От выпуска рекламного журнала до AR-очков

В начале 2000-х годов я был студентом. Тогда очень хотел учиться на комплексной безопасности, чтобы работать с разным шпионским оборудованием и ФАПСИ или ФСБ. Тогда это казалось круто.

AR-очки Gepse
AR-очки Gepse

Слава богу, что на первом курсе мы с друзьями взломали университетскую сеть и .... мне сказали что в безопасность мне вход закрыт (меня за отличную учебу, должны были перевести на комплексную безопасность), поэтому я выучился на инженера АСОиУ.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

Я отлично знал математику, спасибо моему репитеру с мат фака, который обратил на меня внимания и натаскал мои знания до идеала. Все это заложило мой базис в области математики. В универе я околачивался в библиотеке и делал бумажные расчеты будущего голографического экрана, который мог бы работать в real-time. Я пытался в ручную сделать то, что сейчас Nvidia и другие стартапы делают, натаскивают расчёты на нейронке. Я же пытался сделать большие массивы предрасчитанных данных, что сокращало скорость обсчета модели.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

Ещё в школе я участвовал в конкурсе сделал простой 3D редактор на basic+assembler. А так же школьная научная работа по "объёмным картинкам", на которые надо смотреть специальным взглядом.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

В универе мы с друзьями пилили свою ОС Nucleus (потом на западе вышла RTOS ОС с таким же именем). Хотели сделать первую 3-ех мерную операционную систему, которая была бы заточена под 3D. Делал я ее на assembler (3D часть) и C (обвязка). Была написана основа, функции интерфейса, прерывания, но не хватало написания драйверов. Но убеждения других, что такая ОС не нужна (без кучи драйверов под периферию - это хлам), так как есть Windows и Linux (хотя мы даже думали взять Linux как базис), заставило меня переключиться на разработку первого 3D движка для интернета на Java (тогда была только Java 1.0). Как же мне этой ОС сейчас не хватает в текущих проектах, и ведь вся эта периферия для AR очков не нужна.

Web игра бойцовский клуб
Web игра бойцовский клуб

Нас очень зацепил тогда бойцовский клуб - это такая Web игра, которая была очень популярна в то время. У нас были знакомые, которые сливали там свою зарплату, чтобы прокачать персонажа.

Поэтому решено было сделать круче. Я разрабатывал с нуля 3D движок. Мы хотели сделать подобное, но чтобы были 3D локации, графика и т.д. Тогда был только VRML, который был "тяжелым", много весил и требовал установки плагина и имел мало возможностей. А Java шел из коробки в Inernet Explorer (тогда это был браузер №1, Chrome еще не было, а остальные имели малую часть рынка).

Экран загрузки 3D движка TDI
Экран загрузки 3D движка TDI

Это привело к тому, что я смог разработать первый 3D движок для интернета, который весил всего 56 кб (в jar архиве) и работал даже на х486. В нем было все, отражения, бамп, материалы, анимация и т.д.

Для работы с ним, я разработал приложение, в котором можно было настраивать и создавать 3D проекты в интернете. За основу брали, как было в 3D Max. По сути это был первый Unity для разработки игр, так как позволял писать обработчики событий на Java и на выходе получать готовую сборку. Умел подгружать сцены, обработчики, графику, код и т.д.

И все было бы прекрасно. Но я вкладывал все свое время в разработку, делая днем и ночью. Поэтому давление людей со стороны было сильным "устройся на нормальную работу, а не вот этой фигней занимайся". У меня не было ни свободного времени, ни личной жизни, ни увлечений.. 100% времени занимала разработка.

Разработка логотипа для одной Швейцарской компании недвижимости (логотип символизировал дом) для брата одного французского чиновника. Вариант, который они выбрали. 

Чтобы как-то получать деньги, мы с друзьями открыли "рекламное агентство". Назвали Greenruff (Зеленый Ерш как сочетание моей фамилии и фамилии друга). Название было в тему, так как часто привлекало внимание клиентов.

Например, логотип выше это отдельная история. Среди моих первых будущих клиентов ПО ( о котором речь пойдет дальше) был крупный французский чиновник сельского хозяйства (я до этого не знал , что у Франции несколько островов и они поставляют бананы, молочку и еще ряд продукции). Он отдавал крупные заказы на разработку консалтинговой компании своей жены (которая была родом из Германии), а там уже раскидывала их на субподрядчиков. Так я узнал что кумовство и коррупция есть в Европе.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

Я ни когда не забуду его слова в 2008 году. Он тогда сказал мне "Кризис прекрасное время, в нем богатые богатеют".. про бедных не было ни слова. В общем для теста он попросил сделать логотип его брату, который в Швейцарии владел компанией занимающейся недвижимостью. Как он жадничал даже с оплатой 50$, говорят что ему сложно вывести эти деньги с его фирмы. Пока я не разозлился и сказал, чтобы он просто оплатил из своего кармана.

Интересен момент, когда он старался сэкономить и разбогатеть (думаю, что там как в России, на разработку Web-системы для фермеров выделялись огромные деньги, а он тратил 15-30 тыс руб за разработку в России, отдавая заказы через свою жену). Так вот было два смешных момента.

1) у него был продукт, который он предлагал мне доделать и продавать вместе. Продукт был дрянь полная. До этого он оплатил разработчикам из Украины, чтобы они перевели на русский язык. Я долго смеялся над переводом. Ребята были молодцы, перевели через Промт или первый Google переводчик (не помню что было). Читать там было невозможно. но свою оплату получили (платил он копейки, вот и получил итог).

2) другой случай был, когда он решил импортировать французское вино в Россию (у него была компания экспортер). Он нанял людей в России, кто занимался подготовкой фирмы. И вот он спросил меня "правда ли что в России, для того чтобы импортировать алкоголь нужно положить на уставной капитал компании импортера 10 млн руб. Я положу, не проблема. Меня смущает, что я не могу их тратить. То есть положить и забыть". Помню как меня тогда разозлило, 50$ перевести была целой историей, а 10 млн руб перевести и забыть не проблема. Я узнал и оказалось, что тогда уставной капитал для алкогольного импортера составлял 350 тыс руб (если кол-во людей в компании до 50 чел), и 1 млн руб если кол-во людей больше 50. Так же эти деньги на счету можно тратить, главное при подачи годового отчета, показать что они есть на счету. Эта сумма нужна как гарант, на случай если кто-то отравиться продукцией. Когда я сказал об этом французу, он решил, что в России ему рано начинать вести бизнес. Так он не потерял 10 млн руб.

После этого чиновника и еще ряда других, я понял что и там и тут есть коррупция, кумовство и нет такого, что там все прекрасно.

Но до француза и продаж, я продолжал заниматься 3D движком для интернета. Мы распределили роли по своему умению. Один делал 3D видеоролики, другой полиграфию, сайты и 3D интернет. В итоге мы даже сделали первый 3D проект для заказчика, строительной компании и получили с них 7 тыс руб. Из них я получил 4 тыс. Я искал способ, как можно заработать деньги, продавать продукт я не додумался или боялся. Поэтому пытались продавать услуги (отправляли даже в АвтоВаз тогда сделанную модель Мерседеса в 3D, которую выложили в инете, с предложением сделать им, типа диски менять, цвет, открывать двери и т.д.).

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

И вот, на последнем курсе, пришел я в гости к другу, который делал дизайн для полиграфию в нашем "агентстве". Он мне показал местный журнал и говорит: "Я тут познакомился с девушкой, ее мама выпускает журнал. Она мне сказала, сколько они берут за рекламу. Представляешь, вот эта страница стоит 15 тыс руб!!" Ого, ничего себе, давай тоже выпустим свой журнал, только добавим в него CD-диск... И вот, сидим пьем чай и уже считаем сколько же денег мы на этом заработаем. Как мы были наивны.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

На тот момент, у нас не было ни копейки денег - студенты-голодранцы. Деньги от нашего агентства получал тот, кто делал работу, а заказы в основном были на рекламные видеоролики. Мы заняли 500 руб и купили у моего однокурсника его дипломную работу по построению маршрутов на карте и часть векторной карты города, которую он сделал. Дальше друг занялся за отрисовку полноценной векторной карты (это был прообраз Yandex/Google карт, но на диске). А я разработкой софта в который входило бы:

- вывод карт и построение оптимальных маршрутов с учетом разного транспорта с пересадками. А так база данных компаний, информации о ней и отражения компаний на карте.

- новости, которые собирали из разных источников

- заведения, магазины - в общем компании, которые были на карте и у которых была своя персональная страница (заведения с меню и интерьеры, магазины с фото шмоток и т.д.).. тогда мало у кого были свои интернет страницы, и вообще инет был Dial-up поэтому жрал трафик, который все экономили (при загрузке отключали загрузку картинок).

- видео ролики фильмов, которые покажут в ближайшее время, кинозалы с местами.. и я даже заложил возможность бронирования билетов в кинозале. Но тогда кинотеатры не хотели ставить дублирующую систему (хотя для них это мог быть бесплатный трафик для покупок), а до встраивания ее в существующие речи не шло.

- различные бизнес документы с удобным поиском: шаблоны договоров, заявление и кучи всего (их нам дали в "Опора России", как и маленькую коморку в подвале). На самом деле, это оказалось очень полезно компаниям, его использовали по работе.

- профессиональный клуб менеджеров.. который мы все обещали, но там стояла заглушка... так как организовать такое было лишь в фантазиях (но народ реально хотел в него вступить).

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

Название журнала было PrOДвижение (где буква О символизировала диск, а PR - то что это рекламный журнал). На русском это было "Продвижение".

Мы познакомились с организацией "Дело" при "Опоре России", которые располагались в подвале дома друга. Те пропихнулт нас на бизнес-форум, где мы частично раздали наш первый выпуск. Форум тогда дал первые знакомства. Тогда мы познакомились лично с Бортником (фонд Бортника).

Первый выпуск журнала
Первый выпуск журнала

Мы специально сделали размер с дамскую сумку. Чтобы девушки, которые чаще всего разбирали подобные бесплатные журналы, могли легко положить его в свою сумку. После этого, некоторые другие местные издания, тоже ввели такой размер (идея казалось логичной).

Первый выпуск принес нам 4 тыс рублей!!! Это был по сути многостраничный буклет на 16 листов. В дальнейшем мы узнали, что журналы (любые), 3-6 месяцев работают в сильный минус, прежде чем выйдут в 0.

Распространяли журнал мы по офисам курьером под ключ. Курьер ходил по офисным зданиям и отдавал бесплатно журнал только бухгалтерам и директорам под роспись, чтобы можно было потом позвонить и проверить это (логика была в том, что у этих людей есть деньги, и нет времени изучить куда пойти, как отдохнуть и это наша ЦА).

Помню, как предложил Касперскому разместить на диске триал версию антивируса, как рекламу, и написать об этом (в журнале). По началу их менеджер воспринял это на "Ура" (я и сейчас думаю, что возможность тогда для них была охренительная). Но потом другой, сказал что они не заинтересованы. А так, могли бы за 7000 руб, разнести по 5000 офисам (столько был первый тираж) свою триал версию программы.

Второй выпуск журнала
Второй выпуск журнала

В итоге, реальность оказалась другая. Рекламодатели говорили, "я не вижу журнал на полках в магазинах, значит это хрень" (аргументы, что их на полках разбирают студенты, никого не интересовало) . На наши списки им было похрен, идея что их можно проверить ни кому не была нужна. Со временем я понял, что в реальности тиражи журналов завышаются в 10-ки раз. А размещаются там в основном, чтобы потешить свое ЧСВ.. мол вот я владелец/директор, рядом с другими таким же.. где про меня написали, поставили мое фото.. Эффективность такой рекламы была 0. Спустя 9 месяцев, нам начали звонить люди, с вопросами когда мы принесем новый выпуск, они ими пользовались (мы попали в точку в плане полезности). Но на тот момент отсутствие денег (на каждый выпуск уходило 3 месяца) и постоянное давление "найди нормальную работу", заставило меня покинуть проект и пойти работать в издательство. В итоге друзья убрали CD диск, чтобы снизить расходы и потом перенесли все в интернет и сделали web-портал, где продавали интернет-место под страницы компаний.

Пример из набора компонентов ScaleRichView
Пример из набора компонентов ScaleRichView

В издательстве я проработал год, параллельно разрабатывая свой первый текстовый процессор ScaleRichView, на это ушел год. Это компонент, который можно встраивать в свои программы при разработке, чтобы был аналог Word. Мой опыт с векторной графикой при разработке карт и в издательстве, помог мне сделать такую разработку. Тогда я вышел на другого разработчика, который уже продавал другую версию. Он предложил мне продавать мой компонент. Часть денег с продаж шла на рекламу и небольшой процент ему за продвижение и сайт, и большая часть мне (с моих продаж).

Опросы в VK, которые я проводил, чтобы понять интерес людей к товару. Нужно такое покупать или нет?
Опросы в VK, которые я проводил, чтобы понять интерес людей к товару. Нужно такое покупать или нет?

У меня были знакомые девушки, которые любили бренды. А мне нравилось находить их копии в Китае. Я регистрировался на китайских сайтах знакомств, где узнавал о реальных производителях, ценах, просил помочь проверить их мне. Так я виртуально "исколесил" большую часть Китая, где на руках у меня были цены, поставщики, кто что подделывает, какое качество, ассортимент и т.д. Тогда я узнал, что у Китая есть два товара.. один качественный и второй ширпотреб на рынки "третьих стран", к которым нас относили. Да и наши, всегда старались купить дешевый ширпотреб, чтобы сделать наценку. Например, закупочная цена одной из моделей джинс была 150 руб, а в магазине они стоили 1,5-2 тыс руб.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

Так как доход я получал со своих продаж, то все свободное время тратил на просмотр лекций, передач, научных видео, документалки.. за то время я пересмотрел более 3,5 тыс.. от лекций об укладке асфальта, до того как Древние Инки совершали свои обряды, когда жрец прокалывал свой пенис, и кровь с него приносили как жертву. В будущем это помогало увидеть, когда технологии и исследования одной области можно использовать в другой.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

И вот в 2010 году, моя двоюродная сестра говорит мне.. "Илья, тут в в центре занятости дают 60 тыс руб на развитие своего бизнеса, не хочешь попробовать получить на халяву?". 60 тыс руб!! какой же наивный я тогда был. На тот момент у меня были списки поставщиков как в Китае, так и в Европе и США (в основном Victory Secret), проверенное качество. Кстати, если кто не знает то Victory Secret - это Китай, там даже в бумагах было написано, поставщик США, производитель Китай. Я имею ввиду, что они просто тогда покупали в Китае вещи, делали красивые фото для каталога и продавали. Они не занимались производством линейки, просто лепили свой бренд (как сейчас не знаю).

В общем сделал я заявку в центр занятости. Это был мой первый опыт. После долгих мучений мне дали деньги.

В начале я хотел продавать на дому, но решил, что это странно. Затем я рассматривал свадебные платья, так как их маржа была х6 (но это не ходовой товар и в этот момент у знакомых друга затопило свадебный салон, потому что прорвало канализационную трубу). Затем переключился на корсеты, на них в ТЦ накрутка была в 33 раза (в ТЦ из продавали за 10 тыс. руб под видом Итальянских), но затем понял что это отчасти сезонный и не ходовой товар (отсюда и такая накрутка в ТЦ). В итоге остановился на брендах и Noname из Европы (думал, просмотром брендов подогреть аппетит на покупку и дальше уже "теплому" покупателю продать Европейскую одежду). Но сначала решил, что надо сделать интернет-магазин. Тогда культура покупки одежды в инете была дикой, народ хотел именно примерить одежду. Поэтому остановился на том, что сделаю маленький отдел. В этот момент я уже спроектировал 3д мебель, и заказал ее разработку.

Параллельно в ВК, я стал выкладывать вещи, которые могу закупить.. и опрашивать аудиторию. Идея была в том, что покупали сами формируют ассортимент. Тут есть свои плюсы и минусы.
Плюс: на момент открытия магазина у меня была большая лояльная аудитория. Люди знали и ждали открытия, они знали что в нем будет, так как изначально были вовлечены в процесс выбора ассортимента.
Минус: то что человек хочет сейчас, не значит что он хочет это через 2 месяца (он уже перегорает). А закупка и доставка занимала много времени.

Это фото во время ремонта фасада. Позже я еще выложил черной плиткой вход.
Это фото во время ремонта фасада. Позже я еще выложил черной плиткой вход.

В короткие сроки я не смог найти место под небольшой отдел. Время поджимало, мебель уже была готова. И я решился арендовать помещение под полноценный магазин с двумя залами. Оно было убитое, и я занялся ремонтом за свой счет, параллельно платя аренду. Ох, сколько же ошибок.

В итоге в 2011 году я отрываю магазин (какой это был колхоз...). При этом, там были бренды типа Prada, Лабутены, Chanel и другие (в перемешку с подделками) и европейская Noname одежда. Продавал одежду, обувь, аксессуары, и серебряные украшения из Тайваня. Даже тогда я не переставал экспериментировать.

Например, я сделал ценники в виде магнитов на холодильник. Где была фотография данного товара (условно, то что сейчас делают в инсте публикую фотки). Это выполняло две функции:

1) покупатель видел, как этот товар выглядит на человеке.

2) Покупая товар, человек мог прийти домой, и если ему симпатична фотография с ценника, то лепить его на холодильник (у многих холодильники были увешаны всякими магнитиками). Красивая маленькая фото купленного товара, была лишним поводом напомнить человеку о себе и "прорекламировать" товар его гостям.

Или другой момент. После второй мировой войны, СССР и США разобрали себе немецких ученых. Кто то попал в СССР, кто то в США. В СССР был один исследователь психолог из Германии, которая открыла эффект памяти, когда человек запоминает, то что даже не планировал. Называется Эффект Зейгарник. Она провела эксперимент, где были две группы, которые выполняли задания. В одном случае, она не мешала их выполнению, а в другом, видя что человек заканчивает его, подходила и говорила..."да я вижу, все хорошо" и забирала. И спустя несколько недель у испытуемых спрашивали, какие задания были. Так вот, у тех, кого прервали на выполнении задания, потом вспоминали эти задания. Человек неосознанно запоминает действия, которые он не завершил.

Заставить покупателя запомнить событие
Заставить покупателя запомнить событие

Моя идея была применить это на практике. Когда человек приходит в магазин, он как минимум хочет ознакомиться с его ассортиментом. Моя идея заключалась в том, чтобы не дать ему завершить это действие, чтобы оно осталось в памяти. Поэтому я сделал небольшие буклеты, которые давал уходящим. На них было изображены вещи, которые должны завезти в магазин через несколько недель. То есть часть нового ассортимента. Задача была сделать так, чтобы ознакомление с ассортиментом магазина, превратилось в незаконченное действие и осталось в его памяти.

Мои шлюховатые товары. Этот буклет я отдавал при выходе. С другой стороны, была информация о коллекции, которая должна появиться через 2 недели.
Мои шлюховатые товары. Этот буклет я отдавал при выходе. С другой стороны, была информация о коллекции, которая должна появиться через 2 недели.

Например, европейские вещи были "шлюховатого" вида, да еще и маломерки. И мне надо было это обыграть. Я вспомнил Бернейса (племянник Фрейда), который в свое время запустил культ курящей женщины. Когда к Бернейсу обратились табачные компании, с просьбой помочь с продажами сигарет среди женщин (тогда считалось женское курение это низко и вульгарно). Он пообщавшись с другими психологами, выявил, что сигарета это продолжение "пениса" для мужчины. И если дать каждой женщине по своему "пенису", то они начнут курить. На одном из праздников, он собрал несколько девушек, которые должны были в какой-то момент достать сигареты и закурить. Предупредил прессу, что на празднике будут девушки из движения "Факел свободы", которые борются за права женщин. Это произвело эффект бомбы.

Акция «Факелы свободы» — кампания по развитию табачного рынка в США, одна из главных работ американского пиарщика Э. Бернейса. В результате проведения данной кампании возникли масштабные сдвиги в культуре американского общества. (Wikipedia)
Акция «Факелы свободы» — кампания по развитию табачного рынка в США, одна из главных работ американского пиарщика Э. Бернейса. В результате проведения данной кампании возникли масштабные сдвиги в культуре американского общества. (Wikipedia)

Дело в том, что факел свободы, ассоциируется в Америке со статуей свободы, а статуя свободы с борьбой за правами и независимостью. Таким образом, эти женщины были представлены, ни как вульгарные, а как борющиеся за права и независимость женщин. А сигареты в их руках, как раз стали атрибутом этой борьбы. Продажи сигарет тогда взлетели. Моя задача была схожей. Как изначально настроить человека на то, что моя одежда это не шлюховатый вид, а проявление своей свободы, своего мнения и т.д. поэтому в название магазина я добавил "Дух свободы". Ни кто изначально не замечает и не понимает этого. Но наш мозг устроен так, что у части людей это снимает психологический барьер.. и делает неосознанный выбор, что это не выглядеть как проститутка, а именно подчеркивает свою уверенность, свой свободный выбор.. И надо сказать это сработало.

Так же, я впервые для себя начал делать акцию "живые манекены". В то время рекламные банеры в VK пестрили рекламой. Я просто фоткал девушек, которых для этого одевал полностью в одежду магазина и размещал на интернет-банере только фото без текстов. На следующий день, народ приходил и целенаправленно покупал вещь с этого банера даже без примерки.

От выпуска рекламного журнала до AR-очков

Например, я понял, почему на рекламные фотосессии приглашают проф. моделей. Помню как я решил сэкономить на банальном.. людях (час модели стоил 5 тыс. руб). Арендовал люксовую машину в прокат, двух проф. фотографов, стилистов.. а вот моделей позвал знакомых людей для массовки и "главных" моделей просто искал среди неизвестных людям в VK. При чем главная "модель" в итоге слилась, сказав что "заболела" и я работал с тем что есть. Это было ужасно... как только наводили фотик, люди превращались в железных истуканов, короче все было не так. С того момента я запомнил, что скупой платит дважды.

Но ошибок было больше.
1) я понял, что любой вычурный стиль магазина только отпугивает.. я сделал зеркальные стены на улице.. хотел даже поставить лазеры. Внешний вид магазина, его фасад и внутри - это указатель для твоей ЦА.
2) мой модельный ряд был от XS до максимум L. Ведь именно такая аудитория девушек меня окружала. И это была огромная ошибка. Я не позаботился об остальном ассортименте. Повалили тетки.. жены богатых мужчин, бухгалтера и т.д.. Но у меня просто не было их размера. Они приходили, пытались влезть в них.. и уходили. А я обещал, что все будет. Помню как пришла бабушка с накрашенными губами, лет 60-70... и пыталась что то на себя надеть (но ее размеров не было). Я тогда сказал "не волнуйтесь, для вас мы тоже привезем ассортимент". Ее ответ на запомнил "что я буду бабское одевать что-ли?".. Вообще я понял, что на любой товар найдется покупатель.. нужно только найти способ сообщить ему об этом. Например, были в ассортименте колготки в дырку (я купил их как бонус к товару при закупке). Очень переживал, что этот хлам (как я считал), ни кто не купит. Пришла мама с дочкой.. и со словами... "смотри, как ты и искала" тут же купили. Или штаны из серии "мама-я обкакался" с мешаниной между ног (да я знаю что в Италии они до сих пор в моде), тоже покупали.

В итоге мои деньги подошли к концу. Сам я увяз в кредитах. От центра занятости я получил 60 тыс + 120 тыс на работников. В целом я потратил тогда 1,2-1,5 млн руб. Тут еще арендодатель начал напирать. В итоге я решил закрыть магазин, чтобы переоткрыть его уже с учетом опыта:
- правильный модельный ряд размеров
- лучше брать за основу какой-то конкретный бренд
- точка.. ТЦ не смотря на стоимость аренды, решает проблему с проходимостью потока людей. Так что либо вы вкладываете эти деньги в рекламу, либо в аренду в ТЦ.
- отделка магазина. Она должна быть в стиле ЦА... если это Оджи, то это минимализм.. если это Prada, то это роскошные стойки, которые подчеркивают каждую модель. Человек попадая внутрь, должен ощущать себя частью той ЦА, для кого это предназначено и следовательно ему должно быть комфортно.
- правильно рассчитывать ценовую модель, с учетом того, что часть вещей будет не продано. Работая с некоторыми брендами (турецкими например), можно договориться о том, что остатки будут оправлены им обратно.

Но подумав, я понял, что это не мое. Я не хочу заниматься просто покупкой и продажей. Мое представление о том, что я открою магазин и он будет сам работать, а я буду получать деньги провалилось. Магазин требовал постоянно находиться в нем, смотреть за кражами вещей, за кассой и решать кучу вопросов, отслеживать ассортимент и т.д.

Один из примеров управления IP-камерами из комплекта компонентов RVMedia
Один из примеров управления IP-камерами из комплекта компонентов RVMedia

Поэтому в 2011 году я переключился снова на разработку и выпустил новую линейку компонентов RVMedia. Изначально идея была в том, чтобы обеспечить удобные компоненты для работы с IP камерами (в магазине у меня стояли китайские IP камеры). Проблема была в том, что у всех производителей свои протоколы для работы, свои нюансы, свои настройки. Вот под это я написал первые компоненты. Далее они начали быстро расширяться: передачи видео потоков по сети, голоса, текста, команд и т.д.. Постепенно это перешло к тому, что был разработан свой компонент медиасервера (подобные вещи стоят хороших денег) для взаимодействия клиентов. Далее пошли свои кодеки, новые фичи и т.д.

Из удивительного. В 2015 году у нас купили компоненты по IP камерам "Служба Внешней Разведки Украины" через подставную компанию ООО "Розовый слон". Мы тогда решили, что это шутка (так как казалось, что был полный разрыв отношений между РФ и Украиной). Но через год они продлили лицензию официально оплачивая со своих реальных реквизитов. Мы тогда шутили, что к нам теперь придет ФСБ и заставит встраивать закладки. Но по сути наш продукт был с открытым кодом, поэтому там всё можно было проверить. Но для меня тогда было загадкой, как можно было купить продукт по безопасности у страны, которую считали "врагом". Но среди клиентов был и Пентагон и Боинг (но они покупали текстовый процессор). Цена для всех была одна, поэтому разницы между Васей и Пентагоном в цене не было.

"Вы не можете соединить точки, заглядывая вперед; вы можете соединить их, только оборачиваясь назад. А это значит, что вы должны довериться тому, что точки каким-то образом соединятся в будущем." Джобс.
"Вы не можете соединить точки, заглядывая вперед; вы можете соединить их, только оборачиваясь назад. А это значит, что вы должны довериться тому, что точки каким-то образом соединятся в будущем." Джобс.

Все это время я ни когда не прекращал проводить разные опыты и эксперименты. В итоге, я пришел к тому что должен был делать изначально.

К моменту, когда я решил делать AR-очки, у меня уже уже был большой опыт в необходимых мне сферах.

Дальше вы уже наверное читали на VC статью и про AR-очки и про тянущуюся электронику.

Но это не легко признать тем, кто привык к тому, что есть. Они не хотят ничего менять. Они поднимают лапки. И тогда они проигрывают.

Фильм "Заплати другому".

PS:

Какой урок я извлёк из этого?

- CastDev необходим в проектах, но подходит не всегда. Например, в случае с магазином, он помог привлечь будущих покупателей с помощью вовлечения их в процесс выбора ассортимента (хотя я сам не понимал того, что делаю CastDev). Но например линейка компонентов IP камер и текстового процессора, это было интуитивное решение. Ни какой CastDev тут не сможет определить потребности аудитории по всему миру, и здесь важно динамичная доработка продукта

- Запускать продажи как можно раньше. Пусть продукт будет сырой. Но уже во время технической поддержки продукт будет улучшен, он сможет отбить минимальные затраты на его улучшение, увеличивается клиентская база, проще понять в каком направлении его развивать. С другой стороны, при открытии магазина, продажи каких то товаров или поставок, лучше дождаться сезонности и не бежать открывать сломя голову.

- Психология играют очень важную роль в маркетинге. Идеи с лозунгом "дух свободы" и различными приемами, которые я черпал из психологии, хорошо себя тогда показали. Но надо понимать, что психология лишь убирает внутренние границы. Если человек веган, то как не пытайся продать ему натуральное сырое мясо, ни какие психологические приемы не сработают. А вот если человек хотел бы быть веганом, то психология может убрать барьеры, которые мешают ему начать делать.

- Не стоит думать и убеждать себя, что выбранное бизнес решение верное. Пока вы его не проверили на практике, вы не знаете. Когда мы разносили журнал по офисам, и отдавали директорам и бухгалтерам, то это была платежеспособная аудитория. Но как показала практика, истинная причина размещение рекламы, была совершено другой. Понять это, можно поработав в этой сфере и имя опыт

- Нужно иметь какой-то баланс денег на рекламу, на изменения, на несколько шагов вперед, на то что вам придется работать в минус 3-6-12 месяцев. Должна бы финансовая подушка или дополнительный источник дохода.

- Не стоит кидать из одного проекта в другой. Важно вести один проект и развивать его. Отсутствие прибыли, не означает, что проект не имеет смысла. Возможно просто основатель не понимает, как ее сейчас извлечь в силу своей неопытности (пример проекта 3D интернета).

- Нужно относиться к проекту как к бизнесу. Если вы начинаете обесценивать свои достижения и свой проект, то можете застрять надолго так и не выпустив продукт (пример с AR очками)

- Не стоит бояться начинать не имея опыта. С одной стороны вас не будут серьезно воспринимать, с другой у вас есть возможность увидеть или начать делать то, что профессионалы считали слишком рискованным или нереализуемым или не рабочим. Когда мы делали журнал, то это привнесло много новых идей: от другого размер, до первых попыток сделать цифровой гибрид. Или баннеры рекламы "живые манекены" (тогда все делали стандартные баннеры, на которых писали тексты, а я просто красивые наборы одежды). Или введение для аудитории возможности выбора ассортимента для закупок в магазин. Я уже молчу про свои технические проекты с оптикой и полимерами. Не стоит рассчитывать, что вы обойдете всех, но отсутствие опыта отличная возможность создать новый подход в выбранной области.

- Ни когда не обесценивайте свой труд и свои начинания. На какой бы стадии не был проект. Я часто наступал на одни и те же грабли, когда считал что продукт недостаточно хорош. Пока ты делаешь, то это кажется магией, а когда доделал, то возникает ощущение "как то это слишком просто". Начинаешь критиковать полученное решение и снова улучшать, доводить его до совершенства. И так замкнутый круг. Когда я делал 3D движок для интернета, то старался урвать каждый байт, каждую долю секунды по скорости работы, в программе. Например, погряз в изобретение разных алгоритмы отражения и отражения материалов в программе и т.д. Мне все казалось не очень, друзья тогда каждый раз убеждали, что такие вещи не так важны и главное общий функционал в целом. Тоже самое было с AR-очками, когда я самобичивал себя, считая прототипы недостойными, не идеальными, не номер 1 в мире и поэтому стыдился их. Никогда не обесценивайте свой труд и считайте, что делаете крутые вещи и найдутся люди, которые это оценят (а остальные вам и не нужны).

- Давайте пользователю уже готовое решение. Например, в случае с баннером "живые манекены" я давал возможность увидеть как сразу будет выглядеть и одежда и обувь и аксессуары в подобранном стиле. А в случае с программными компонентами - это была огромная гора примеров и взаимодействие с кучей чужих компонентов (бесплатно). Пользователь мог взять за основу готовый пример либо легче получить комплексное решение с использованием других компонентов. Например мои программные компоненты имели большие продажи в Германии, хотя там был конкурирующий продукт. причина была простой, мы делали плагины, поддержку различных сторонних компонентов. Причина простая, конкуренты делали упор на разработку компонентов (вылизывая мелочи), а мы делали множество взаимодействий с другими компонентами. Покупая у нас, человек мог найти в примерах более готовое решение своей задачи, чем у конкурентов.

Это ответ на вопрос, почему 10 лет я не прекращаю разработки AR очков. Только несколько лет назад смог избавиться от внутренних страхов перед провалом, которыми оправдывал отказ от выпуска AR-очков, необходимостью улучшить продукт. Обесценивание своего труда - ни когда не позволит ни создать продукт, ни выпустить его, ни заработать, ни развивать. Все мои успешные проекты были тогда, когда я вообще не парился хорош или нет продукт. Мои первые линейки компонентов были сырые, с множеством багов, кривые, малофункциональные... а потом развились в одни из лучших компонентов в мире в своей области.

Девиз моей компании. В 19 лет я мечтал о нобелевской премии, и занимался разработкой математической теории (так как идеально знал математику), чтобы решить проблему деления на 0. Данный лозунг, был "адаптированным" выводом из моей первой теоремы.
Девиз моей компании. В 19 лет я мечтал о нобелевской премии, и занимался разработкой математической теории (так как идеально знал математику), чтобы решить проблему деления на 0. Данный лозунг, был "адаптированным" выводом из моей первой теоремы.

Вы ноль в новой области? Кого это должно волновать? Вас не понимают, ваши идеи отвергают? Уберите такое окружение из вашей жизни. Я порой общаюсь с теми, кто создал единорогов в США, Европе и крутые продукты в России, прежде всего я вижу в них безумцев, которые верили в свои идеи. Верить и идти к цели, это то что прежде всего отличает тех, кто дошёл до цели, и тех кто сдался или не пробовал. Более того, эти люди ни когда не обесценивают свой труд, свои знания, свой опыт, и любые свои продукты и начинания.

Тут я периодически показываю ход работ разных наших проектов: https://t. me/greenruff

Собственно, сайт нашей компании. Сделали, чтобы просто был: https://iflexible. tech/

Cайт очков: https://glazz.tech/

55
3 комментария

Это же всё стёб? Верно?

И да и нет.. скорее стеб над своими прошлыми провалами или достижениями. Постарался собрать прошлый опыт, чтобы поделиться им.
Например, часто есть споры про CastDev или про маркетинг. Я постарался собрать на своих примерах, где это было уместно, а где нет.

Спасибо, было интересно почитать.