Как эффективнее планировать и строить инфраструктуру государству и бизнесу

Всем привет! Это команда Национального Центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ). Мы создали технологическое решение для работы с инфраструктурными проектами — цифровую платформу «РОСИНФРА», с помощью которой регионы и бизнес могут запускать свои инициативы на принципах государственно-частного партнерства.

Как эффективнее планировать и строить инфраструктуру государству и бизнесу

Залогом успешного запуска инфраструктурного проекта является тщательная проработка всех его параметров, учет предыдущего опыта рынка и эффективный диалог между всеми стейкхолдерами. Это позволяет избежать лишних затрат и задержек. Если мы говорим применительно к проектам, которые реализуются совместно государством и бизнесом, то только 1 из 5 инициируемых проектов доходит до коммерческого закрытия. В среднегодовом исчислении это сотни проектов на миллиарды рублей, которые не доходят до реализации.

Более 10 лет сотрудники Центра ГЧП помогают органам власти в регионах и муниципалитетах совместно с бизнесом запускать проекты по строительству школ и больниц, модернизации коммунальных сетей, созданию «умных» сервисов, развитию транспортной инфраструктуры городов. В ходе этой работы мы часто слышали, как сложно прорабатывать проекты государственно-частного партнерства, добиваться баланса интересов между всеми сторонами, а затем еще и эффективно реализовывать эти проекты, без сбоев и дополнительных затрат. Не хватает компетенций и опыта, нет доступной информации, дорогая экспертиза, сложности с привлечением заемных денег и коммуникацией внутри команды — и это еще не все проблемы, о которых говорят участники рынка как с публичной, так и с частной стороны.

В 2019 году при поддержке ВЭБ.РФ мы запустили платформу «РОСИНФРА». На первоначальном этапе мы постарались собрать, унифицировать и синхронизировать накопленные данные, в результате чего сформировалась наиболее полная открытая база проектов ГЧП в России и полезных аналитических материалов.

Однако все это было лишь методической поддержкой, а не рабочим инструментом для бизнеса и власти. Мы же хотели, чтобы платформа помогала инфраструктурному рынку управлять инвестиционными процессы, делая их более эффективными и прозрачными.

В процессе проработки платформы была создана гибкая архитектура, которая позволяет достаточно быстро подстраивать систему под любые формы инвестиционных соглашений (концессионные соглашения, соглашения о ГЧП, соглашения о защите капвложений и др.). Появились сервисы по получению консультаций от ведущих экспертов рынка, поиску потенциальных партнеров, онлайн-обучению по образовательным программам разного уровня и направленности. Но главным решением стал цифровой проектный офис — пространство для подготовки и управления проектами ГЧП.

Уже сейчас мы можем говорить о том, что платформа перестает быть просто инструментом, а перерастает в масштабную экосистему, в которой задействованы практически все участники рынка (государство, бизнес, банки, эксперты).

По нашим оценкам, использование платформы в работе с проектами позволяет сократить в 2 раза сроки на их подготовку и запуск, в 10 раз уменьшить издержки на предварительное структурирование, на 50% снизить риски расторжения соглашений и дефолта проектов.

В дальнейшем мы планируем запустить единое хранилище документов, функционал для управления портфелем проектов. Облегчить и стандартизировать работу поможет конструктор типовых соглашений. Также планируется, что участники проектов смогут, не покидая платформы, подавать заявления о финансировании в банки и претендовать на меры господдержки.

11
Начать дискуссию