Венчурная студия aim ventures для стартапов pre-seed и seed стадий

Всем привет! Меня зовут Роман Малюгов. Я — CEO aim ventures. Расскажу, как мы с партнером запустили венчурную студию на базе диджитал агентства и зачем стартапам идти в неё.

С чего всё началось

Последние 5 лет я занимаюсь юридическим и инвестиционным консультированием, а также помогаю стартапам оформлять сделки. С компанией aim digital сотрудничаю 2 года как юридический консультант.

Aim digital занимаются аналитикой, проектированием, дизайном и разработкой цифровых продуктов и сервисов и являются самой молодой командой в двадцатке лучших мобильных разработчиков по версии Рейтинга Рунета за 2020 год.

Среди клиентов СБЕР, Avito, Роснефть, X5 Retail Group, Zeppelin Russland, Pfizer, ВТБ, Oтисифарм, Лента, Allergan, SOKOLOV и другие.

Идея создания венчурной студии пришла мне и основателю агентства Андрею Минину, когда компания набрала достаточно индустриального опыта и компетенций, которыми хотелось делиться и которые хотелось монетизировать.

Подобный опыт уже был: аim digital помогали запускаться с нуля самостоятельным стартапам и стартапам внутри корпораций.

Например, запустили для Zeppеlin Russland маркетплейс спецтехники HeavyFair.

Делали айдентику, дизайн и разработку площадки для стартапа Unitemp (сейчас «Заработал.ру»), который успешно привлек инвестиции и позже сделал ребрендинг.

Помогали запускаться маркетплейсу быстрых покупок Factorymarket с главным офисом в Берлине, онлайн-банку на основе блокчейн MultiXPay, сервису по аренде зарядных устройств «Бери Заряд».

С 2019 года работаем со стартапом DreamJob. Начинали с MVP, а в этом году помогли стать частью HeadHunter, выделяли команду для работы над дизайном и функционалом сервиса.

Раньше все стартапы были клиентами aim, но у агентства всегда было стремление запускать собственные продукты и инвестировать.

И мне, и Андрею интересно было поработать в инвестиционной тематике.

Мы провели исследование структур инвесторов: классический, ангельский, корпоративный институциональный, децентрализованный и т.д. Это всё нам не подходило, так как рынок инвестиций в России достаточно маленький. Поэтому зацепились за идею венчурного билдера. В Европе и США обнаружилили удачные кейсы создания венчурных студий на базе диджитал агентств.

Венчурный билдер ― это компания, которые поставила создание стартапов на поток. В обмен на человеческий и финансовый капитал венчурные билдеры получают долю в компании, а в финале зарабатывают либо на результатах деятельности компании, либо на ее продаже.

Когда стандартный инвестор в России заходит в стартап, он приносит только деньги. Акселераторы дополнительно дают экспертизу, выделяют трекеры, инкубаторы. Если инкубатор корпоративный, то он может предоставить возможность для пилота внутри компании. А венчурный билдер дает ресурс для запуска и последующего масштабирования бизнеса. Это команда с опытом разработки, экспертиза эдвайзеров и всё то, что закрывает базовые потребности на стадии запуска и дальнейшего роста.

Для нас как основателей важно получить более объемный опыт в разных продуктах и отраслях. Не запускать их своими руками, а сделать экосистемный продукт, который позволит масштабироваться бизнесу в России.

Поэтому в 2021 году мы приступили к запуску студии:

  • разработали методологию отбора стартапов;
  • определились, что будем брать проекты на стадиях pre-seed и seed;
  • выбрали ключевые индустрии и пригласили в проект нескольких эдвайзеров;

Зачем стартапам венчурная студия

На этапе запуска основателям стартапа вся эта история кажется до боли простой. Они думают, что получат деньги на свою идею и все будет ок. Многие даже не представляют с каким потоком юридических и бюрократических сложностей придется сталкиваться каждый день.

По сути на старте у владельцев продукта нет ничего. В лучшем случае они проанализировали рынок и подготовили презентацию с бизнес-планом.

Но у стартапа много потребностей: инвестиции на запуск проекта, ежемесячное покрытие расходов на разработку ИТ-продукта, маркетинг, операционные затраты и т.д.

Мы как венчурная студия покрываем эти издержки. Также помогаем зарегистрировать компанию и построить структуру взаимодействия между акционерами.

В самом начале владельцы продукта не всегда понимают, что им нужно заключить соглашения друг с другом, договориться о долях, зафиксировать корпоративное устройство. Мы объясняем эти вопросы, закрываем их юридическое обслуживание.

Как только открывается компания, ей нужно бухгалтерское сопровождение. Как минимум, бухгалтер, который будет следить за ее финансовыми потоками, сдавать отчетность. Мы эту возможность предоставляем.

Также мы привлекаем экспертов с опытом в целевых индустриях, в качестве консультантов. Они помогают нам и нашим портфельным проектам советами в стратегическом развитии, маркетинге, построении продукта.

Помимо привлеченных экспертов мы выделяем в проект опытную продуктовую команду, которая будет заниматься менеджментом, аналитикой, дизайном, разработкой и тестированием.

Средний чек инвестиций составляет от 50 до 250 тысяч долларов. Нам интересны SaaS-сервисы, D2C-платформы, проекты из финтеха, медтеха, электронной коммерции, фудтеха, фармацевтической отрасли, телемедицины и HR сферы.

Как стартап попадает в венчурную студию и что происходит дальше

Человек присылаем нам питч-дек на электронную почту или оставляет заявку на сайте.

Мы анализируем его, проводим внутреннее исследование, созваниваемся с основателями. Запрашиваем дополнительную информацию: финансовую модель с планом и юнит-экономикой; исследования, например, кастдев или анализ рынка, анализ по пользователям.

Основные метрики, на которые мы ориентируемся

  • бэкграунд основателей, есть ли у них опыт запуска проектов;
  • объем рынка;
  • положительная юнит-экономика;
  • объем аудитории, который возможно охватить;
  • стадия, на которую заходит проект: pre-MVP и post-MVP.

Если решаем, что продукт интересен и мы готовы в него инвестировать: учреждаем компанию, заходим как инвесторы. А основатели входят как основные участники (акционеры). Заключаем с компанией инвестиционное соглашение и корпоративный договор, в рамках которого предоставляем продуктовую команду и инвестиции в виде конвертируемого займа или вклада в капитал. В первом варианте акции в будущем конвертируются в долю компании по определенным условиям. Во втором — мы сразу становимся участником компании.

Затем планируем работы и выводим в проект опытную продуктовую команду, занимаемся развитием продукта. Это стандартные варианты, но они могут отличаться, в зависимости от ситуации.

Результаты за первый месяц работы и планы

Студия запустилась в начале ноября.

Мы уже приняли и обработали первые 100 заявок.

Закрыли одну инвестицию в финтех-проект.

В 2022 году студия планирует проинвестировать в 10 проектов.

3636
реклама
разместить
66 комментариев

Почитал комменты, столько людей злых, неопытных и этаких «диванных …чил»
Нет бы порадоваться, да поддержать, репостнуть или проектам рекомендовать, так нет надо своё экспертное мнение всунуть и особенно про токсичность vc рынка )))
Ну да и хрен с ним, парни удачи и классных экзитов!

8

Алексей, спасибо за поддержку:)

2

@aim digital от какого процента минимального для вашего входа и какой полной оценки компании входите? Сколько должно быть у основателей для входа? Где пост инкорпорирование предпочтительнее?
Приведу пример YC с их требованием к основателям в 25%+, входе при оценке минимум в $15м+ и минимальной заявляемой доле выкупа 7%+. Инкорпорирование под SAFE. (То что они дают $150к за 7%, это для тех кто не знает что они статистику по средней цене выхода из акселератора давят до ~$30м в средней компании выходящей в рынок из них. Поправьте меня если где-то ошибся в цифрах, я в первом приближении говорю, я не CFO и мне важнее ответ быстрый получить и принести его CFO)

5

Алексей, спасибо за ваш вопрос.
Процент определяется из предварительной оценки и нескольких критериев: стадии проекта, опыта фаундеров, размера рынка.
Так как YC — это инкубатор, то у них фиксированный процент по оценке всех проектов, независимо от критериев, они инвестируют $125К за 7%. У нас другой подход к анализу проектов и работе с ними.
По доле фаундеров: мы в любом случае заинтересованы в их мотивации, поэтому наша доля не может быть более 30%.

3

Пара вопросов:

В какой юрисдикции вы создаете компанию? Если РФ, то права фаундеров крайне слабо защищены т.к. наши законы плохо регламентируют венчурный рынок. По контексту звучит так, словно вы даете деньги на условиях SAFE.

Вы пишите, что учреждаете компанию и фаундеры - акционеры. Правильно ли я понимаю, что компания не принадлежит фаундерам?

О каких долях обычно у вас идет речь, когда вы начинаете работать с новым стартапом? Условно, в деньгах ваш вклад выглядит, как нечто похожее на SEED инвестицию, но деньги при этом умные т.к. вы даете экспертизу..

3

Роман, мы нацелены на рынок РФ, но не ограничены конкретно ее юрисдикцией.

При этом даже, если компания на ранней стадии будет открыта в РФ, то права фаундеров отлично защищены, так как:
1) мы не инвестируем по модели SAFE, она в нашей юрисдикции невозможна;
2) наши пути (convertible loan или вклад в equity) рисков для фаундера не несут.

По вашему второму вопросу как раз наоборот. На старте фаундеры владеют долями, а вот наша модель может строится от стартового владения долями или с последующим заходом в equity. При этом фаундеры сразу являются собственниками компании. Это стандартный процесс.
Размер доли, как отвечали выше, определяется из предварительной оценки и критериев: стадии, опыта фаундеров, размера рынка. Но не будет выше 30%.

1

Спасибо за информацию. Вышлю вам свой питч.

2