No-code подход в мобильной разработке: будущее или мелкая ниша?

Меня зовут Алексей Жилин, я основатель агентства мобильной разработки SMD Agency, а также сооснователь стартапа Wiby, размышления о котором и натолкнули меня на написание этой статьи. Wiby - это сервис, в котором рестораны и доставки еды могут получить нативное мобильное приложение с бэк-офисом и интеграциями с основными CRM этой отрасли для своего ресторана или сервиса доставки еды. Вместо многомиллионного бюджета на разработку и дальнейшую поддержку своего приложения, наш сервис предлагает подписку от 4900 рублей в месяц. Мы совсем недавно начали свою деятельность и целью этой заметки вижу рассказать свои наблюдения и получить обратную связь от заинтересованной аудитории.

Существующие решения на рынке

Мысли о реализации подобного решения пришли мне в голову достаточного давно из опыта в аутсорсинговом бизнесе: множество региональных компаний приходят с очень похожими запросами и, узнав примерную стоимость, отказываются от реализации проекта по понятным причинам. В редких случаях все же решаются на предложение с низким бюджетом до 1 млн. рублей - результат в лучшем случае позволяет сделать заказ и совершить покупку, но качественным мобильным приложениям это, как правило, назвать нельзя. Шеринговая модель, как нам казалось, напрашивается. Нужно сказать, что идея не новая, аналогичные решения уже давно и относительно успешно существуют на рынке. Приведу в пример те, которые нравятся лично мне:

Napsy - более универсальная модель, для ecommerce в целом.

Loyaltyplant - больше упор на систему лояльности, но много интересных клиентов в нашей нише.

Рестомания - приложение и бэк-офис очень неплохие, много нужных сопутствующих продуктов, но модель отличается от нашей - процент с заказа и оффер включает в себя еще и доставку. Это скорее прямой конкурент агрегаторов, чем SaaS.

Общий сценарий работы с нашим и аналогичными сервисами выглядит следующим образом: клиент регистрирует аккаунт, вносит контент своего приложения (товары, акции, статичная информация), при необходимости запрашивает интеграции с внутренними системами своей компании, оплачивает выбранный тариф и приложение публикуется в Play Google и AppStore. Все обновления и фиксы выпускаются автоматически для всех подключенных к сервису компаний. Заказы поступают либо в личный кабинет сервиса, либо в CRM с которой проведена интеграция. Казалось бы - все логично, и спрос должен быть высокий, ведь мы предлагаем клиентам качественное решение в десятки раз дешевле. Но масштаб существующих решений с точки зрения количества подключенных компаний совсем не впечатляет: речь не идет о тысячах подключенных компаний, максимум о 2-3 сотнях. Отсюда вопрос:

Почему в сфере мобильных приложений нет такого спроса на подобные сервисы, по аналогии с wix или tilda в веб отрасли?

  • Когда мы начали общаться с реальными клиентами, нам стало ясно, что ценность мобильного приложения как такового ясна в полной мере только крупным компаниям, которые могут себе их позволить, и нам - тем, кто их разрабатывает. Мы начинаем говорить о деталях, а клиент не понимает - зачем оно в принципе? И это вполне оправдано - небольшим компаниям не всегда нужно приложения, они попросту не имеют нужного уровня компетенций, чтобы использовать этот инструмент эффективно. В этой части мы пришли к тому, что помимо продвижения конкретно своего решения, необходимо иметь некую образовательную миссию - рассказывать, зачем бизнесу нужно приложение, как увеличить прибыль и уменьшить цену лида с помощью него.
  • Даже небольшие компании, по каким-то очень невнятным причинам хотят «свое» решение. Кто-то ошибочно считает, что выгоднее заплатить один раз, и не учитывает постоянную поддержку проекта на плаву, актуализацию кодовой базы. У кого-то невероятные амбиции касаемо функциональности проекта, и в приложении нужно либо все, либо ничего. Этот пункт тоже можно отнести к необходимости образовательной функции в продажах и маркетинге подобных решений.

Не смотря на вся сложности продаж на старте пути, мы верим, что в сфере доставки еды это актуально даже для совсем небольшой дарк-китчен. А за универсальными решениями и сервисами, которые дают возможность даже небольшой компании иметь качественные digital-продукты - будущее. И таких сервисов с каждым днем становится все больше. Интересно услышать мнение коллег о проблеме в целом, и нашем решении в частности:)

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Andy Avramenko

Привет, мы в сети dark-kitchen ресторанов OKRA25 тоже делаем своё мобильное приложение и не используем волшебные nocode платформы.

У нас в меню много хороших блюд, которые мне очень нравятся самому. Например, пенне с лососем в розовом соусе. Мы используем специально дорогую пасту, чтобы не терялись вкусовые свойства в доставке и паста оставалась аль-денте. А самым заказываемым блюдом всё равно остаётся кесадилья с курицей и моцареллой. Стоит ли мне тоже обижаться на наших гостей, что они не едят, то что нравится мне?)

Ресторану нужно не мобильное приложение, ему нужны заказы. Агрегаторы это дают, а вы нет. Если кто-то делает собственное, то знает зачем - например, конвертить из офлайна в онлайн. Гости офлайн ресторана будут скачивать приложение для лояльности, а ресторан потом будет присылать офер на доставку (кейс кофемании, например). У вас это есть?

Объясните как с вашим сервисом ресторан будет получать заказы без сумасшедших комиссий агргегаторов и у вас будет очередь из клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жилин
Автор

Агрегаторы дают заказы, но не один из хороших ресторанов, например, в моем районе Москвы в него на заходит - потому что зарабатывают на этих заказах агрегаторы, а не ресторан.
По поводу очереди из клиентов - согласен, что из нашего текущего оффера крайне неочевидны выгоды для бизнеса, это то что мы меняем сейчас в первую очередь получив обратную связь. Безусловно мы хотим работать с болью доставок и понимаем, что само приложение для них не является самоцелью. Планируем предлагать услуги продвижения и нести образовательную миссию - объяснять зачем нужно приложение и как им пользоваться.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Тимофей Михайлюк

Да, нужно продавать решение, как инструмент для привлечения новых заказов и удержания текущих заказов.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Мне видится, что автор статьи скорее всего хотел зайти со стороны издержек. То есть, вам неизбежно нужно куда-то вовлекать пользователя. Сайт, мобильное приложение ... То есть они предлагают сократить издержки на то, что у вас должно быть.

Тем не менее, вы говорите верную идею. Интересно посмотреть, что решение не просто что-то там экономит, а именно приносит деньги. Увеличивает конверсию и пр.

Но у них на сайте об этом не говорится. Вы верно сказали про боли бизнеса, но автор этого, увы, видимо не понимает. По крайней мере, исходя из его лендинга это именно так и выглядит.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

No-code мертворожденное поделие, в любом виде. В самом начале да, кажется что это панацея, но в процессе реальной эксплуатации вдруг выясняется, что у no-code очень ограниченные возможности, и все эти ноу-кодеры бегут на поклон к нормальным разработчикам.
В итоге, накликать MVP на no-code за пару вечеров - да. Выпускать в продакшн - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

No code пытаются впихнуть уже не один десяток лет под разными обёртками. Визуальное программирование на блок-схемах и прочие приёмы чуть ли не с 1982 года пытаются продвигать, когда вышла книга Мартина Дж. Application Development Without Programmers.
В игровых фреймворках какие-то подвижки уже есть, визуальный скриптинг в Unity как бы уже никого сильно и не удивляет до момента, когда логика не разрастётся до размера бочки с вермишелью.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Алавердян

Экспертное мнение, ога :)

На ноукоде не одна тысяча проектов собрана, вполне рабочих и приносящих прибыль. Взгляд на то, что ноукод панацея — полный бред. Тот кто продвигает эту идею — либо глуп, либо не разбирается.

Ноукод был и будет всегда, от него никуда не деться, ибо в основе этого движения лежит облегчение жизни юзеров. Хочешь сделать сайт-лендинг? Ручками нынче это делать бесмысленно, ибо есть та же Тильда, а если надо чего посложнее то Вебфлоу (на чём я и работаю) — на выходе чистый код словно ручками хорошего фронтэндера написанный. Надо приложуху для условного производства обуви? Бац, вот тебе и Бабл, и Адало, и многие другие инструменты.

Собирать MVP — само собой, явный путь в ноукод.

Выпускать в продашкн — конечно, чем эта тулза отличается от той? Ничем. Вопрос ограненичений. Если ваша идея реализуется в рамках того или иного ноукод стэка, то юзайте с удовольствием, ежели нет, то либо пока так, а потом ручками, либо же сразу же оными.

Те кто противятся ноукоду меня нереально забавляют, ибо они бадаются с невидимым врагом — облегчением экспириенса! :)
Скорее всего, эти люди — кодеры, программисты всякие и прочие люди. Ну оно и ясное дело, хех.

Постскриптум: я не думаю, что ноукод спасает от кода совсем, это не так — если пилить сайты на Вебфлоу, то рано или поздно захочется дополнительный функционал, которого пока нет нативно в ВФ, поэтому надо будет либо кодить самому, либо находить решение в интернете, однако даже для последнего надо будет понимать как его добавлять. Кодить — очень круто, но оно не всегда нужно, ибо есть ноукод инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Sergey Krupskiy

Занимаюсь автоматизацией малого бизнеса, различные внутренние решения. Часто нужно автоматизировать четко специфическую задачу.
Доступное же решение либо слишком нагромождено либо не совсем подходит по кол-ву шагов либо не подходит под бизнес-процессы именно в этой компании.

Например, сейчас автоматизирую приём заявки на поставку тканей. Вместо того, чтобы слать excel, email со списком или долго перечислять по телефону, клиенты сами заходят в каталог тыкают в ткани, видят наличие и по какой цене купят и в результате ещё и получают счёт на оплату.
Таких заявок происходит от 50 в день и это очень сильно разгружает работников. А те, кто не хочет пользоваться кабинетном всегда можно дать api.

Даже на такую задачу не факт что будет готовое решение, либо там будет много лишнего, или там не будет хватать каких нибудь функций и в результате они все равно придут к своему решению.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Создание мобильного приложения примитивно, по сути одной кнопкой, создаётся в Cordova и подобных системах из сайта. Это называется гибридное приложение. Причём, в той же Кордова доступен весь функционал телефона.

И если у вас какой-то ресторан и прочее, то очевидно, что у вас УЖЕ есть сайт с адаптивной вёрсткой, ведь вы же хотите чтобы ваш сайт нормально работал на телефонах, а следовательно, можно это же взять и закинуть одной командой в мобильное приложение.

Итого, можно просто сделать СРАЗУ нормальные сайт, чтобы потом его интегрировать в мобильное приложение.

И как итог, вы сэкономите ваши миллионы рублей с одной стороны, но получаете полный контроль с другой. Отдавать несколько тысяч рублей за подписку в месяц?? Лично я бы не стал.

+ Это бизнес риски. Я могу понять с целью диверсификации, но подсаживать себя целиком на других??

+ Смысл. Если у тебя УЖЕ есть сайт, то зачем отдавать несколько тысяч за мобильное приложение, если можно одной командой в Кордова сделать мобилку. А если нету, то проще эти же деньги отдать на разработку сайта, который таки так будет нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жилин
Автор

Какое отношение имеет мобильная версия сайта упакованная в иконку приложения к нативному мобильному приложению с точки зрения возможностей? Приложения делают не ради еще одной мобильной версии, вопреки тому, как это представляют себе часто веб разработчики)) Главная цель - тот инструментарий, который не доступен в веб и дает более широкие возможности для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Alexandro

Только выглядеть такое решение будет плохо по сравнению с нативными приложениями. Ну и скорость не ахти + в офлайне не запустишь его. Если какой-то простой функционал в приложении должен быть - на первое время сойдет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.
Яндекс решает бесплатно.

я аж кофе на себя пролил, когда ржал

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Жилин
Автор

Да, оффер оказался всем крайне неочевиден на лендинге, над этим активно работаем)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Renat Usmanov

Всё так, но как разработчик такого no-code могу сказать, что клиента не угодить функциями, например, мы начали делать Page Builder для лучшей кастомизации, чтобы клиента угодить в плане UI, но тут вылезли технические проблемы: если разрабатывать драг энд дроп метод сбора как у Wix, то нам подходит только Cordova, но по данным App Center это уже уходит на пенсию, остаются Flutter, Ionic, NativeScript и Xamarin, но они не работают как вебвью и мы потратили годы на обхода системы Nativescript и просто бросили это неблагодарное дело. Не возможно на них сделать супер гибкую систему. А если нет гибкости, то и не решить pain-points of users. В итоге custom побеждает

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Осипенко

1. Очень интересно, но не понятно причем тут ноу код?
2. Не понятно зачем эта аппка. Ну то есть я понимаю зачем аппка крупным сетям, ритейлерам и т.д.
Зачем подобное приложение по подписке, которое скачают и будут пользоваться "5 человек" нужно к примеру малому бизнесу?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Жилин
Автор

1. No code для привлечения внимания :)))
2. Есть в городе с населением в 100к человек пиццерия, вполне себе стабильно работающая, их очень любят и косое кривое webview приложение клиенты скачали более 20000 раз на двух платформах и умудряются из него заказывать. Никаких преимуществ кроме того что есть иконка на рабочем столе такое приложение не дает. В нашем - интеграция со всеми CRM, аналитика, пуш-уведомления, возможность сделать онлайн оплату и отображать статус заказа. Ну и просто повышение клиентского сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Michael Sbitnev

на Wiby уже в промышленную эксплуатацию что-то вышло?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

"они попросту не имеют нужного уровня компетенций, чтобы использовать этот инструмент эффективно"

Значит надо продавать им эту компетенцию сначала, а не голое приложение, которое они не знают зачем им надо.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Зайцев

Ребята, кто нибудь выезжал хоть раз за пределы МКАД на 10 км, где такси до сих пор по домашнему телефону вызывают, а слово агрегатор там в принципе не существует . Считаю фокус нужно делать на региональный бизнес, который заказы получает по каналу сарафанного радио, в Москве агрегаторы уже победили, не столько качественным сервисом, сколько своим маркетингом и привязкой к экосистеме. Так что оффер подкорректировать и вперёд. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Daniyar

терпеть не могу когда какая нибудь забегаловка просит установить их приложение
только телефон мусорить

лучше воспользоваться нормальным веб сайтом

Ответить
Развернуть ветку
Стас Иванов

Не увидел в списке существующих решений - starterapp.ru

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лядвейкин

Еще бы app clips завезли

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

При чем тут no code?

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Подписка на 5 штук в месяц, я бы не оценил.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
morgan

для малого бизнеса, который и так кое-как свободит концы с концами no-code приложуха - хорошее решение

Ответить
Развернуть ветку
User175

Рыночек порешал уже в пользу клонов деливири клаб. Никому не придёт в голову искать приложение местных кафе, а тануки и пр уже с приложениями и в агрегаторах доставки

Ответить
Развернуть ветку
VVilliam Blake

Астрологи объявили неделю ноу-кода. Программисты потирают ручки.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Михайлюк

Главная задача в том, чтобы пользу решения до реальных рестораторов и предпринимателей донести. Они мало что понимают в IT.

Продукт в зародыше. Все еще впереди. Нужно продут развернуть лицом к клиентам и будет хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда