Как армия, работа в такси и чистка ковров помогли создать инвестиционную компанию и зарабатывать 180% на одной сделке

Bragin&CO – это компания, которая занимается инвестициями в малый и средний бизнес. Она начиналась как семейный проект с общим бюджетом в 160 тысяч рублей, которые мы вложили в компанию, занимающуюся чисткой ковров.

Сегодня в нашем портфеле многомиллионные инвестиции в сеть автомоек Cooga, edtech-платформу Like Центр, международный проект по созданию умных голосовых роботов Tomoru и сеть «Додо Пицца».

<i>Обложка журнала Forbes в 2012 году с ежегодным рейтингом самых богатых американцев. </i>
Обложка журнала Forbes в 2012 году с ежегодным рейтингом самых богатых американцев. 

Привет, меня зовут Николай Брагин, я сооснователь Bragin&CO. Расскажу, как наш проект завоевывает свое место на рынке капитала.

До инвестиций довела армия

Я не планировал становиться предпринимателем и тем более – инвестором. После школы пошёл учиться на юридический факультет в Самаре, на третьем или четвертом курсе стал помощником следователя в прокуратуре. Закончилось все тем, что я оставил учебу с работой и отправился в армию – в 23 года.

Я живой пример того, как армия из непонятно кого сделала нормального человека. Там научился дисциплине, а из-за большого количества свободного времени начал читать запоем. Во время службы я познакомился с бизнес-литературой и книгами об инвестициях. Мне понравилась история Уоррена Баффета и привлекла идея пассивного дохода. На тот момент казалось заманчивым, что можно поработать какое-то время, накопить капитал, вложить его в другие компании и больше не трудиться. Тогда я еще не знал, что тут важно не то, сколько ты работаешь, а как.

После армии я твердо решил - в юриспруденцию не вернусь. Мне было интересно заниматься бизнесом и инвестициями. Попытал удачу и без всякого опыта устроился в самарское отделение международной инвестиционной компании ING. Занимался тем, что продавал полисы страхования жизни. В 2008 году этот рынок только начинал развиваться в России. Его объем достигал 0,57 млрд евро, а в меньшей по размерам Словакии - 1,1 млрд евро. В ING. делали упор на обучение сотрудников, поэтому я прошел несколько тренингов и прокачался в области личных продаж. По меркам Самары это было серьезное дополнительное образование, доступное немногим.

Прочувствовать на собственном опыте

Параллельно с наймом я стал заниматься бизнесом. У меня было несколько компаний в совершенно разных областях, и чаще всего они развивались параллельно друг другу. Я хотел попробовать бизнесы в разных сферах, чтобы не акцентироваться только на одном направлении. Это дало мне обширный предпринимательский опыт, который позже пригодился как инвестору. Я выработал несколько правил, которыми руководствуюсь при оценке проектов или компаний прежде, чем мы вложимся в них.

Правило №1: должна быть долгосрочная защита от конкурентов

Этот принцип я усвоил, когда вошел в клининговый сервис моего знакомого.Его компания стала первой на рынке и сразу получила крупных клиентов - «Сбербанк», РЖД, «Жигулевская ТЭЦ». В течение 4-5 лет она развивалась практически без конкурентов. Когда же они появились, то очень быстро начала сдавать свои позиции, потому что не было никакой стратегии отстраивания от конкурентов.

Правило №2: понимать, как может развиваться выбранная ниша

В 2010 году мы вместе с партнером арендовали в четырех торговых центрах Самары островки площадью 6 квадратных метров и открыли в них интернет-кафе. В то время мобильный интернет еще не был развит, как и бесплатный wi-fi. Мы установили роутеры и сдавали в поминутную аренду ноутбуки, с помощью которых можно было выходить в интернет. До повсеместного распространения мобильного интернета это был проект с очень хорошей маржой. Мы закрыли его, как только интернет стал доступен в каждом телефоне. Поняли, что рано или поздно этот бизнес просто «умрет».

Правило №3: видеть потенциал в новых для рынка продуктах

Вместе с бывшим директором молокозавода мы первыми в Самаре стали выпускать сыр косичку. В начале 2010-х годов частные сыроварни только появлялись и пробовали производить классические сорта сыра. Мы всю область заполонили своими косичками, они классно шли под пиво. Самара очень пивной город, у нас есть известный «Жигулевский пивзавод», поэтому спрос на нашу продукцию, новую для рынка, был высоким.

Правило №4: находить новые векторы развития

Когда мы с партнером занимались клининговым сервисом, то в какой-то момент заметили, что клиентам помимо уборки требуются услуги по обслуживанию и эксплуатации их офисов. Они хотели, чтобы кто-то регулярно следил за сантехникой, освещением и другими системами. Мы купили 60% компании, которая оказывала подобные услуги, и стали их тоже предлагать. Это позволило увеличить средний чек и приносить клиентам еще больше пользы.

Правило №5: уметь выделяться на алых рынках

Алыми называются те рынки, где очень высокая конкуренция и давно сформирован спрос. Первый опыт работы на них я получил, когда мой знакомый купил несколько шиномонтажных мастерских. Я в этом проекте отвечал за их развитие, и был, скорее, наемным сотрудником. Можно было демпинговать, снижая тем самым маржинальность проекта. Но мы нашли другие способы, чтобы выделяться среди конкурентов и запоминаться клиентам. Высокий сервис стал одним из них.

Правило №6: уметь привлекать крупных клиентов

У нас с партнером был бизнес по продаже оборудования для горнорудной и нефтедобывающей промышленности. Мы поставляли долота – это, грубо говоря, сверла с алмазными резцами для бурения. Закупали их у производителей и перепродавали крупным компаниям. Надо было выйти на лиц, принимающих решения, узнать о тонкостях проведения электронных торгов, а также изучить обязательства по исполнению контрактов. Даже понимание того, как в крупных компаниях выстраиваются коммуникации с небольшими поставщиками, бесценно.

Конечно, это не все принципы, которыми я и мои коллеги руководствуемся в работе. Но эти мною точно «выстраданы».

Мечта об инвестициях становится реальностью

В 2015 году я решаю открыть коммандитное товарищество Bragin&CO, чтобы заниматься инвестициями. В этот проект позвал родственников – свою сестру и двоюродного брата жены, так как для коммандитного товарищества нужны как минимум три учредителя. Моя сестра вложила на старте 100 тысяч рублей, двоюродный брат жены – 50 тысяч, и я – 10 тысяч. Мой вклад самый маленький, потому что в то время не было свободных денег, а только дебиторская задолженность с прошлых проектов. Проще говоря, долги моих бывших партнеров передо мной.

Капитал мы вложили в нашу первую компанию – «ГлобалСервис», закупив оборудование для цеха по чистке ковров. Компания занималась тем, что сдавала в аренду ковровые покрытия, которые лежат при входе в офисах или деловых/торговых центрах. Мы меняли ковры на чистые с какой-то периодичность. Я даже сам некоторое время возил эти покрытия, пока мы не наняли команду.

К бизнесу Bragin&CO я сразу подошел основательно: на старте начали разрабатывать систему поиска и отбора качественных инвестиционных возможностей. Тогда нас интересовали небольшие чеки и возможность вложить деньги в компании, которые находятся на ранних стадиях, либо испытывают временные трудности. Мы с моим предпринимательским бэкграундом могли подсказать им векторы направления бизнеса и поиском партнеров.

Свои чужие бизнесы

Когда мы открыли Bragin&CO, сам я остро нуждался в деньгах. Бывшие партнеры должны были крупные суммы, но не выплачивали их, а у меня - беременная на тот момент жена. Я думал об инвестициях в долгосрочной перспективе, но искал любые возможности, чтобы исправить свою финансовую ситуацию здесь и сейчас.

Меня очень выручило, что в Самару в то время заходили агрегаторы такси Uber и «Яндекс». Они очень хорошо платили первым таксистам, и я начал «бомбить».

У меня была приличная машина, вставал в 6 утра и где-то до 10 часов работал таксистом. Потом ехал в офис нашей компании, работал там, а в 6-7 часов вечера снова уезжал таксовать. Заработанных денег хватало на жизнь, плюс я еще умудрялся платить зарплату нашим сотрудникам.

Наша первая портфельная компания с ковровыми покрытиями неплохо развивалась. И в 2016 году появилась возможность проинвестировать в консалтинговую компанию «Держава». Я же получал когда-то юридическое образование, и мне была интересна эта область. Вместе с одним знакомым мы организовали «Державу», чтобы оказывать компаниям услуги по юридическому и бухгалтерскому сопровождению. Причем бухгалтерию я взял на себя: сидел ночами и разбирался в том, как работают программы «1С», учился у главбухов, которые вели дела в моих прежних компаниях. Наша компания развивалась, но когда стало понятно, что партнер только постоянно требует увеличения зарплаты, а сам ничего не делает, мы выкупили его долю. Сейчас «Держава» на 100% принадлежит нам и усиливает другие наши портфельные компании, беря на себя их юридические и финансовые вопросы.

В то время мы действовали так: из-за малого капитала приобретали небольшие проекты, еще совсем “сырые” и “зеленые”. Мы планировали развивать их и продавать затем дороже. Тогда речь шла об инвестициях в размере 50-300 тысяч рублей, и это были только средства нашей компании.

В начале 2019 года я понял, что необходимо развиваться быстрее. А для этого нужно привлекать внешних инвесторов. Мы вложили 1 миллион 575 тысяч рублей собственных средств и привлекли 2 миллиона 945 тысяч рублей от вкладчиков в сеть умных парикмахерских «Хэдлайнерс». В то время я еще не знал, как профессионально привлекать инвесторов, поэтому просто звонил своим знакомым. Они и стали первыми инвесторами компании Bragin&CO, некоторые вкладывали по 10 тысяч рублей. Все привлеченные инвесторы становились совладельцами всех наших активов и приобретали доли в будущих активах.

Постепенно я оттачивал свои собственные навыки: в частности, много обучался в инвестиционных фондах. И наша компания разработала методику оценки потенциально интересных проектов, создала отдел привлечения инвестиций и начала более системно привлекать инвесторов.

Если оперировать цифрами, то результаты Bragin&CO следующие:

  • 2020 год — вложил 1 млн 557 собственных средств и привлекли 1 млн 690 тысяч рублей;
  • 2021 год – вложил 15 миллионов 600 тысяч рублей собственных средств и привлекли 32 миллиона 166 тысяч рублей.

  • В 2021 году мы сделали несколько очень удачных вложений. Проинвестировали в сеть автомоек Cooga, платформу по созданию умных роботов Tomoru, сообщество предпринимателей Like Центр, сеть маникюрных салонов SiNails. По итогам года компания Tomoru заняла 15-е место в ТОП-100 стартапов по версии издания Inc.Russia. С Like Центром совершили успешный экзит, заработав 180% за 10 месяц.

  • В этом году мы стали акционерами «Додо Пицца», а также начали размещать часть портфеля на фондовой бирже после ее серьезного падения. Решиться на этот шаг нам позволило привлечение в свои ряды опытного и результативного инвестора. Портфельные проекты, в которые мы вложились ранее, демонстрируют рост, несмотря на специальную военную операцию: сеть салонов SiNails открывает новые филиалы, а проект по созданию голосовых роботов Tomoru за семь месяцев этого года сделал большую выручку, чем за два предыдущих года.

Планка всё выше

За то небольшое время, что занимаемся инвестициями, мы поменяли наш подход к выбору проектов. Но убедились: каждая следующая инвестиция – лучше предыдущей. Сейчас мы ставим себе более глобальные цели, поэтому руководствуемся следующими критериями оценки компаний.

Фокус – на лидерах рынка: действующих или потенциальных. Нам интересны компании, которые претендуют на лидерство в ближайшие годы. Речь идет как об уже состоявшихся бизнесах, так и о перспективных стартапах.

Наличие сильной команды. Бизнес делают люди. Успех того или иного проекта зависит от уровня компетенций его команды, отношений и коммуникаций внутри коллектива.

Оценка долгосрочных перспектив. Мы не работаем как инвестиционные фонды, которые планирует выходить из проектов в течение 5-7 лет. У нас горизонт планирования составляет 20-50 лет. И в этом, кажется, наше принципиальное отличие от многих инвестиционных компаний.

Низкая стоимость привлечения капитала. Это условие, которое позволяет обеспечивать высокую доходность нашим инвесторам.

Взвешенность в принятии решения. Мы долго следим за теми компаниями, в которые хотим вложиться. Я сам, как предприниматель с опытом, узнаю инсайды на рынке, изучаю открытые данные, мы опираемся на big data и собственные критерии оценки. Недавно купили акции «Додо Пицца», но следили за этой компанией год. Приобрели бумаги по хорошей цене, положившись на собственный профессионализм и немного интуицию. А через 5 дней состоялось ежегодное собрание акционеров «Додо Пиццы», где объявили о возможности обратного выкупа акций по цене на 39% выше той, что мы заплатили. То есть за 5 дней мы заработали +39%. Этот пример – не случайность. Мы стараемся работать так со всеми своими проектами, чтобы приносить ощутимую пользу своим инвесторам.

Развитие портфельных компаний. Мы хотим более системно развивать и те компании, в которые будем вкладываться на ранних стадиях. Думаем, что наша экспертиза позволит им занять свою нишу на рынке. Скоро запустим MVP акселератора при Bragin&CO, я сам буду брать предпринимателей в наставничество. Есть большой опыт в этом вопросе: с 2018 года у меня было 197 подопечных. Это предприниматели разного уровня, на каждого из которых приходится 2,5 миллиона рублей чистой прибыли. В будущем мы создадим полноценный акселератор при нашей инвестиционной компании.

Интерес к международным рынкам. Я хочу, чтобы моя компания входила в ТОП-10 инвестиционных компаний мира. Можем начать с Азии, а дальше «прорубить окно в Европу». Для некоторых мы выглядим пока, как любители, которые врываются на рынок профессионалов и действуют по-своему. Хотим доказать, что мы здесь не случайные игроки. Погнали!

1414
11 комментариев

сообщество предпринимателей Like Центр,проорался с фразы

9

Комментарий недоступен

2

интересно читать про опыт небольших компаний из регионов с большими амбициями, которые помогают своим таким же небольшим игрокам развиваться) даже какая-то надежда появилась)))

7

Насколько инвестиции в компанию Шабутдинова себя оправдали? это же инфобиз инфобизом без собственной платформы/решений для образования.

2

В тексте есть об этом. 180% за 10 мес.

2

Интересно, в чем заключается опирание на бигдата