Цифровизация экономики, участие государства в мягком регулировании спроса.

    В последнее время, все чаще можно услышать девизы о технологической революции, цифровизации экономики, создание экосистем опережающего развития, диджитализации бизнеса, организационных и управленческих структур. Безусловно развитие  и внедрение инструментов цифровой экономики, при её рациональной и эффективной адаптации в микро и макро среде, позволяют обеспечить высокое качество операционного управления хозяйственной деятельностью. Применяя комплексный подход к организации управления, в основу которого заложены алгоритмы бизнес процессов и внутренних регламентов, создаётся возможность на принципиально новом уровне обеспечить внутренние запросы и потребности организации в принятии тех или иных управленческих решений. Другими словами можно сказать, что та эмпирическая база, которую характеризовали как инновации систем, инструментов и технологий управления, становится неотъемлемой частью структуры бизнес процессов, с помощью которых, решаются задачи в области менеджмента качества, культуры управления, планирования и анализа данных в текущем промежутке времени. Тем не менее, для реализации намеченых планов по созданию современной экономики, необходимо модернизировать не только инструменты управления, но и заложить в основу современных субъектов хозяйственной деятельности, отвечающих условиям последних трендов: технических, технологических, и экологических стандартов заложенных в бизнес архитектуре, на этапе разработки концепции. В связи с этим, одной из главных задач становится объединение современной бизнес архитектуры и её цифровизация с учетом комплексного подхода, а не наоборот.

     Стоит отметить, что деятельность предприятий обусловлена воздействием факторов внешней среды, изменение которых вызывает соответствующий отклик, упреждающих мер и действий со стороны структуры управления. Набор инструментов и способов влияния на микро среду в случае обнаруженных изменений, имеет ограниченный перечень сценариев, которые в современной корпоративной структуре регламентируются внутренними стандартами. И в случае возникновения обстоятельств выходящих за рамки компетенции системы, деятельность предприятия лишается гибкости, способности к извлечению выгоды, которую могли бы обеспечить инструменты диверсификации. Следовательно, модели структур диджитализации позволяют осуществлять качественное управление, но с учётом имеющейся компетенции технологического процесса и являются решением цифровизации первого порядка. Можно предположить, что в реальных условиях рынка, управление рисками ограничено задачами бюджета в связи с чем не рассматривают возможности модернизации или диверсификации, из за отсутствия не только инвестиций но и современного подхода к бизнесу. Как известно, надсистема располагает только имеющимися инструментами и технологиями, а вопросы непрерывного развития материально технической и технологической базы, являющиеся драйверами роста производительности, переходят в состояние стагнации или вообще не рассматриваются высшим руководством. По этой причине, для создания экономики будущего, нужен совершенно иной взгляд, в первую очередь нацеленный на организацию хозяйственной деятельности с позиции запроса будущих возможных сценариев развития макро и микросреды.

     Создание современных предприятий с нуля, отвечающих запросам самых современных, передовых технологий и стандартов требуют большого объема инвестиций, как известно с этим вопросом дело обстоит не однозначно. В том числе, частный инвестор в вопросах, выходящих за рамки процесса получения прибыли не заинтересован в углубленном изучении вопроса и проведении НИОКОР. Создание таких мега проектов возможно при участии государства, которое обладает не только финансовыми ресурсами, но и полным набором административных инструментов. Безусловно государство не должно вмешиваться в конкуренцию на рынке, но попустительское отношение, как известно может привести либо к монополизации рынка крупными игроками, либо упразднить признаки цивилизованного рынка. Поэтому, участие в контексте регулирования, не только на уровне административного воздействия, но и задействовав такие инструменты как прямое участие в формировании торговых предложений в условиях кризиса, может быть вполне уместным.

   Все чаще появляются предложения об ограничении цен на продукты первой необходимости, в связи с возникшей гиперинфляцией или введении карточек на продукты для групп граждан, нуждающихся в поддержке государства. Такой подход имеет место быть, и даже часто практикуется через инструменты сырьевой биржи и формировании запасов сырьевых продуктов. Но сырьевой продукт является исходным в цепочке запросов потребителя и как пример, от момента производства зерна до получения готового хлеба, проходит множество циклов переработки, тесть формирование наценки, на каждом этапе производства. Баланс цен на продукты питания, все-таки формируется взвешенным образом за счет потребительской активности, которая кстати снижается с уменьшением дохода граждан. В попытке нарастить упущенную выгоду или компенсации издержек, кстати не без участия факторов повышения цен на энергоносители, производители продовольственных товаров, усугубляют положение дел, так как потребительская корзина начинает сжиматься.

    В виду сложившихся обстоятельств, несмотря на то что реализация таких проектов во главе с инициативой со стороны государства, является длительным процессом и не может быть реализовано одномоментно. Но вполне может стать мягким инструментом участия государства в тонкой настройке потребительского спроса на группу товаров, первой необходимости. Комплекс уникальных и самых современных предприятий можно реализовать только при участии государства. Следует отметить, что производимые товары, а таких предприятиях должны быть конкурентно способными и иметь высокое качество на уровне международных стандартов. Такой подход может стать альтернативой в решении многих вопросов, по улучшению качества жизни населения Российской федерации.

К.А.

Начать дискуссию