Таймлайн: TeamCraft
Облачная платформа для управления бизнес-процессами для малого и среднего бизнеса.
Запуск
Идея стартапа TeamCraft появилась более десяти лет назад, когда предпринимателю Сергею Иванову понадобилась СRМ-система для управления собственной аутсорсинговой компанией. Он искал на рынке систему, которая помогла бы автоматизировать бизнес-процессы и легко настраивалась бы под нужды компании, и не нашёл ничего подходящего. Тогда он впервые задумался о разработке собственной платформы.
Восемь лет назад Сергей с партнёрами создал проект Webinar.ru — сейчас это лидирующая компания на рынке видеоконференций для бизнес-сегмента. У Webinar.ru была отличная CRM-система, она позволяла точно классифицировать клиентов, устанавливать своевременные коммуникации, хорошо росли продажи.
Но когда компания выросла, перед ней встали новые задачи: нужно было отстроить и автоматизировать бизнес-процесс. И предприниматель опять начал искать на рынке иное решение — более гибкое, которое давало бы возможность внедрить эти процессы.
В какой-то момент команда Webinar.ru даже остановилась на нехитрой системе Trello. Но канбан (японская методология управления проектами, на которой построена Trello) подходит для решения далеко не всех задач в компании. Им нужна была система, где бизнес-процессы были бы сформулированы более чётко.
К сожалению, большинство таких систем на рынке довольно дорогие, а главное — заточены под крупный бизнес. Цикл настройки и отлаживания бизнес-процессов в новой СRМ, которую внедрили в Webinar.ru, занял более года.
Компания сменила четыре команды разработчиков, чтобы добиться нужного результата. За это время стало понятно, что на рынке не существует полноценной СRМ-системы для малого и среднего бизнеса, которая позволяла бы управлять бизнес-процессами внутри компании и была способна гибко настраиваться под нужды компании.
Большинство систем для МСБ, во-первых, не имеют инструментов для автоматизации бизнес-процессов, во-вторых, все их решения — негибкие. В данной ситуации многие компании вынуждены нанимать разработчиков, которые будут внедрять и автоматизировать бизнес-процессы. Это сложно и дорого.
При этом, как только компания видоизменяет свою бизнес-модель, у неё появляются новые задачи и новые бизнес потребности — тут же нужно перенастраивать СRМ, а ведущие менеджеры должны заново запускать процесс длительной и дорогостоящей доработки системы. Также не стоит забывать, что каждая смена команды разработчиков — сильная головная боль для владельца бизнеса.
Сергей понял, что нужно создать конструктор бизнес-процессов, который каждый владелец или топ-менеджер компании сможет настраивать самостоятельно. И решил вернуться к вопросу создания собственной СRМ+BPM-платформы.
К разработке TeamCraft Сергей и его команда (несколько человек разработчиков) приступили в 2015 году, через год была готова бета-версия, которая тестировалась в течение нескольких месяцев своими силами. Затем у TeamCraft появились первые клиенты, на основании пожеланий которых систему доработали. А в середине 2017 года была запущена по подписке публичная версия продукта.
Продукт
С помощью CRM-системы можно автоматизировать рутинные процессы обмена документами и информацией в компании, наладить работу отдела продаж, создавать и анализировать воронку продаж и так далее. Но вот автоматизировать работу всей команды, наладить бизнес-процессы CRM не может.
Основная отличительная особенность TeamCraft — это возможность внедрения и автоматизации именно бизнес-процессов (система предполагает наличие соответствующих шаблонов).
Второе отличие — это гибкость системы: настройка бизнес-процессов доступна любым специалистам компании, не имеющим технического образования, конструктор бизнес-процессов позволяет им самостоятельно видоизменять процессы взаимодействия команды и так далее.
Однако этого оказалось недостаточно для пользователей, им требовалась интеграция платформы с электронной почтой и телефонией. Продукт пришлось дорабатывать.
Сейчас TeamCraft интегрирован с почтой и не только — общаться внутри системы стало возможно сразу по нескольким каналам — так же, как это реализовано в Skype. Но над интеграцией с телефонией команда TeamCraft пока ещё работает и надеется осуществить проект в ближайшее время.
