Game Hunters — агрегатор цен на компьютерные игры

Рассказываю сколько может стоить разработка подобного проекта и сколько можно на нём заработать.

Чуть более двух лет назад я заметил, что ни один из десятка существующих агрегаторов цен на ПК игры не адаптирован под мобильное потребление. Этими сайтами было откровенно неудобно пользоваться со смартфона, что показалось мне крайне удивительным в эпоху mobile first интернета.

В свободное от работы время я решил запустить такой агрегатор в формате мобильного приложения. За полтора месяца мы с коллегами собрали первую версию для Android, однако iOS релиз случился сильно позже. Стек технологий прост: бэкенд на Python, PHP, Django, Postgresql, а клиент на Flutter. Прототипировали в Proto.io и дизайнили в Figma. Таски и документацию вели в Notion. Подробнее о тернистом пути разработки я писал ранее в своём блоге на DTF.

Процесс создания маскота Game Hunters

В этом же материале я хочу рассказать о дальнейшем развитии, поделиться цифрами расходов, доходов и используемых каналах продвижения.

Дисклеймер

С самого начала я развиваю GH на собственные деньги, но ещё до старта знал, что зарабатывать значимые суммы он не будет. У меня была возможность достаточно точно оценить сколько приносят аналогичные проекты в вебе, поэтому я понимал, что даже в отдалённой перспективе речь пойдёт максимум о 300 000 - 400 000 ₽ прибыли в месяц. Столько зарабатывают агрегаторы цен на игры, которые существуют много-много лет.

Спустя два года с релиза мы всё также продолжаем заниматься проектом в свободное от основной работы время. Я тружусь в крупном айти-холдинге, поэтому Game Hunters стал для меня отдушиной, которая позволяет реализовывать продукт без оглядки на жёсткую монетизацию. Бесконечной гонки за повышение ARPPU, LTV и ROAS мне хватает на рабочем месте, поэтому критически важным стало не душить пользователей рекламой и подписками. В приложениях за всё время не было ни одного баннера или доступа к фичам за деньги.

Расходы

На создание и развитие приложений потрачено 675 420 ₽. Остановлюсь на каждом пункте расходов чуть подробнее, возможно, эта информация окажется полезной начинающим разработчикам.

257 990 ₽ на код. Это расходы на оплату работы программистов (бэкенд, клиент, инструментарий). Более 15 лет назад я начал работать в IT, поэтому к текущему моменту успел накопить множество хороших знакомств с опытными разработчиками. Они пишут код по вечерам после работы и делают это очень дёшево в силу интереса к проекту и наших дружественных отношений, за что я им буду всегда благодарен. Если вы сам не программист и у вас нет хороших приятелей в этой сфере, то смело умножайте косты на разработку подобного проекта минимум в 4 раза.

241 866 ₽ на маркетинг. Сюда я включил все расходы на закупку трафика и сопутствующие сервисы. Забегая вперёд — за 2 года приложения получили чуть более 105 000 установок и это очень скромная цифра. Даже полезный, удобный и полностью бесплатный продукт не будет расти сам по себе. Если остановить закупки рекламы, то аудитория перестанет расти. У GH неплохой для этой ниши retention: D1 — 37%, D7 — 19%, D30 — 14%. Пользователи остаются с нами надолго, но не спешат делиться информацией о приложении с друзьями.

Даже если вы сделали отличный и полезный продукт, то не стоит надеяться на иллюзорный виральный рост. Будет отлично, если вам повезёт, но удача или стечение обстоятельств не могут быть вашей стратегией, поэтому без выделенного на рекламу бюджета запускать какой-либо проект вообще не имеет особого смысла.

118 564 ₽ на поддержку. Сервера, прокси, оплата необходимых сервисов и сборов по типу Apple Developer Membership. Расходы довольно скромные, потому что проект работает на одном сервере за 3 600 ₽ в месяц и при этом уверенно держит онлайн в районе 5 000 человек. Такой пик возникает, когда высылаются пуши об акции или раздаче игры.

57 000 ₽ на графику. Оплата работы дизайнера. Многие фичи и анимации мы реализуем на клиенте программно, поэтому расходы на графику минимальны.

Доходы

Всё ещё скромнее — получено 241 221 ₽. Монетизация состоит из трёх пунктов.

162 093 ₽ от магазинов. В ссылки добавлены реферальные параметры, поэтому когда пользователь переходит и тут же покупает игру, то мы получаем 1-3% комиссии с продажи. За 2 года юзеры GH купили игр на 8 000 000 - 12 000 000 ₽. Это то, что я могу видеть по статистике, но на деле цифра несколько больше, ведь некоторые магазины игр не адаптированы под мобайл, поэтому наше приложение иногда используют как удобный источник информации, а покупки совершаются уже с десктопа.

