Стартап «в одного» или сложности ведения бизнеса в сети

О том, как программист пытается дело жизни создать. Трудности продвижения продукта на рынке.

Приветствую, уважаемые участники vc.ru Меня зовут Артем, мне 27 лет и я веб-разработчик. Это мой первый пост, в котором я опишу свой опыт открытия бизнеса и возникших трудностей. Буду рад комментариям, замечаниям и предложениям с Вашей стороны ) Начнем...

Немного предыстории. В IT-сфере я более 10 лет. Начинал как обычный любитель, делал простенькие сайты из статичных HTML-страничек для себя и знакомых. Позже узнал про такие вещи, как инфобизнес, инфосайты, партнерские программы, дропшиппинг, арбитраж. В конечном итоге набрался опыта и устроился в компанию на позицию frontend-разработчика. Оттрубив несколько лет, перешел в backend. Сейчас занимаюсь разработкой под заказ систем практически любой сложности, преимущественно из сферы автоматизации бизнес-процессов, непосредственно как frontend, так и backend частей (работы куча, новую не ищу, спасибо!).

На протяжении всех этих лет меня не покидала мысль создания чего-то своего, красивого, полезного и конечно прибыльного ) Проекта или проектов, где я лично стоял бы у руля и задавал курс развития. Было много разных сайтов, правда преимущественно в виде информационных (статейники, доски объявлений). И все они разбивались об одну единственную вещь - маркетинг... Я понял одно - создать что-то, это даже не 50% успеха, куда важнее - "продать", разрекламировать то, что ты создал. Люди просто не знают о твоем продукте. Казалось бы, запусти таргетированную рекламу в Директе и всего делов, но не все так просто... Обо всем по порядку.

Новая-старая идея

Стартап «в одного» или сложности ведения бизнеса в сети

Летом 2018 года был создан Rubitime.ru Это B2B-сервис для владельцев компаний, предпринимателей, частных специалистов для организации онлайн-записи на свои услуги. Простой пример: вы хотите записаться на СТО для ремонта ходовой части вашего авто, переходите на сайт компании, где есть данный виджет (либо просто по прямой ссылке на сам виджет), выбираете место, услугу и время - владелец или менеджер СТО получает вашу заявку, вы успешно записаны, вас ждут в сервисе. Для клиента - простота записи, выбор доступного времени, напоминания по SMS и Email о предстоящем визите. Для владельца - учет клиентов, порядок записей, аналитика, по модной терминологии - CRM. Использовать можно практически в любой деятельности из сферы услуг.

Идея не нова, поэтому как таковой "стартапом" ее и не назовешь - есть достаточное количество конкурентов, некоторые из них мирового уровня, а некоторые очень крупные именно по России. Тем не менее, у меня сложилось свое видение реализации такой системы - основной упор был сделан на простоту, скорость, внешний вид (это конечно на любителя) и ценовую политику. Как показало время - не прогадал, имеющиеся клиенты подчеркивают эти моменты, это именно то, что и отличает мой проект от конкурентов. Но оставим все технические и законодательные нюансы, думаю это мало кому будет интересно.

Казалось бы, есть рабочая система, есть клиенты, есть положительные отзывы - "чего ж тебе еще надо собака" (с) ? )

Камень преткновения

И снова он - маркетинг! Реклама. Продвижение. Раскрутка. Так как я разработчик, по сути технарь, мне просто дается разработка и тяжело наработка клиентской базы. Я из тех людей, кого выворачивает от фразы "холодные звонки". Я мало того, что не умею этого делать, так и сам терпеть не могу, когда мне звонят и впаривают "какую-то дичь". Тем не менее, я осознаю, что это - как минимум неплохой канал для продаж, если правильно подавать информацию, но сам этим заниматься не могу.

Из рекламы сейчас используется ВКонтакте и Я.Директ. И суть такова, что один привлеченный клиент стоит мне раз в 5 дороже, чем даже если он превратится в платного клиента (не факт) и оплатит услуги сервиса. И здесь я ловлю свой главный ступор - я не знаю, что делать дальше и как продвигать проект. Идя путем логических соображений вспоминаю, что существует такая вещь, как партнерская программа. Не можешь продать сам - дай другому, подумал я и создал такую программу, предложив своим партнерам 20% от всех сумм сделок приведенных клиентов. Бума партнеров не произошло - оказывается, продвигать партнерскую программу нужно так же, как и рекламировать сам проект ) Тем не менее, несколько популярных ресурсов, каталогов партнерских программ, сами нашли мой проект и разместили свои рефки. Однако, толку от этого пока нет.

Что касается СЕО. Я долгое время занимался статейниками. И чувство, что ты в очередной раз делаешь рерайт рерайченого рерайта, чтобы твоя статья вышла в топ по НЧ и дала тебе пользователей... мягко говоря, отвратное. Это скучно, писать о том, о чем рассказали уже 1000 других сайтов, да и конверсия сомнительная. А придумать какую-то новую тему - проблемно, все уже давно рассказано.

Что в итоге?

