Путь от фрилансера к стартаперу

Вторая попытка начать делать свои проекты и не бросить на пол пути.
Мысли о том, как бороться страхом потерпеть неудачу, потерять время и не уйти в депрессию.

Первая попытка делать свои проекты была в ноябре 2021 года, тогда серьезно настроился и для самоконтроля стал писать статьи на vc.

Кратко о себе.
Программист, маркетолог, предприниматель. Много лет работаю на себя, иногда как фрилансер, иногда с полноценным штатом сотрудников. Делал множество проектов для клиентов и когда они приносили прибыль часто думал "А почему он, а не я?".

Зачем это мне.
Я из тех людей, для кого от работы важны не только деньги. Хочется делать то что приносит удовольствие, более того не просто делать, а быть владельцем того что создаешь. И конечно же свобода в принятии решений, а не выполнение постановленых задач.

Чего хочется добиться.
Создать проект или несколько проектов, которые будут приносить прибыль, сформируют репутацию и достойное окружение. Так же надеюсь получить обратную связь, чтобы подтвердить свои мысли или понять в чем не прав.

Зачем блог.
1. Нетворкинг и обратная связь для обмена опытом.
2. Самоконтроль. В блоге буду описывать все этапы разработки и маркетинга. При этом каждая статья будет ставить планы и сроки.

Перейдем к делу.

Как я подхожу к выбору идеи проекта.
1. Необходимо хотя бы немного разбираться в бизнесе, которым планирую заниматься.
2. Проект должен быть относительно прост в реализации, иначе большой риск забросить на половине пути.
3. Необходимо наличие потенциальных партнеров или понимание, кто мог бы ими стать, при этом должны быть заранее продуманы пути налаживания контакта. Тащить все на себе не всегда правильно и часто забирает все время и вопрос "а жить то когда?".
4. Проект не должен съедать все время, чтобы оставалось время на отдых и семью. Это важно для психологического здоровья (те кто хоть раз пахал по 16 часов в сутки на протяжении месяцев без выходных должны понять).
5. Проект должен быть масштабируемым вертикально и горизонтально. Вертикально - сам проект обрастает новым функционалом. Горизонтально - выход на новые рынки (смежные сферы, либо другие страны).
6. Должно быть понимание где брать первых клиентов. При этом "запустим рекламу и будет" - это такой себе подход. Первые клиенты должны быть через бесплатные каналы.
7. Проект должен быть интересен людям. Моя оценка "крутой проект" - это субъективная оценка, это я считаю что крутой. Важно узнать мнение людей до старта разработки (их мнение тоже субъективно, но имея разные точки зрения можно делать взвешенную оценку).
8. Конкуренция. Наличие конкуренции не столь важный показатель. Нет конкуренции = свободная ниша, а может просто нет спроса. Есть конкуренция = в нише есть деньги, а может есть большие трудности в получении доли рынка.
9. Автономность работы. Некоторые проекты требуют постоянной модерации информации и прочего администрирования. Упор делается на проекты, которые требуют минимум вмешательства после запуска.
10. Текущая обстановка. Вчера проект был не нужен, а сегодня могло все поменяться. Как пример: airbnb и букинг ушли и ниша посуточной аренды открылась (уже в нее входит циан). Политическая обстановка иногда наруку.
11. Необходимость в сложном дизайне. Чем сложнее дизайн тем он дороже (его я не рисую, а заказываю за деньги), соответственно в приоритете меньшие расходы.
12. Универсальность. Применимо к запуску нескольких проектов. Когда у 2х и более сервисов есть схожий функционал и можно использовать общие модули.
13. Зарубежные идеи. Многие берут идеи с зарубежного рынка, так как даже при разных менталитетах рано или поздно проекты появляются и на Российском рынке.
14. Популярность. Сейчас до сих пор в моде "уберизация" всего. Этому и другим трендам нужно следовать.
15. Менторство. Большой плюс, когда в кругу общения есть владельцы проектов похожих на твой. Обмен идеями и опытом всем полезен.
16. Инвестиции. Конечно же нужно оценивать свои финансовые возможности. Надеяться на то, что "сделаю и найду деньги на маркетинг" так себе авантюра. А надеяться на кредиты не лучший выход, они могут испортить вам жизнь (я не против кредитов, это отличный финансовый инструмент, но только если вы точно уверены и не рискуйте ломать себе жизнь).
17. Команда. Понимайте что рано или поздно нужна будет команда. Лучше "рано", так как 1 в поле не воин. Так же при продаже IT стартапа команда очень важная часть, без нее ваш стартап никто не купит.
18. Полное понимание всех этапов от старта до прибыли. Перед тем как начинать, должен быть четкий план и чтобы в нем не было "с этим потом решим". Скорее всего не решите)
19. Разработка MVP. В приоритет я ставлю проекты MVP которых сделать проще всего.
20. Косвенные выгоды. Иногда помимо основной выгоды, есть дополнительные. Пример: вы делаете ремонт квартир - это прямая выгода. Вы продаете контакты клиентов производителю кухонь как лиды за деньги - это косвенная выгода. Если правильно продумать косвенные выгоды, то больше вероятность успеха.
21. Привязка к месту. Бизнес которые обязательно привязывает меня к определенной локации - неприемлем. Но в IT сфере обычно привязки жесткой нет.

Какие проекты сейчас я рассматриваю. На данный момент у меня расписано порядка 50 идей довольно подробно. Сейчас я вкратце скажу лишь о некоторых и о их некоторых преимуществах (в перспективе пост о каждой подробно).

1. Стартап/бизнес экосистема.
Это техническое название.

Идея такова: сделать портал где будут собраны все стартаперы, инвесторы, владельцы бизнеса и тд.
Что то похожее на product hunt, краудфандинг платформы и тд.
Портал дает возможность заявить о идее стартапа и найти инвестора, команду, наставника и тд.
Витрина проектов на продажу, витрина запросов на проекты, база инвесторов, витрина команд и специалистов, помощь в поиске локации (коворкинги), витрина бизнес мероприятий / митапов / конференций.
Все это приправляется возможностью качественного нетворкинга.
Данный проект подходит по всем моим требования.

2. Портал посвященный релокации.
Да, не слишком патриотично помогать валить из страны, но на это большой спрос. Портал представляется в виде блога и витрин. Блог просто для тех кто ищет информацию. Витрины для тех кто готов к действиям. Витрины: те кто помогают с визами, те кто помогают с поиском работы, жилье, сервисы, рестораны и тд. Суть в одном месте получить информацию о том, что делать попав в другую страну и не "наломать дров". Даный проект проходит почти по всем моим требованиям.

3. Конструктор сайтов для ресторанов.
Целевая аудитория малый бизнес. Задача дать клиенту удобный интерфейс для быстрого создания сайта для ресторана с необходимыми интеграциями (я.еда и деливери + iiko, r-keeper). На это есть спрос, знаю по опыту. Плюс проекта в относительно легком адаптировании не только под магазины. Данный проект подходит по большинству требований, но более трудоемкий.

4. Маркетплейс доставки цветов.
Из названия все понятно. Все цветочные магазины и букеты в одном месте. Есть 2 конкурента, но клиенты не удовлетворены (большие комиссии и недостаточно функционала). Есть сложности, так как цветочники не сильно хотят вести учет наличия и постоянно обновлять информацию для актуальности. Данный проект удовлетворяет требования, но имеет сложности. Так же относительно трудоемкий.

5. Несколько агрегаторов.
Пока что просто перечислю, так как функционал у них одинаков, но для разных сфер бизнеса.
1. Модели, кастинги, фэшн индустрия
2. Детские аниматоры
3. Бьюти сфера
4. Эвент индустрия (кейтеринг, ведущие и тд для мероприятий)
5. Репититоры
6. Кондитеры
7. и еще ряд узконаправленных, суть думаю ясна. Большинство имеет конкуренции и соответственно решен вопрос "где искать исполнителей". Проект подходит под требования и имеет плюс "масштабируемость", так как по факту делаем редизайн и пускаем на другую нишу.

Так же есть ряд мелких сервисов где основная выгода не деньги.
Цель сервисов расширение базы клиентов и партнеров, а так же создание репутации.
Сервисы распространяются бесплатно.

1. Сервис создания коротких ссылок.
Думаю все знают что это. Делаем бесплатный сервис, добавляем новый функционал, рассылаем по базе маркетологов, таргетологов и тд.

2. Сервис онлайн-чат для сайта.
Делаем сервис, добавляем интересный функционал, ботами парсим сайты ищем на каких есть платные чаты конкурентов, предлагаем владельцу сайта свой.

3. Конструктор квизов для сайта.
Схема такая же. Делаем, даем бесплатно. Рассылаем маркетологам, таргетологам, владельцам сайтов.

4. Таплинк сервис (минисайт с контактами).
Делаем бесплатный сервис. Парсим пользователей соц сетей (бьюти мастера, массажисты и прочие), генерируем автоматом странички на основе соцсетей и предлагаем пользоваться.

Идей для мини-сервисов или крупных проектов много, все не уместить в один пост. Я решил идти по пути создания нескольких с схожим функционалом и привлечения партнеров.
Пример:
Стартап экосистема, портал о миграции, цветочный маркетплейс имеют много схожих механизмов: регистрация, личные кабинеты, комментарии, публикация объявления, чат и тд. Продумывая один и тот же механизм сразу для всех проектов можно значительно сэкономить общее время разработки.

И напоследок.
Если у вас есть интересные идеи или хотите поучаствовать в моих, давайте общаться и объединяться.
Нетворкинг это очень эффективный механизм для достижения целей.

Следующая статья будет содержать подробное описание 1-3 проектов, а так же подробный план по разработке, маркетингу и запуску.
К хейту и дизлайкам привык, думаю без них не обойтись.

11
Начать дискуссию