67 680 ₽ от донатов ВКонтакте. В начале этого года я подключил к паблику VK Donut — сервис подписки на ежемесячные донаты. Люди так выражают благодарность проекту, ну и участвуют в розыгрышах игр.

11 448 ₽ от донатов в приложении. В приложении есть соответствующая кнопка. В обмен на донат люди получают возможность оставить послание на «донаторской стене» (доступно только в Android версии). Чаще всего пишут слова благодарности о том, что с помощью GH сэкономили уже тысячи рублей.

Как продвигал

Google UAC. Очевидно, что для Android версии этот канал оказался самым беспроблемным. Изначально кампании оптимизировались на установки, а потом были перезапущены на in-app actions. Средняя цена инсталла составила 8.2 ₽ с НДС, получено 16 977 установок. Для iOS пошло значительно хуже (CPI на старте 232 ₽), но пока что откручивал только на 10 000 ₽.

VK Ads. Запускал трафик с целью "установки приложения" для Android. Кампания прошла этап обучения и по итогу получила CPI 53.3 ₽. Пока приостановил тесты.

Apple Search Ads. Были большие ожидания от этого канала, т.к. удавалось неплохо работать с поисковым трафиком, но по первым тестам на 14 000 ₽ цена инсталла вышла 115 ₽. Буду позже пробовать ещё.

Микроинфлюенсеры. Пожалуй, один из самых выгодных в моей нише источников трафика. Цена установки может быть меньше 3 рублей, но чтобы этого добиться нужно попотеть. На основной работе я закупаю интеграции у блогеров и стримеров на миллионы рублей в месяц, поэтому знаю кто эффективен, кто берёт слишком много и т.д. Лучший перфоманс всегда дадут микро и наноинфлюенсеры с 5-30 тысяч подписчиков, они ещё не избалованы вниманием рекламодателей и имеют очень высокий engagement rate аудитории. Но несмотря на обилие аналитических инструментов находить их довольно сложно и ещё сложнее выйти с ними на контакт и договориться об интеграции. Ответа от них можно ждать неделями, да и частенько на той стороне оказывается какой-нибудь подросток, который, мягко скажем, слаб в бизнес-коммуникациях. Из несомненных плюсов, размещение можно получить за 5 000 ₽ или даже условно-бесплатно, организовав совместный конкурс, где из затрат будет тысяча рублей на призы.

Бесплатные статьи. Нормальным стартовым каналом может стать публикация материалов на сайтах с UGC (DTF, Пикабу, etc). Денег не потребуется, зато потратите собственное время — иногда до недели, рискуя не получить ожидаемой отдачи. Для примера, первая моя статья на DTF получила около 13 000 просмотров и более сотни комментариев, что сконвертировалось в 1 000 установок. Много это или мало за 3 потраченных на написание статьи вечера?

ASO и мотивированный трафик. Экспериментировал только с Android версией. За 17 000 ₽ я получил 5 115 установок и кратковременно вывел приложение в топ-3 по самым важным ключевым запросам и больше к этому возвращаться не пришлось, т.к. органический рейтинг приложения устойчиво держится на 4.9 баллов, что позволяет приложению оставаться на видимых позициях в выдаче.

Итог: если считать крайне грубо, поделив общие маркетинговые расходы на число всех полученных инсталлов, то выходит, что общий CPI проекта составил 2.3 ₽. Но если быть более честным и вычесть мотивированный трафик, органику с поиска, стоимость инструментов и оставить только прямые расходы на закупку рекламы, то CPI будет около 7 ₽.

И ещё немного цифр

До конца 2021 мы планируем добавить мультивалютность, мультиязычность и worldwide магазины, дабы сервисом могли пользоваться не только русскоговорящие. Да, всё это время продукт был доступен только жителям CIS региона.

В начале 2022 планируем зарелизить веб-версию, что должно быть удобным как для юзеров, так и поможет нам получать больше органики с поисковых систем.

На этом пока всё, надеюсь вернуться с новой колонкой ровно через год.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Антон Смуров

Продукт не смотрел. Описано всё очень грамотно и приятно. За статью однозначно лайк!

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Спасибо :) Да, тут очень нишевый продукт для геймеров, я поэтому о нём рассказал совсем вкратце. Скорее хотелось поделиться расходно-доходной частью и рассказать о методах продвижения с цифрами.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Компьютерные игры - нишевый продукт? Чтож мне тогда делать с моим сайтом фанфиков, где на основном контенте еще и зарабатывать нельзя, то есть поставщики контента не заинтересованы материально?)
P.S. Извиняюсь за оффтоп

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Ну сами по себе игры не нишевые, но приложение-агрегатор для желающих сэкономить на них всё же достаточно нишевое) У конкурентов в мобайле до 300 000 инсталлов, а у топовых веб-проектов в лучше случае 2 млн посетителей в месяц и они к этому шли чуть ли не 10 лет :)

Ответить
Развернуть ветку
BloodyKompot

Пару раз приложение выручило, вот бы пуши еще приходили на новую самую большую скидку (или самую низкую цену) на выбранный в Избранное продукт. А так приходится самому заходить и листать какие акции сейчас доступны

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Спасибо большое за отзыв :) Пуши на снижение цен тоже надеемся реализовать до конца года, по крайней мере таков план)

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Не очень понятно, это вы за два года 250к заработали?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Всё верно :) Хотя "заработал" это очень громко звучит, учитывая расходы в 675к)

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Жуть! Я очень хочу создать какой-нибудь собственный проект, чтобы его прибыль хотя бы с ЗП совпадала, но читая подобные истории у меня руки опускаются. Никто не может заработать. Все отбирают гиганты отдирая за вашу работу большую часть денег.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Всё зависит от планируемого масштаба. Не даром есть понятие "малый бизнес", в онлайне это понятие очень сильно размыто, но оно тоже работает.

Предприниматели в оффлайне с одной точкой - магазин, парикмахерская, салон - зарабатывают 100-200 тысяч, вкалывая целыми днями и часто без выходных (и это неплохой доход с одной точки вне сети, для малоопытного предпринимателя). И на старте они должны вложить приличную сумму на аренду, мебель, материалы, рекламу. Да ещё сотрудникам платить.

А в онлайне многие почему-то думают, что сделать бизнес, который будет приносить существенные деньги, можно одному, на коленке, практически без вложений. Нет, это так не работает (исключения только подтверждают правило).

В этой статье видим отличный пример - человек с опытом и связями, вложил приличный стартовый капитал и в лучшем случае, продолжая вкладывать время и деньги, выйдет на ту самую "зарплату".

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Не совсем так. Лет пять назад, я мог за месяц написать конструктор форм для малого бизнеса и зарабатывать на этом миллионы продавая доступ всего за пару сотен рублей. Сегодня подобный функционал есть у каждого банка.
Пройдет время, проект автора начнет приносить деньги и продакт Яндекса или сбера скажет, что им срочно нужно подобное. Конкурировать с ними не получится. И покупать они не будут. А если и купят, то намного дешевле, чем он и бы потратили на его разработку.
И это реально, так как все гиганты сейчас активно игровое направление развивают.
И я не говорю что все должно быть легко. Вот автор потратил полмиллиона на программистов, а я бы мог все сделать сам и лучше. То есть, по факту я бы потратил те же полмиллиона, а может и больше, но только выраженные в личном времени.
Но сейчас фиг его знает на чем зарабатывать, гиганты все забирают. По факту, любой, даже раскрученный продукт я смогу продать только в минус, так как им не выгодно покупать дороже, чем они могут его сделать сами. У них аудитория гигантская и продвижение для них детское развлечение.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Ответ тот же - в онлайн пришел большой бизнес. Как чувствуют себя владельцы небольших продуктовых магазинов, когда рядом открывается пятёрочка/магнит/Окей/лента?
Я не говорю, что это хорошо, просто удивляться здесь нечему.
.
Теперь удел малого бизнеса в онлайне - малые доходы в малых нишах, пока или вообще не интересных большому бизнесу. Всё как в офлайне, большой сетевой ретейлер не будет запускать автолавку на пять полу-живых деревень, а частник может это сделать и зарабатывать свои 20к в месяц (чисто один пример, пришедший в голову, цифра от балды). В онлайне тоже можно сделать небольшой сервис, работать над ним постоянно и получать небольшие деньги. Но не так, как вы пишете - сделать мелочь и получить миллионы. Это время прошло.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор
Но не так, как вы пишете - сделать мелочь и получить миллионы. Это время прошло.

Со всем согласен, кроме маленького уточнения. Есть ещё ниши, где инди/частнику до сих пор можно зарабатывать свои 1-2 млн руб в месяц практически в соло, но чаще всего это серые ниши или те, где мораль должна быть, скажем так, "гибкой" :) Ну что-то типа своего лендоса с продажей товаров с 400-500% наценкой — с логистикой относительно проблем нет, с закупками тоже, с медиа-баингом благодаря соцсетям плюс-минус тоже. Не халява ни разу, сомнительная радость от такого бизнеса, да и диджитал тут только в качестве первичной воронки продаж, но многие до сих пор этим живут. Я таким, стыдно признаться, тоже занимался много лет назад. 1000 чехлов на айфоны по цене 1290р за штуку легко улетали (при закупочной в 100-150р).

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

На мой взгляд это не совсем так. Маленькие магазины бедствуют, так как их владельцы не хотят работать. Они торгуют тем же, что продают в сетевых магазинах. Вот если бы они сделали упор на а качество, то лично я бы в них ходил. Владельцам маленьких магазинов стоит лишь приплачивать немного оптовикам, чтобы те им привозили отобранный товар. Но им лень.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор
Маленькие магазины бедствуют, так как их владельцы не хотят работать.

Как в прошлом владелец двух оффлайн-магазинов (дизайнерской одежды и комикс-шопа) не могу не отметить, что некоторые из нас умеют работать, делают это грамотно с соблюдением всех бизнес-процессов "серьёзного" бизнеса, но иногда возникают обстоятельства непреодолимой силы (и возникают они не сказать, что прямо редко), когда просто выбиваешься из сил, плюёшь на всё и возвращаешься в тёплый и уютный диджитал.

Банальнейший пример такого обстоятельства: издатель тебе отпускает партию комикса за 150р и ставит чёткое условие, что продавать ты его можешь не более чем за 250р. Соглашаешься, берёшь комиксов на условные 100к, а потом видишь, что условный Лабиринт продаёт эти же самые комиксы у себя на сайте по 130р. Да, именно так, в розницу он продаёт дешевле, чем ты взял оптом. Потому что он их купил у издателя не на 100к, а на 10 млн и ему дали другое условие по розничной цене.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смуров

Как у вас всё просто :)
Так сделайте маленький офлайн магазин, раз знаете рецепт успеха!)

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Мне это не интересно. Мне хочется заниматься любимым делом за деньги, то есть делать цифровой продукт, но по пол дня, а не по десять часов.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Ну если честно, то конкретно этот проект я запустил для души (звучит смешно, согласен). Как и написал в дисклеймере, я прекрасно понимал, что денег там не будет ещё много лет. Но т.к. расходы на GH незначительны для моего личного бюджета, то рассматриваю это как хобби и отдых от работы.

Но согласен с тем, что пробиться во многие ниши очень тяжело, требуются миллионы на трафик в месяц :)

Ответить
Развернуть ветку
Гудзонский ястреб

Но ведь сейчас уже заработок? Основные расходы уже понесли?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Да, если оставить проект плыть по течению, то сейчас он ежемесячно приносит приносит прибыль в районе 15 тысяч рублей в месяц. Но останавливаться пока не хочется, ещё столько крутых фич надо допилить :)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Молодцы, удачи вам! У самого есть идея проекта, техническую часть реализовываю сам, а вот как продвигать и тд, ничего не знаю, на вашем опыте чуть понятней стало.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Спасибо за тёплые слова :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Котляров

Не пробовали закупать ключи популярных игр на распродажах, а затем предлагать их интересующимся?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Нет, но я в принципе могу брать ключи по самым низким оптовым ценам и в любой момент начать продавать их через приложение (бэкенд для этого готов). Ранее у меня уже был онлайн-магазин игр и я помню какие проблемы и геморрой это приносит. Пока что желания возвращаться к этому нет :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Котляров

Неожиданно. А можно немного шокирующих подробностей? Или Steam просто не разрешает продавать игры по ценам, сильно отличающимся от текущих?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Не, Стиму наплевать, он за этим не смотрит :) Проблемы прежде всего в долгих деньгах и низкой маржинальности из-за постоянного демпинга конкурентов. Ну и вечный геморрой с ручными правками приходящих по API от дистрибьюторов данных по играм. Короче, много микроменеджмента за небольшой профит.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шабалин

Тоже хотел запустить подобный проект, но все закончилось на покупке домена :)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

А я домен купил уже после, на нём так до сих пор ничего и не висит :))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

Классный проект, но у вас конечно не совсем правильная монетизация, возможно надо вводить платную подписку с триалом и работать через нее. Хотя бы условные 200р в месяц. Так 1000 подписчиков уже будут приносить уже какие-то деньги.

А почему не сделали сайт и не использовали seo? я wordstat не проверял, но наверняка там много запросов по теме игровых промокодов и скидок. Возможно если вырасти в поисковиках и получать органический трафик оттуда, то получится зарабатывать нормально и на комиссии.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov
Автор

Монетизации, по сути, сейчас просто нет. Я об этом как раз в статье написал, что на данном этапе развития мне это было не важно :) В следующем году планирую добавить ряд полезных фич по подписке, обязательно расскажу в новой статье, что из этого вышло.

По поводу SEO и веба — уникальным преимуществом проекта как раз было (и есть) то, что не было конкурентов в мобильных сторах, а сайтов по этой теме очень много и конкуренция сильно больше. Но веб тоже планируем всё же добавить угу.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Не че им не надо, выдут на буржанет и цифры вырастут в разы. Это в России еще большинство народу удивляются что игру нужно покупать.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда