{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Стартап «в одного» или сложности ведения бизнеса в сети

О том, как программист пытается дело жизни создать. Трудности продвижения продукта на рынке.

Приветствую, уважаемые участники vc.ru Меня зовут Артем, мне 27 лет и я веб-разработчик. Это мой первый пост, в котором я опишу свой опыт открытия бизнеса и возникших трудностей. Буду рад комментариям, замечаниям и предложениям с Вашей стороны ) Начнем...

Немного предыстории. В IT-сфере я более 10 лет. Начинал как обычный любитель, делал простенькие сайты из статичных HTML-страничек для себя и знакомых. Позже узнал про такие вещи, как инфобизнес, инфосайты, партнерские программы, дропшиппинг, арбитраж. В конечном итоге набрался опыта и устроился в компанию на позицию frontend-разработчика. Оттрубив несколько лет, перешел в backend. Сейчас занимаюсь разработкой под заказ систем практически любой сложности, преимущественно из сферы автоматизации бизнес-процессов, непосредственно как frontend, так и backend частей (работы куча, новую не ищу, спасибо!).

На протяжении всех этих лет меня не покидала мысль создания чего-то своего, красивого, полезного и конечно прибыльного ) Проекта или проектов, где я лично стоял бы у руля и задавал курс развития. Было много разных сайтов, правда преимущественно в виде информационных (статейники, доски объявлений). И все они разбивались об одну единственную вещь - маркетинг... Я понял одно - создать что-то, это даже не 50% успеха, куда важнее - "продать", разрекламировать то, что ты создал. Люди просто не знают о твоем продукте. Казалось бы, запусти таргетированную рекламу в Директе и всего делов, но не все так просто... Обо всем по порядку.

Новая-старая идея

Летом 2018 года был создан Rubitime.ru Это B2B-сервис для владельцев компаний, предпринимателей, частных специалистов для организации онлайн-записи на свои услуги. Простой пример: вы хотите записаться на СТО для ремонта ходовой части вашего авто, переходите на сайт компании, где есть данный виджет (либо просто по прямой ссылке на сам виджет), выбираете место, услугу и время - владелец или менеджер СТО получает вашу заявку, вы успешно записаны, вас ждут в сервисе. Для клиента - простота записи, выбор доступного времени, напоминания по SMS и Email о предстоящем визите. Для владельца - учет клиентов, порядок записей, аналитика, по модной терминологии - CRM. Использовать можно практически в любой деятельности из сферы услуг.

Идея не нова, поэтому как таковой "стартапом" ее и не назовешь - есть достаточное количество конкурентов, некоторые из них мирового уровня, а некоторые очень крупные именно по России. Тем не менее, у меня сложилось свое видение реализации такой системы - основной упор был сделан на простоту, скорость, внешний вид (это конечно на любителя) и ценовую политику. Как показало время - не прогадал, имеющиеся клиенты подчеркивают эти моменты, это именно то, что и отличает мой проект от конкурентов. Но оставим все технические и законодательные нюансы, думаю это мало кому будет интересно.

Казалось бы, есть рабочая система, есть клиенты, есть положительные отзывы - "чего ж тебе еще надо собака" (с) ? )

Камень преткновения

И снова он - маркетинг! Реклама. Продвижение. Раскрутка. Так как я разработчик, по сути технарь, мне просто дается разработка и тяжело наработка клиентской базы. Я из тех людей, кого выворачивает от фразы "холодные звонки". Я мало того, что не умею этого делать, так и сам терпеть не могу, когда мне звонят и впаривают "какую-то дичь". Тем не менее, я осознаю, что это - как минимум неплохой канал для продаж, если правильно подавать информацию, но сам этим заниматься не могу.

Из рекламы сейчас используется ВКонтакте и Я.Директ. И суть такова, что один привлеченный клиент стоит мне раз в 5 дороже, чем даже если он превратится в платного клиента (не факт) и оплатит услуги сервиса. И здесь я ловлю свой главный ступор - я не знаю, что делать дальше и как продвигать проект. Идя путем логических соображений вспоминаю, что существует такая вещь, как партнерская программа. Не можешь продать сам - дай другому, подумал я и создал такую программу, предложив своим партнерам 20% от всех сумм сделок приведенных клиентов. Бума партнеров не произошло - оказывается, продвигать партнерскую программу нужно так же, как и рекламировать сам проект ) Тем не менее, несколько популярных ресурсов, каталогов партнерских программ, сами нашли мой проект и разместили свои рефки. Однако, толку от этого пока нет.

Что касается СЕО. Я долгое время занимался статейниками. И чувство, что ты в очередной раз делаешь рерайт рерайченого рерайта, чтобы твоя статья вышла в топ по НЧ и дала тебе пользователей... мягко говоря, отвратное. Это скучно, писать о том, о чем рассказали уже 1000 других сайтов, да и конверсия сомнительная. А придумать какую-то новую тему - проблемно, все уже давно рассказано.

Что в итоге?

В итоге имеется рабочий сервис и малое количество клиентов, которые конечно же его даже не окупают. Про найм сотрудников и речи в данный момент не идет - во-первых с разработкой и поддержкой нынешних клиентов я справляюсь сам, во-вторых просто в дополнительных рабочих руках нет необходимости, не те обороты... Я бы хотел обратиться к местной аудитории и спросить:

  • Сталкивались ли вы со сложностями продвижения своего продукта и как решали эту проблему?
  • Имеет ли смысл искать партнера в долю/за процент, который будет заниматься исключительно продвижением продукта и насколько это оправдано/реально?
  • Привлекать ли инвестиции?
  • Может нужно просто больше вкладывать в рекламу, несмотря на то, что она сильно убыточна?
  • Или бросить все и идти на завод? )

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад советам, рекомендациям, любым комменариям и мнениям )

Как продвигать продукт?
Искать партнера
Привлекать инвестиции
Больше вкладывать в таргетированную рекламу
Все бросить - идти на завод
Другое (напишу в комментарии)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
65 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артём Зарубин
Автор

Пессимистично, но спасибо за мнение )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артём Зарубин
Автор

Просто есть подозрение, что лично я что-то делаю не так в плане его продвижения, т.к. мои конкуренты в этом же секторе - живут припеваючи и имеют сотни, тысячи клиентов, а значит сама по себе модель рабочая, да и активные мои клиенты вижу как пользуются системой... Просто их мало, может я не те каналы для рекламы использую.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Shalabanov
Просто есть подозрение, что лично я что-то делаю не так в плане его продвижения

Что говорят отказавшиеся клиенты, что им не нравится и почему вы не готовы это реализовать?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Зарубин
Автор

А в том и дело, что им все нравится )) Пишут обычно в сапорт либо по вопросам работы системы каким, либо по каким-то багам (увы, встречаются в каждом продукте). Вот например один из группы человек написал, что все его устраивает, но нет предоплаты, после чего эта функция была введена https://vk.com/topic-167681728_38833971 Похожее писали в сапорт, но с пожеланием сделать мобильное приложение к сервису. Конкретно негатива не встречал еще. Сам пытался на почту писать клиентам, которые ушли - не было ответов.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Shalabanov

Нужно спрашивать не об идеях, а о том с какими трудностями столкнулись. Типа классика кастдева :) Кто-то из клиентов пришёл по рекомендации от другого клиента? Если нет, то спрашивайте у существующих, что мешает рекомендовать коллегам (понятно, что конкурентам никто не будет рекомендовать, но вот друзьям-товарищам из параллельных видов бизнеса могут, пусть это и b2b), если да, советуют, то же спрашивайте. Притом в идеале не на почту писать, а звонить (что вообще страшно :) ).

Пока у вас удержания не будет, то деньги на рекламу будет сливаться в трубу.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда