{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как UX-исследования могут отговорить вас от запуска продукта

Советы для тех, кто не разбирается в UX

Запускать новый проект на рынок — нервное, рискованное, а иногда даже сомнительное мероприятие. Все мы любим истории о факапах, ведь лучше слушать о чужих провалах, чем разгребать свои.

Как не ввалить гору ресурсов в разработку, дизайн, маркетинг и рекламные бюджеты – а потом понять, что все надо было делать по-другому с самого начала?

Проводить UX-исследования ДО начала разработки продукта.

Именно UX, который помогает понять очень многое о продукте, потребителях, и его необходимости на рынке.

Легко сказать — не так просто сделать. Особенно если до этого с UX-исследованиями не сталкивался. Можно, конечно, сразу пойти и сдаться профессионалам – пусть занимаются. Но я верю, что при найме подрядчиков, лучше самому разобраться в теме хотя бы на троечку – от этого выиграют все стороны: вас не обманут, а команде исполнителей будет проще вас понять.

Так что попробую максимально простыми словами, в общих чертах, рассказать, какие методы UX-исследований мы используем, что они помогают проанализировать, и к каким выводам можно прийти. Опытным юиксерам будет скучно. Тем, кто впервые думает о запуске своего продукта, но не решается, будет полезно.

Важно! Речь идет об исследованиях, которые проводятся ДО запуска продукта.

Проверка концепции. Рассказываем о продукте выбранной аудитории. Количество тестируемых — на ваше усмотрение. Но лучше не распыляться больше чем на 12–15 человек. Рассказываем максимально детально, чтобы у них сложилось понимание, что вы собираетесь выпускать на рынок. И опрашиваем — готовы ли купить продукт? Будут ли они им пользоваться?

По итогам понимаем, нужен ли наш продукт рынку вообще или же мы занимаемся самообманом? Именно это исследование стоит проводить в первую очередь — лучше сразу отказаться от ненужной никому идеи.

Сортировка карточек. Чтобы продукт был удобным и понятным для пользователя — позвольте пользователям самим придумать логику использования. Серьезно, исследования, где часть работы выполняют сами пользователи — одни из самых работающих, на наш взгляд.

Набрасываем примерную архитектуру. Как угодно — доска, ватман, фигма, миро. И хаотично раскидываем карточки с элементами, которые понадобятся юзеру в процессе взаимодействия с вашим продуктом. Например, если вы запускаете сайт, то это «главная», «меню», «о компании»...

И просите пользователей самостоятельно сгруппировать эти карточки так, как им кажется удобным/логичным. Можно добавить несколько пустых карточек, чтобы участники исследования могли добавить что-то недостающее по их мнению.

Собираем результаты, анализируем: если вырисовывается определенный паттерн поведения – все хорошо, пользователям было легко ориентироваться. Если же возникает много вопросов и спотыканий — надо пересматривать логику продукта.

Фокус-группа. Обсуждаем продукт с его будущими пользователями. Точно ли ваше видение совпадает с их?

Собираем группу 10–12 человек (больше – бессмысленно, меньше – малоэффективно) во главе с модератором. Рассказываем о продукте и аккуратно задаем наводящие вопросы. Главное, не давить и не навязывать мнение. Вы здесь только наблюдаете. Итоги общения с фокус-группой иногда приводят к самым неожиданным результатам — от внедрения фичи, о которой даже не думали, до полного пивота.

Не стоит использовать фокус-группу как основной метод сбора данных: результаты не дают никаких правдивых количественных показателей.

Кстати! Одна из частых ошибок — допустить к дискуссии респондентов, знакомых друг с другом или знакомых модератору. Дружба в данном случае повлияет на ход и динамику дискуссии.

Вторая по распространенности ошибка — случайно позвать эксперта в исследуемой области, а также маркетолога, психолога или дизайнера.

Ориентируемся на потенциальных пользователей продукта, незнакомых вам — нужна полная беспристрастность.

И третье – лучше подбирать участников исследования по общим критериям: равный социальный статус, уровень образования. Разные социальные слои обращают внимание на разные моменты, их ответы собьют вас с толку.

Этнографические исследования. Наблюдаем за пользователями в их естественной среде обитания. Задача любого продукта — закрывать потребность пользователя в чем-то. А чтобы это происходило на постоянной основе — продукт должен быть удобным, понятным и комфортным. Один из лучших способов сделать его таким – узнать, как аудитория закрывает эту потребность сегодня.

Используют нечто подобное от конкурентов? Проанализируйте решения конкурентов, подмечайте их сильные и слабые стороны.

Справляются в ручном режиме? Опросите их, чего им не хватает? Что кажется крайне неудобным, а что, наоборот, устраивает?

Эта информация поможет вам учесть малейшие нюансы потребности вашей аудитории, и сделает продукт максимально заточенным под них.

Привлечение пользователей к проектированию
Метод чем-то схож с “Сортировкой карточек”. Только здесь пользователям не дают и намека на структуру — они должны составить ее сами. Понимая, что за продукт создается, и что они сами хотят от него получить, участники исследования подсознательно выстраивают структуру проекта максимально удобно для себя. Иногда можно обнаружить неожиданные идеи, которые помогают улучшить продукт.

Древовидное тестирование. Ищем узкие места в навигации продукта.

Рисуем детальную структуру сайта/приложения в виде дерева. Даем группе участников исследования задание – найти определенный элемент. И наблюдаем – делаем выводы: где споткнулись, где заблудились. Перемещения между блоками рисованной структуры – по факту, клики. Чем меньше хаотичных скачков по «дереву” — тем логичнее и понятнее пользователю ваш продукт.

Оценка предпочтений.

Заключительный этап из подготовительных. Когда утрясли все нюансы со структурой, логикой, навигацией, актуальностью и прочим — можно переходить к красоте, то есть к дизайну. И снова упрощаем себе жизнь: не тыкаем пальцем в небо и не играемся с цветами кнопок — а отдаем решение в руки тех, кто будем на эти кнопки нажимать — пользователям.

Дайте им несколько задизайненых прототипов и соберите обратную связь. Когда поймете общие настроения и впечатления, можно приступать к дизайну всего продукта.

Вывод

Пара-тройка подобных исследований, и вы наверняка увидите свои ошибки, ложные ожидания, и успеете исправить их до того, как полноценно релизните продукт. А значит, сэкономите.

Да, при этом вы потратите немало денег на сами исследования, на сбор команды — понадобится как минимум ux-дизайнер, в идеале ux-исследователь, ux-райтер и ui-дизайнер (это уже более опциональные единицы).

Да, надо заложить ресурс на правильную интерпретацию результатов исследований.

И да, очень вероятно, что итогом проделанной работы станет отказ от идеи продукта в его нынешнем виде.

Но при любом раскладе, все это будет менее болезненно, чем полностью переделывать дизайн и архитектуру готового сайта/приложения.

А даже если вы откажетесь от изначальной идеи — то точно найдете пару полезных мыслей для нового проекта.

Ну и самое время сказать, что если вы опасаетесь ввязываться в дебри UX в одиночку, — то можете обращаться к нам. Мы уважаем UX, свято верим в стратегический подход и хорошо знаем, как запускать продукты на рынок.

0
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serpantin74

Тоже странно проверка концепции на 12 людях. Перед запуском продукта, обычно днями и неделями проводят анализы, сравниваю конкурентов и выясняют хоть примерную картину, что нужно. Я могу понять человек 12 на проверку удобности продукта как представители разных групп населения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда