Как мы создали благотворительную платформу без монетизации и получили поддержку от Хабиба и МУЗ-ТВ

Всем привет! Меня зовут Рамазан. Я основатель благотворительного проекта Tooba. Возможно, вы видели наши футболки со слоганом Help Easy на спортсменах, селебрити и блогерах.

Без инвесторов и монетизации мы собрали для фондов более 490 млн рублей и получили свыше 100 тысяч пользователей. Стали друзьями с Хабибом Нурмагомедовым и Арманом Давлетяровым. Я расскажу, как мы создали один из крупнейших независимых charity проектов и единственное приложение для сбора пожертвований на адресную и системную помощь в России.

Фото: Николай Жуков
Фото: Николай Жуков

С чего все началось

В 2014 году у меня еще не было даже идеи создать нечто из мира digital. Я владелец крупного садового центра в родной Махачкале, отец четырех (уже семерых!) детей и большой поклонник контактного спорта. Всегда старался как-то помочь нуждающимся и ежемесячно переводил средства на благотворительную помощь. В один из вечеров мне отправили сообщение в «вацап» о срочном сборе средств. И вот какая штука — большинство из нас стремятся помочь ближним, но бояться остаться обманутыми. Мы не хотим нарваться на мошенников, а гарантий сообщение в мессенджере дать не может. В этот вечер я тщетно искал мобильный сервис, с правдивой информацией о нуждающихся в помощи — агрегатор или площадку с отчетами и отзывами. Существовали отдельные сайты фондов, не всегда удобные нишевые приложения и частные объявления. Тогда мне и пришла идея создать единую удобную платформу с гарантией, что отправленные деньги дойдут до адресата.

Я созвонился со своим другом — программистом Тимуром Шарапутдиновым. Тогда он работал заведующим отделом математики и информатики Дагестанского Федерального Исследовательского Центра РАН. Объяснил идею, рассказал о проекте и получил град «но». После мы начали обдумывать концепцию, связались с нашими давними знакомыми из Дагестана, которые сегодня работают в ФРИИ, Google, Яндексе и ряде топовых компаний. Отдельно хочу отметить вклад Саши Бабкиной из проекта Добро.Mail. Наставления менторов помогли нам создать первый прототип приложения в 2018 году. В тот год Tooba официально появилась.

Слева — версия Tooba 2019 года, а правее — актуальная
Слева — версия Tooba 2019 года, а правее — актуальная

После запуска о проекте узнали из «сарафанного радио» — люди безвозмездно подключались к созданию Tooba. И сегодня часть команды работает из Лондона, Дубай, Москвы, а другая находится в родной Махачкале.

Первая версия оказалась неудачной из-за принудительной регистрации — пожертвования почти не приходили. Люди не хотят обременять себя этими процессами, а просто желают внести деньги и закрыть приложение. После мы убрали регистрацию, чтобы упростить процесс перевода. Мы поняли, что важно максимально ускорить путь до непосредственной помощи, не обременяя пользователя сторонними действиями. От этого мы и отталкивались, создавая приложение. Пользователю нужно только единожды указать реквизиты, выбрать, кому перевести деньги и нажать кнопку. В итоге первый успешный сбор мы закрыли за 4-5 дней, переведя в фонд «Надежда» 450 тысяч рублей, чтобы накормить 1000 бедных.

Одной из самых важных задач было проверять благотворительные фонды. Четыре года назад я занимался этим сам вместе с юристами, представителями Минюста и друзьями из бизнес-сообщества. Сейчас с нами работают крутые специалисты, которые следят за отчетами, координацией и непосредственно изучением учреждений.

От UFC до МУЗ-ТВ

<p>Слева направо: Султанахмедов Мурад — веб-разработчик, продакт-менеджер; <span>Шарапудинов Тимур — CTO; Меджидов Рамазан — CEO, основатель (собственно, я); Амирагаев Мухаммад — аккаунт-менеджер; Магомед-Касумов Магомедрасул — бекэнд разработчик.</span></p>

Слева направо: Султанахмедов Мурад — веб-разработчик, продакт-менеджер; Шарапудинов Тимур — CTO; Меджидов Рамазан — CEO, основатель (собственно, я); Амирагаев Мухаммад — аккаунт-менеджер; Магомед-Касумов Магомедрасул — бекэнд разработчик.

В марте 2019 года мы открыли сбор средств на помощь жителям дагестанского селения. Из-за пожара в регионе остались без жилья сотни человек. Мы уже работали с фондом «Надежда» и вместе открыли сбор средств на помощь людям — 200 тысяч рублей. О приложении узнал чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов и опубликовал у себя на странице в Instagram (*запрещенная на территории РФ социальная сеть) пост с призывом помочь через приложение. Буквально за 40 минут после публикации сбор был закончен, и мы решили увеличить сумму. В итоге за сутки люди пожертвовали через Tooba миллион рублей в фонд «Надежда».

Спустя неделю Хабиб связался со мной и предложил познакомиться. Мы встретились в Махачкале, рассказали о приложении, планах, идеях. Чемпион UFC предложил безвозмездную помощь, оплату затрат на SMM и медийное сопровождение проекта. Так Хабиб Нурмагомедов стал амбассадором Tooba и благодаря его постам в социальных сетях, активность в приложении увеличилась на 83%. После нас регулярно упоминали и другие спортсмены UFC. Думаю, если кто-то интересуется боевыми видами спорта, то хоть раз видел нашу футболку на экранах.

Как мы создали благотворительную платформу без монетизации и получили поддержку от Хабиба и МУЗ-ТВ

Мы продолжали развиваться — связывались с благотворительными фондами, предлагали помощь, подключали к приложению. Большую роль сыграл нетворкинг — я регулярно выступал на специализированных ивентах. Так на форуме «Солнечный берег» познакомился с Дмитрием Алешковским, соучредителем фонда «Нужна помощь» и создателем «Такие дела». Его сильно заинтересовала Tooba и он решил помочь нам, рассказав в СМИ и профильных ивентах о проекте. Сегодня он не просто ментор проекта, но и наш большой друг. Благодаря помощи мы вышли в медиа пространство, попали в номинацию Forbes «30 до 30» и получили множество контактов среди команд фондов.

На конференции Forbes рассказал подробнее о проекте вместе с Никитой Кукушкиным, который работает над крутым благотворительным приложением «Помощь».

Мои разъезды по стране не прекращались, что сильно сказалось на бизнесе. В итоге следующие два года стали изнурительными: с одной стороны я не хотел просто так упускать собственное дело в которое вложил больше 15 лет. С другой — расставаться с самым важным проектом в своей жизни.

В один из дней нам в «директ» написал основатель МУЗ-ТВ Арман Давлетяров и рассказал, что давно пользуется приложением и хотел бы помочь проекту. Ни минуты не сомневаясь, я написал Арману в «директ» и договорился о встрече в Москве. Он безвозмездно предложил свою помощь в продвижении и подключил звезд российской эстрады и коллег по цеху.

Затем последовал сюжет на МУЗ-ТВ. В видео рассказывалось о Дне рождения Армана, где он сказал, что подарком для него будет пожертвование детям через Tooba. Это дало еще один большой толчок приложению и вселило уверенность, что проект оставлять нельзя.

Как мы создали благотворительную платформу без монетизации и получили поддержку от Хабиба и МУЗ-ТВ

Tooba создает вокруг себя сообщество добрых людей, готовых выручить в трудную минуту. И речь не только о помощи подопечным фондов, но поддержке для нас — разработчиков.

Что сейчас

Выше я уже упомянул, что в приложении нет монетизации. Так вот, в Tooba нет ни рекламы, ни платных подписок, ни даже комиссии за переводы. Последнее — моя принципиальная позиция: вся сумма должна переходить напрямую в фонды. Делается это открыто: мы следим за отчетами и информируем пользователей об изменениях, если с подопечным что-то случилось или возникли иные обстоятельства.

В 2018 году наша команда не превышала 5 человек часть из которых занимались проектом бесплатно в свободное от работы время. Tooba существовала на мои деньги и помощь от сообщества предпринимателей родом из Дагестана.

Сейчас команда выросла до 50 человек, а общие расходы превысили 25 млн. рублей. Вполне резонный вопрос — на что мы существуем?

Как мы создали благотворительную платформу без монетизации и получили поддержку от Хабиба и МУЗ-ТВ

К сожалению, я не зарабатываю такие деньги на собственном бизнесе, и могу лишь частично покрыть расходы. Сегодня Tooba прежде всего работает благодаря помощи меценатов. Большая часть из них — владельцы регионального бизнеса — мои хорошие друзья. Однако жертвуют на проект и частные бизнесмены, пожелавшие оставаться инкогнито. Например, один из них закрывает 30% всех расходов на поддержку и разработку.

Также сравнительно недавно мы подключили кнопку пожертвований проекту. Благодаря этому Tooba удается собирать ежемесячно 300-500 тысяч рублей. Был случай, когда человек перевел нам 100 тысяч долларов за раз!

Сегодня в профиле указываются не только сумма всех твоих пожертвований, но и людей, которые благодаря твоей ссылке отправили деньги.
Сегодня в профиле указываются не только сумма всех твоих пожертвований, но и людей, которые благодаря твоей ссылке отправили деньги.

Стартовавший, как региональный, проект уже пересек границы России и стран СНГ. Мы собирали деньги для детей Африки, работаем с фондами Казахстана, Киргизии и сейчас планируем открыть офисы в Турции и ОАЭ. В этом году через нас уже перечислили свыше 490 млн рублей подопечным фондов!

Как мы создали благотворительную платформу без монетизации и получили поддержку от Хабиба и МУЗ-ТВ

Сегодня мы работаем над одним из крупнейших независимых проектов в России и не только помогаем нуждающимся, но и самим фондам. Если сотрудники крупных благотворительных организаций знакомы с социальными сетями, обеспечены командой администраторов и персоналом, то люди в региональных учреждениях буквально разрываются между обязанностями. Нередко один человек занимается и отчетами, и фотографиями, и варкой супа (буквально) для подопечных. Тогда наша команда помогает им рассказать о фонде, адаптирует административную панель, проводит трансляции в социальных сетях. Фонд «Нужна помощь» позиционирует себя, как «фонд фондов». Мы тоже стремимся стать фондом фондов, помогая друг другу.

Как я написал выше, в ближайших планах — открытие офиса в Турции. Сейчас ищем помещение и презентуем проект в местном бизнес-сообществе. Что касается будущего — мы очень быстро растем и хотим стать крупнейшим благотворительным проектом в мире. С января 2022 Tooba собрала на 59%, больше чем в прошлом году, а именно 134 млн рублей для подопечных фондов. Уверен, что динамика продолжится, ведь у добра — нет границ.

7979
66 комментариев

Очень круто!! Респект и уважуха!!!

16
Ответить

Давно пользуюсь этим приложением. Помогать через него действительно очень легко и главное безопасно.

10
Ответить

Какие же вы красавцы, уважение! Странно что не знал вашего приложения, хотя немножко стараюсь помогать (фонд «Нужна помощь»).

p.s. Не удержался, Рамазан, вы вылитый царь Леонид из 300 спартанцев (особенно на главной проекта), так и просится "this is TOOBA!"

8
Ответить

Парни вы молодцы, но использование аккаунтов с сегодняшней регистрацией немного отталкивает.

5
Ответить

Вчера я оповестил нашу команду о том, что мы будем публиковаться на vc и будет здорово, если статью поддержат. Команда рассказала друзьям, а они — своим)) А сегодня мы сделали посты в соц сети и рассказали о публикации в группах.

6
Ответить

Почитываю vc.ru, в основном по тематике flutter-а. Но читал, не зарегавшись. После оповещения Рамазана, решился на регистрацию — хотел плюсануть и те статьи, к которым чаще всего обращался. А тут на тебе — плюсуйте только свежее. Обидно.
Особенно в случае этой статьи
https://vc.ru/dev/155933-instrukciya-kak-sozdat-prilozhenie-dlya-prosmotra-pogody-na-flutter

Я про то, что такая система лайков имеет и минусы

1
Ответить