Команда
Сейчас в команде TeamCraft десять человек. Мы занимаемся разработкой и продвижением платформы. На аренду офиса не тратимся, так как работаем в своей системе, она позволяет нам быть на связи в любой момент и делает прозрачными любые шаги персонала.
Все работают удалённо из разных городов: Воронеж, Казань, Нижний Новгород. Когда необходимо, подключаем бухгалтерию на аутсорс. Каждый член команды может работать из любой точки мира, нужен только ноутбук. Основатель компании увлекается мотопутешествиями, и такая схема работы позволяет ему тренироваться без отрыва от производства.
Продвижение
Продвижением команда TeamCraft занимается с середины 2017 года. Каналы привлечения клиентов стандартные: контекстная, таргетированная реклама и продвижение в соцсетях. Все они успешно работают, больше всего потенциальных клиентов приходят из контекста и соцсетей.
Наша основная проблема в том, что мы умеем привлекать лиды, но не всегда можем качественно их обрабатывать. Так, по рекламе приходит достаточно много лидов, которые регистрируются на сайте. Но у нас пока не хватает продавцов, которые могут конвертировать лиды в продажи, сейчас мы их нанимаем.
Один из барьеров при продаже — это низкое знание о продукте на рынке (что, впрочем, неудивительно для стартапа), и именно это мешает эффективно конвертировать лиды в продажи. Чтобы увеличить знание о продукте и заявить о себе на рынке, мы начали использовать PR и контент-маркетинг.
Монетизация
Сейчас TeamCraft работает по модели freemium, то есть часть пользователей пользуется системой бесплатно, а часть платит за неё. Платит пользователь, если у него больше пяти лицензий (неограниченное число пользователей — это 800 рублей с человека в месяц). Сейчас средний чек клиента из малого бизнеса составляет 80 тысяч рублей в год, по клиентам из среднего и крупного бизнеса (в среднем 100 пользователей) — более 1 млн рублей.
Спустя полгода работы мы уже решили уходить от модели freemium. Увы, у нас не получается конвертировать бесплатных клиентов в платных. Мы поняли, что люди, которые не готовы платить за пользование системой, и дальше не будут это делать, даже если сервис их вполне устраивает.
На самом деле, это большая проблема для всего рынка ИТ-решений — люди не ценят бесплатные продукты. Сейчас мы хотим перейти к другой модели: пользователь будет платить за определённый набор сервисов.
Предположим, клиенту нужен ограниченный набор функций — за минимальный пакет он будет платить значительно дешевле, чем за полную функциональность. Мы хотим сделать конструктор, где пользователь сможет из набора функций собрать то, что ему нужно.
Метрики в динамике
За последние полгода клиентами платформы стали около 100 компаний и в среднем в каждой из них — десять пользователей системы. То есть всего с момента старта уже около тысячи пользователей работают с TeamCraft.
Планы
Мы будем обкатывать нашу платформу на российском рынке и создавать партнёрскую сеть в регионах. К 2019 году планируем выйти на самоокупаемость. Но для нас уже сейчас очевидно, что российский рынок для подобных решений пока слишком узкий.
В Европе и Америке бизнес намного более развит, и потребность в более современных CRM и BPM-решениях намного больше. В дальнейшем мы планируем привлекать инвестиции, чтобы выйти на европейский и американский рынки.
В России же сейчас у нас нет потребности привлекать огромное число новых клиентов. Нам важнее степень их удовлетворённости нашим продуктом, и мы готовы дорабатывать TeamCraft в зависимости от потребностей рынка, если это будет необходимо.
Кроме Европы и Америки есть Южная Америка и страны Океании, где интерес в BPM достаточно живой.
Да, вы правы. В Латинской Америки и в APAC есть интерес к BPM, но размер рынков там значительно ниже чем в США и Европе.
Невозможно читать. Ничего не понял
Задавайте вопросы, буду рад ответить.
это уже разработано и ведется вдругих платформах
Есть много разных BPM платформ, которые требуют технических знаний
и получается что интеграцией бизнес процессов занимаются разработчики, которые очень далеки от бизнеса и его реальных потребностей. Мы же постарались сделать максимально простой инструмент, с помощью которого люди, отвечающие за бизнес результаты могут самостоятельно выстроить бизнес процессы (руководитель отдела или рабочей группы).
