеры pre-IPO компаний на сентябрь 2021 года — SpaceX, Discord, Udemy, Stripe, InstaCart.

Купить акции pre-IPO компании сложнее, чем участвовать в IPO. Как правило, это можно сделать одним из трех способов:

  • Зайти в венчурный раунд и купить акции непосредственно у компании (очень сложно, очень дорого, нет комиссий, подходит только институциональным инвесторам)
  • Купить акции у текущего акционера, например у фонда, который инвестировал раньше, или сотрудника, который получил опцион (относительно сложно, относительно дорого, средние комиссии)
  • Инвестировать в фонд, который инвестирует в венчурные раунды или выкупает акции у существующих акционеров (несложно, относительно недорого, комиссии могут кусаться)

Единственный реальный вариант для большинства частных инвесторов — последний. Поэтому его мы возьмем в качестве основного.

Преимущества pre-IPO инвестиций

Теперь, когда все понимают определение pre-IPO компаний, давайте пройдемся по концепции pre-IPO инвестиций. Базовая логика такая:

  1. Покупаем акции pre-IPO компании
  2. Ждем, когда компания станет публичной
  3. Продаем акции на бирже и считаем прибыль

Почему, кроме акций публичных компаний в портфель стоит добавить pre-IPO сделки? Вот основные причины:

Доходность

Уровень потенциальной прибыли — ключевая причина, по которой растет мировой объем pre-IPO сделок. Например, Robinhood провел IPO по $38 за акцию и взлетел на 85% в течение нескольких дней. Компания была хедлайнером Reddit и деловых новостей.

Однако, не все знают, что за год до IPO ходовая цена акций Robinhood на внебиржевом рынке гуляла в районе $15 — в два с половиной раза ниже цены размещения. Инвесторы, которые участвовали на стадии pre-IPO, заработали 150% без американских биржевых горок.

Динамика оценки Robinhood в период, когда компания была непубличной. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fforgeglobal.com%2Frobinhood_stock%2F&postId=292938" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Forge</a>
Динамика оценки Robinhood в период, когда компания была непубличной. Источник: Forge

Вообще в плане доходности pre-IPO трудно оценить среднюю температуру по больнице. Рынок закрытый, точными цифрами никто делиться не хочет. Если посмотреть в широком приближении, то за последние несколько лет портфель pre-IPO сделок приносит 50-120% годовых. Отдельные компании вырастают в несколько раз. Хороший результат, даже с учетом бычьего рынка.

Доступ к новым технологиям

Мир движется вперед, ученые делают открытия, технологии развиваются. При этом сначала новые технологии попадают на венчурный рынок, и только потом появляются компании, которые выходят на биржу.

Если инвесторы ограниченны акциями на NYSE и Nasdaq (а еще хуже акциями местных рынков, например Московской Биржи), то они не смогут оперативно инвестировать в новый технологический тренд. Придется ждать, пока передовые компании выйдут на биржу, чтобы купить их по завышенным ценам. Соответственно, участники pre-IPO сделок попадают в тренд раньше и получают преимущество перед другими инвесторами.

Попсовые примеры двадцатилетней давности — компании, покоряющие интернет. Попсовые примеры сегодня — космос, электрокары, блокчейн, чистая энергетика. Сначала в эти компании заходят венчурные инвесторы и только потом — широкие массы.

Возможность инвестировать с профессионалами

Когда вы покупаете акции на публичном рынке, как правило, вы не знаете, в какую сторону стоят профессионалы. Инвестиционные компании, хедж-фонды, маркетмейкеры — все крупные участники работают в строгой секретности. Инвестировать с ними практически невозможно.

В pre-IPO дело обстоит иначе. Инвесторы могут заходить в сделки, в которых участвуют именитые фонды — Sequoia Capital (первый инвестор Apple), Tiger Global (управляет активами на сумму $79b), DST Global (фонд Юрия Мильнера) и другие.

Проблемы pre-IPO инвестиций

Любая медаль имеет две стороны, и pre-IPO сделки тоже подчиняются этому правилу. Вот основные проблемы, которые существуют на рынке.

Отсутствие ликвидности

Если вы инвестируете в pre-IPO компанию, то вы замораживаете деньги минимум на год. Иногда больше. Этот недостаток можно смягчить, но его нельзя устранить полностью. Высокую доходность не получают даром, и отсутствие ликвидности — один из побочных эффектов.

Непрозрачное ценообразование акций

Когда вы покупаете акции Apple, существует единственная биржевая цена, которую рынок считает справедливой. С pre-IPO бумагами ситуация другая. Акции одной и той же компании можно купить за $100 у одного акционера и за $150 у другого. Централизованный рынок отсутствует, прозрачные правила игры — тоже. Каждая сделка проходит в индивидуальном порядке со всеми вытекающими последствиями.

Разные условия фондов

Еще одно следствие непрозрачности — разные условия фондов даже на одинаковые сделки. Например, первый фонд покупает акции напрямую, а второй фонд действует через посредника. Соответственно, первый фонд предлагает акции по одной цене, а второй добавляет дополнительную наценку. При этом конечный инвестор не знает о происходящем, так как не следит за общей картиной pre-IPO рынка (а следить за ней сложно).

Некоммерческие риски

Брокеры на финансовом рынке находятся под строгим регулированием, но даже это не мешает периодическим банкротствам или мошенничеству. Участники pre-IPO рынка под аналогичное регулирование не попадают. Инвесторы должны самостоятельно проверять юридическую структуру сделок и внимательно следить за добросовестностью контрагентов.

Что такое Alliance Deals, и как мы боремся с непрозрачностью рынка

Основная проблема pre-IPO рынка — непрозрачность. Каждый поставщик pre-IPO сделок работает по собственным правилам. Многие поставщики предлагают клиентам не лучшие сделки, а только те, что есть в наличии у конкретного фонда.

Решение проблемы — собрать разных поставщиков в одно место. Тогда инвесторы увидят полный ландшафт рынка и найдут хорошую сделку. В качестве бонуса — инвесторы выберут лучшие условия, если одну и ту же сделку будут предлагать разные фонды. Короче говоря, мы заново придумали маркетплейс.

Alliance Deals — это марктеплейс, наподобие Яндекс-Маркет. Только вместо магазинов, которые продают велосипеды, мы собрали фонды, которые предлагают pre-IPO

Alliance Deals предоставляет стандартные преимущества для маркетплейсов — ассортимент предложений и выбор между поставщиками. Также мы ведем независимую историю доходности фондов и стараемся снизить расходы инвесторов.

Ассортимент pre-IPO сделок

Так как мы не привязаны к конкретному фонду, мы публикуем все доступные предложения. Например, у нас нет задачи продать pre-IPO Санкт-Петербургской биржи, которое активно продвигают отечественные брокеры. У нас нет конфликта интересов. Мы хотим, чтобы инвесторы нашли лучшую сделку, а не проинвестировали в плохую компанию только потому, что она есть в наличии. В целом, это глобальная философия любого маркетплейса.

Конкуренция среди поставщиков

Помните я говорил, что разные фонды предлагают разные условия на одинаковые pre-IPO сделки? Маркетплейс решает эту проблему. Например, если один поставщик продает акции pre-IPO компании по $100, а второй продает по $120, то мы опубликуем оба предложения. Инвестор увидит разницу и купит акции на $20 дешевле, а заодно получит преимущество перед теми, кто этой разницы не увидел.

Независимая история сделок

Когда сделка попадает на Alliance Deals, то на платформе она остается навечно. Так мы создаем независимый track reckord. Спустя 10-20-30 закрытых сделок инвесторы увидят — какие фонды предлагают все pre-IPO подряд, а какие участвуют в действительно перспективных компаниях. Основная фишка независимой истории — невозможно удалить неудачные сделки или приукрасить прошлые результаты.

Синдикация и снижение расходов

Pre-IPO сделки требуют серьезного юридического сопровождения. Тратить $5,000 на юриста, чтобы вложить $20,000 в сделку — дорого. Но если в pre-IPO заходят сразу двадцать человек, то можно собрать синдикат и снизить расход на юристов. Пока мы не реализовали такую возможность на маркетплейсе, но это одна из приоритетных задач.

В сухом остатке — создание маркетплейса pre-IPO сделок повышает прозрачность рынка. Основной выигрыш от этого получают инвесторы. Через маркетплейс они заходят в лучшие сделки с лучшими условиями.

Что мы уже сделали и какие планы на будущее

Полтора месяца назад мы запустили MVP маркетплейса. За это время мы:

  • Получили сотню регистраций инвесторов
  • Добавили три фонда, которые поставляют pre-IPO сделки. С одним из фондов провели интервью
  • Начали публиковать по одной новой pre-IPO сделке в неделю

Сейчас мы тестируем спрос. Пока результаты неочевидные — высокий интерес к pre-IPO инвестициям, как к концепции, но конверсии интереса в закрытую сделку есть куда расти. Посмотрим, что будет дальше.

План на ближайшее будущее:

  • Провести интервью с юристом на тему «Защита от юридических рисков в pre-IPO сделках» (это хотим сделать давно, но пока не срастается)
  • Подтвердить или опровергнуть растущий спрос на pre-IPO
  • Если спрос подтвердится, то создать синдикат на базе маркетплейса, чтобы инвесторы могли участвовать в сделках единым фронтом (сейчас мы связываем инвесторов напрямую с фондом, а это не очень удобно)

Что хотим от вас

Зависит от того, кто читает статью =)

Если вы инвестируете (или хотите инвестировать) в pre-IPO, то:

  1. Регистрируйтесь на Alliance Deals и участвуйте в pre-IPO сделках. Мы верим в этот рынок. Хотим узнать, верите ли вы.
  2. Подписывайтесь на telegram-канал (это мой личный канал, который мы используем в качестве информационного хаба — то есть все новости Alliance Deals публикуем здесь)
  3. Оставляйте пожелания/предложения в комментариях

Напишите мне в личку, если:

  • Вы поставляете хорошие pre-IPO сделки. Мы собираем шорт-лист поставщиков, которых добавим на платформу.
  • Вы юрист, который работал с синдикатами инвесторов, и знаете, как структурировать такие истории. Если вы знаете, как красиво структурировать equity-crowdfunding — вообще огонь.
  • Вы представитель венчурного фонда. Мы не планируем поднимать раунд, пока не подтвердим спрос. Тем не менее хотим пообщаться. Будем рады, если это взаимно.

Всем остальным порадуемся в комментариях. Спасибо, что дочитали статью до конца!

55
2 комментария

Блин, а кто теперь доить хомячков будет?( Тинькофф, Финам и многие другие брокеры уже начали облизываться на pre ipo комиссии в 2 конца. 

1

Хороший материал и цельный разбор pre IPO, как инструмента. Прилично сэкономит время начинающим, спасибо!