В итоге имеется рабочий сервис и малое количество клиентов, которые конечно же его даже не окупают. Про найм сотрудников и речи в данный момент не идет - во-первых с разработкой и поддержкой нынешних клиентов я справляюсь сам, во-вторых просто в дополнительных рабочих руках нет необходимости, не те обороты... Я бы хотел обратиться к местной аудитории и спросить:

  • Сталкивались ли вы со сложностями продвижения своего продукта и как решали эту проблему?
  • Имеет ли смысл искать партнера в долю/за процент, который будет заниматься исключительно продвижением продукта и насколько это оправдано/реально?
  • Привлекать ли инвестиции?
  • Может нужно просто больше вкладывать в рекламу, несмотря на то, что она сильно убыточна?
  • Или бросить все и идти на завод? )

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад советам, рекомендациям, любым комменариям и мнениям )

Как продвигать продукт?
Искать партнера
Привлекать инвестиции
Больше вкладывать в таргетированную рекламу
Все бросить - идти на завод
Другое (напишу в комментарии)
Этот блок временно не поддерживается
1616
65 комментариев

Артём, как это не прискорбно, но вы упорно наступаете на те-же грабли, что и большинство технарей-стартаперов. Вы считаете, что ваш самый лучший продукт должен быть красивым, функциональным, универсальным и т.д. и т.п. ... Но на самом деле он должен УДОВЛЕТВОРЯТЬ КОНКРЕТНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ. Все эти разговоры про рекламу и, тем более, про инвестиции - они сейчас по меньшей мере преждевременны! Вам с продуктом сначала разобраться надо - кому, где и когда он принесёт ЦЕННОСТЬ. А что бы это сделать, вам, для начала, необходимо изменить парадигму - с технической и фичевой на ценностную - в своём сознании. И это самое сложное, над чем вам придётся работать.
На практике, если не хотите просрать время, силы и деньги, у вас есть 3 пути:
1. Всё бросить. Но идти на завод вам не зачем. Судя по вашему посту, работы у вас хватает - ну так и зарабатывайте тем, в чём разбираетесь и что у вас хорошо получается. Вы разработчик, а не продуктолог!
2. Если непременно хочется иметь свой продуктовый бизнес, то срочно замораживайте свой нынешний продукт и займитесь продуктовым образованием. Узнайте, что такое Customer Development, почитайте Бланка и Райса.... Да, блин здесь вот так вот всё и не перечислишь.... О! Пройдите курс Нетологии "Менеджмент продукта". Точно, после такого курса вы совершенно по другому посмотрите на то, что вы до сих пор делали. И вот тогда уже можно будет погружаться в методики описания ЦА, сегментации, формированию УТП, каналам привлечения трафика, сквозной аналитики, юнит-экономики, и т.д.... Уверяю вас, что овладев этими знаниями вы, скорее всего, сами всё поймёте, что делать дальше.
3. Найти партнёра-продуктолога. Но - это вряд ли возможно. Квалифицированный продакт не заинтересуется вашим предложением - тема проекта "затёртая", конкуренция сумасшедшая. В результате кропотливого долгого поиска, возможно можно будет найти небольшую прибыльную нишу, но масштабироваться - вряд ли. По этому долей в вашем проекте такой человек не заинтересуется, а платить зарплату ему у вас не с чего.
И ещё, Эйнштейн говорил: "САМАЯ БОЛЬШАЯ ГЛУПОСТЬ – ЭТО ДЕЛАТЬ ТОЖЕ САМОЕ И НАДЕЯТЬСЯ НА ДРУГОЙ РЕЗУЛЬТАТ" Ну, вы понимаете о чём я.

8
Ответить

Классно написали, спасибо )) Согласен во всем, пожалуй, кроме 3го пункта... по меньшей мере мне написало уже два человека заинтересованных в партнерстве. Конечно, вопрос насколько это "квалифицированный продакт" - тот еще вопрос, но тут думаю только совместная работа и покажет... Но да, на данном этапе я понимаю, что я ничего не понимаю ) В области менеджмента, да даже дизайна походу, судя по тому, что пишут в комментариях и лично мне. В любом случае, очень рад таким комментариям, заставляют подумать ) А подумать теперь действительно есть над чем...

1
Ответить

Пройдите курс Нетологии "Менеджмент продукта"

-А там действительно могут чему-то научить?

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Пессимистично, но спасибо за мнение )

Ответить

Что главнее: продукт или продвижение?
Технарь или гуманитарий?
Это такие вещи взаимосвязанные - если продукт слабый, то и продвижение не поможет. А сильный продукт со слабым продвижением не сможет охватить весь рынок.
Надо делать все!

1
Ответить

Петя, тут такая интересная вещь, что посредственный продукт с хорошим маркетингом, особенно в b2b заходит "на ура"... Внутри этого мыльного пузыря жил, да и живу сейчас. На тот момент, продукт компании оставлял у меня ощущение чего-то слепленного на коленках за пару недель (на основании опыта на тот момент, составлявшего пять лет работы у конкурентов).

1
Ответить