Почему так дешево? 800 рублей за юзера -это копейки
Мы сейчас только выходим на рынок и хотим нарастить пользовательскую базу. В ближайший год планируем сохранить данную стоимость, далее будем пересматривать ценовую политику.
Всем привет! Я - Сергей Иванов, основатель сервиса. Прошу прощения за наш контент маркетинг, к сожалению, нет возможности исправить и выложить статью от первого лица. Отвечу на комментарии в статье и буду рад вопросам
Добрый день. Заинтересовался вашим продуктом, но у вас сайт не доступен.
Да, к сожалению, www.teamcraft.ru недоступен для некоторой части российских пользователей - я получил несколько подобных сообщений. Это связано с блокировкой телеграмм. Буду благодарен, если вы пришлете контакты вашего провайдера на [email protected]
Комментарий удален модератором
Нет, текст дописан. Заголовок «Прогноз» стандартный для подобных таймлайнов — он обозначает прогноз читателей, взлетит или не взлетит проект (кнопки напротив заголовка).
Комментарий удален модератором
Сергей, мы тут сами разберёмся, спасибо.
Комментарий удален модератором
Спасибо за отзыв, контент-маркетинг обязательно улучшим.
Статья на самом деле дописана, это особый формат.
Какая же CRM без интеграции с телефонией?
В плане CRM очень хорошо развились amoCRM, с них стоит брать пример.
А вот BPM многим бизнесам не хватает.
Михаил, действительно есть много отличных CRM систем, в Teamcraft мы сделали фокус именно на бизнес процессы. Обычные CRM системы могут автоматизировать бизнес процессы только связанные с продажами, мы же охватываем бизнес процессы всей компании – это процессы связанные с подготовкой к продажам (pre-sale процессы, когда нужно сделать серьезную предпроектную подготовку), стратегические процессы, производственные процессы, согласования документов и материалов, поддержка и т.д.
Я, вот, и заинтересовался.
Мы внедряем amocrm, но помимо продаж надо и другие функции бизнеса автоматизировать. Делали разного рода интеграции, но это бывает довольно дорого и малый бизнес к такому не готов.
Конечно, в компании кроме процесса продажи, существует масса других не менее важных процессов. Автоматизация процессов, диджитализация - залог выживания компаний в ближайшем будущем. В Teamcraft мы даем возможность сделать процессы самостоятельно. Буду рад помочь с вашими задачами.
А где сравнение с топовыми конкурентами сас,б24? Там есть конструкторы БП
Cравнения нет, тк мы не планируем конкурировать с данными решениями. У нас другой фокус - мы делаем простой инструмент, которым сможет управлять бизнес аудитория, а не программисты. У нас решение другого класса.
любое бизнес решение требует обучения... например, в б24 не обязательно быть программистом, нужно просто понять как работать(как в ворде или экселе) так же там есть графические редакторы БП и телефония и бесплатная версия и прочие плюшки CRM... имхо, но не понятно как вы будете "не конкурировать", когда они хорошо сели в нишу
На рынке CRM много отличных систем с функционалом, который полностью закрывает процесс продажи. Но, кроме процесса продажи, в компании масса других важных бизнес-процессов: подготовка продуктов, разработка стратегии, поддержка запущенных проектов и тд. Важно, что в одном сегменте у разных компаний бизнес-процессы могут отличаться. Teamcraft дает возможность бизнес-сотруднику при помощи конструктора создать бизнес процессы, использовать, самостоятельно вносить изменения, сразу как это потребовалось. В других системах для работы с бизнес-процессами нужен программист - а это время, деньги, риски некачественной реализации, сложность изменений. Мы про бизнес процессы, которыми может управлять сама компания, CRM системы на рынке про бизнес-процесс продажи, причем в таком виде как видит его сама, а любые изменения с программистами - в этом наша разница.
Было уже вроде? Помню про обрыв с Прогноз.
Вроде не было)
Добрый день, Сергей. Поделитесь, пожалуйста, опытом продвижения на зарубежные рынки. Заранее спасибо!
Привет! Я вижу несколько важных моментов: в первую очередь важно быстро запустить лидогенерацию, чтобы понять работает ли модель, важно системно собирать мнение потенциальных клиентов, для быстрых коррекций и да, на каждом рынке есть свои особенности - ваш продукт должен легко адаптироваться. Это для моего сегмента - b2b, smb, динамичные смарт компании/команды.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором