Liberator VPN. 7 месяцев спустя

Кто-то сразу скажет. О! Ещё один вылупился.

Не совсем. Это не ещё один VPN Телеграм бот или VPN сервис, которых тут уже, как я вижу много. Этот был самый первый, который тут отметился ещё в марте и, возможно, задал тренд. Сейчас, по прошествии полугода, у нас уже есть какая-то история развития, которой можно поделиться.

Собственно говоря ей и делюсь.

Наблюдая последние пару недель хайп по поводу VPN сервисов, решил освежить информацию о нашем спонтанном проекте, о котором я уже писал в конце марта. Публикация тогда набрала ровно 5 скептических, слабо конструктивных комментариев и утонула в ленте.

Ну и ладно, подумал я. Тут все такие умные, пойду поищу «дураков» в другом месте. (ирония)

Прошло чуть более полугода. Наш VPN бот родился практически сразу после начала вот этого всего унылого, а порой и лютого пи# деца и последующей первой волны эмиграций-релокаций в начале марта.

Пара недель тестирования на себе и друзьях и я решил поделиться поделкой с сообществом. Первое упоминание было на TJ, потом чуть позже в конце марта на vc. Начали регистрироваться первые незнакомцы. Значит кому-то кроме меня это тоже нужно.

После публикации на vc, получив заряд недоверия, я больше не пытался рассказывать о боте и оставил всё как есть. Сервис скромно развивался, рос и плавно наращивал пользовательскую базу без пафоса и громких рекламных кампаний. Никто из нас, двух создателей, особо не воспринимал его всерьёз и продолжали заниматься более насущными делами. Мы больше нигде никак не рекламировались. Изначально это был проект для своих, но после пары упоминаний в людных местах в самом начале пути, начали приходить пользователи. Были в какой-то момент даже заинтересованные купить проект, но т. к. он создавался не на продажу и в принципе был и есть не в продажном состоянии, то такой вариант даже не обсуждался.

Пользователи тихо прибывали, сами подключалисть и использовали VPN для каких то своих нужд.

Ниже я расскажу о нашем, пока достаточно коротком, проделанном пути без хайпа и рекламы. Неявная реклама конечно же будет мелькать, как без неё: ) Раз уж тут случилась осенняя ярмарка VPN сервисов и ботов. Надо выкатить свой.

Как всё началось.

Все помнят, что практически сразу же «как всё началось«, многие крупные и тогда ещё уважаемые зарубежные ресурсы помчались впереди паровоза и с упоением приступили к дискриминации своих пользователей по гражданской принадлежности, а чаще просто по геолокации, не спрашивая их гражданскую и политическую позицию. Мировая общественность, в порыве всеобщего решительного осуждения, требовала наказать чем попало »их всех где бы они ни были». Даже раньше, чем РКН начал в этом активно помогать.

Практически мгновенно к вечеринке подключились некоторые крупные российские ресурсы, в основном государственные, финансовые и прочие, так или иначе жизненно важные или таковыми себя считающие. Они в спешке замуровали себя внутри РФ сами.

И внезапно появилась «потребность», которую нужно было удовлетворять. Начали писать друзья рассказывая про своих друзей и друзей друзей кому нужно было заплатить за свет в оставшейся в Москве квартире, а приложение Мосэнергосбыта вдруг перестало открываться в США.

Так получилось, что инфраструктура у нас уже была готова от одного проекта, который родился раньше времени и не полетел, поэтому я сел и буквально за вечер написал простого Телеграм бота, который бы позволял выбрать регион и отдать человеку файл конфигурации для OpenVPN никого не беспокоя. Полное самообслуживание. Всё как мы любим сами.

Сначала у нас было просто два региона EU и RU. RU появился первый, в виду очевидной острой потребности сразу за ним — EU когда начали блокировать инстаграм. В мае мы добавили UK и AU, т. к. моей семье надоел Netflix и хотелось смотреть BBC iPLayer с намного более качественным, интересным, познавательным, хотя и менее разнообразным контентом, к тому же он бесплатный. Подумалось, вдруг такие как я есть ещё, но скажем честно, другие регионы, кроме EU и RU, оказались мало кому нужны. Вот именно чтобы ради iPlayer, Channel 4, Stan или 9NOW.

Сейчас можно утверждать достаточно достоверно, опираясь на накопленные данные. Все эти UK, AU, US, FR... которые пользователь практически любого коммерческого VPN сервиса может выбрать из длинного списка, на самом деле мало кому в России реально нужны. Как минимум сейчас. Они реально нужны единицам относительно массы пользователей, возможно для каких-то специфических задач. Такие пользователи, как правило, способны самостоятельно решить проблему VPN подключения. Я уверен они отметятся в коментариях, чтобы выразить своё мнение. Обычные пользователи (почему то вспомнился «обычный стиральный порошок”) выбирают регион в основном по принципу «мне нравится Мэри Поппинс, поэтому я выберу UK, а я люблю кенгуру, поэтому подключусь к AU". У кого-то ещё есть Индия, Япония или »Весь мир».. Зачем они человеку в России, которому сейчас просто нужно, чтобы открывался Facebook, Youtube, Instagram или Canva? Большинству (>90%) нужны только два варианта:

  • ты в России и тебе нужно наружу. В основном это работа или онлайн-бизнес. Реже просмотр видео. Возможно игры.
  • ты за пределами России и тебе зачем-то остро нужно внутрь, когда бежишь от войны, но боишься опоздать заплатить налоги, чтобы её поддержать рублём или нужно зайти в Госуслуги, Сбер, РЖД и вот это всё.

Другой интересный момент. С увеличением количества пользователей и экзотических регионов начали появляться жалобы от «правообладателей«. Например человек подключился к региону AU, но он старый пират и торрент трекер у него включен всегда. Спустя некоторое время хостер присылает уведомление, что уважаемая организация, представляющая интересы Columbia Pictures, »принесла» abuse complaint, потому что с вашего IP случилась закачка сезона Twin Peaks. Требуем немедленно прекратить это безобразие и принять меры, а не то по судам затаскаем. Кому такое понравится.

Бывали случаи, когда «мамкины хакеры» пытались сканировать наши сети и сети хостера. Подобные явления нами сейчас обрабатываются и пресекаются автоматически, но по началу требовали времени на погружение в проблему и выработку системного решения.

Нужно отметить, что хостеры бывают разные. Они в основном делятся на три категории.

  • «Истерички» — могут сразу отключить сервис при поступлении претензии правообладателя, затем присылают уведомление и требуют объяснений. Особенно остро реагируют, если задержался с объяснениями по любой причине. Сервис включают неохотно, после долгих препираний и грозятся отключить навсегда, если проблема ещё хоть раз повторится. Таких не много.
  • «Адекваты» — сначала присылают вежливое уведомление, мол тут такое дело, на вас жалуются, нам нужно им что-то ответить, поэтому, пожалуйста, сообщите нам (обычно в течении суток) что вы проблему устранили, меры приняли. Нам тоже отчитаться нужно, ничего личного. С «Адекватами» работать приятнее. Им жалуются на тебя (т. е. твоих непутёвых пользователей) они переадресуют претензию тебе, ты принимаешь меры, отчитываешься и так до следующего раза. Хотя количество раз может быть ограничено, а может быть нет. Проверять не хочется. Поэтому стараемся решить проблему раз и навсегда либо, до выработки решения, временно ограничить пользователей в чём то, что им в массе своей не особо и нужно. Например Netflix был недоступен с июля по октябрь. На удивление никто особо не страдал.
  • «Пофигисты» — они просто шлют лесом любые претензии правообладателей, игнорируют их страдания и не беспокоят клиентов по всякой ерунде. Таких тоже не много.

Последняя категория — наша любимая, но таких, на первый взгляд, не так просто найти за пределами РФ в приличных юрисдикциях. В РФ по ощущениям сейчас такие практически все.

Это всё в основном касается проблем закачек торрентов через VPN. К действительно серьёзным проблемам отношение, конечно более серьёзное.

Опять же это наш личный опыт взаимодействия с хостерами. Не буду утверждать, что он правильный и что-то можно делать лучше или по другому.

Сначала наш Liberator VPN Bot был бесплатный. Не то, чтобы это был такой осознанный альтруизм помогать ближнему, но быть бесплатным, имея уже работающую инфраструктуру по началу не напрягало и как бы благое дело помощи соотечественникам тем, кто внутри и тем кто отбыл.

Самообслуживание и максимальная автоматизация работы с пользователями — наше всё.: ) Идеально, чтобы у пользователя никогда не возникало желания нам написать. Не потому что поддержка плохая, а потому что проблем нет. Да и нам не хочется принимать проблемы пользователя близко к сердцу и тратить время. Поэтому стараемся делать так, чтобы по возможности работало как часы и не отнимало много времени на поддержку пользователей. Но нет ничего идеального. Пользователи у нас самые разные, большинство неискушенные в компьютерно-сетевых науках. Бывает тупят на ровном месте. Приходится терпеливо и вежливо помогать.

Первые пару месяцев я неделями не заглядывал что там происходит. Видел только что пользователи регистрируются и пользуются. О проблемах они почти не писали. Наверное у них всё хорошо. Ну и слава богу. Можно сосредоточиться на выживании с создавшихся условиях.

Тем не менее, затраты на поддержку сервиса постепенно начали расти. По началу не столько финансовые, сколько личное время потраченное нашей микро-командой из двух человек. Улучшение качества сервиса, оптимизация, мониторинг, автоматизация противодействия абюьзерам (не намеренным и злонамеренным), общение с хостером, улучшение бота. Счёт пользователей ещё в мае достиг четырёхзначного числа и начал формироваться груз ответственности. Идея монетизации начала материализовываться, но оставалась проблема как принимать оплату в РФ, не находясь в РФ. Мы смогли её решить, но на это ушло время поиска рабочих вариантов, хотя в конце концов вариант нашёл нас сам.

Постепенно перевод сервиса на платную основу окончательно вызрел и с 1 сентября он стал платным. Очевидно, мы уже «олдскул», поэтому просить донаты и кофе психологически не совсем, скажем так, привычный и комфортный способ выжить и развивать проект. Ежемесячная подписка, когда ты никого не уговариваешь подать тебе на пропитание, просто потому, что ты старался, выглядела более удобным и привычным вариантом как для нас, так и для пользователей.

Сейчас мы предлагаем первый пробный месяц пользования VPN сервисом бесплатно, после чего пользователю достаточно пополнить баланс на произвольную сумму, которая будет автоматически списываться с его внутреннего счёта раз месяц, подписка будет автоматически продлеваться и всё будет работать бесперебойно. Если сервис его не устроил, он просто перестаёт им пользоваться без обязательств.

Что мы имеем сейчас спустя пол года

  • Полностью автоматизированный и отлаженный процесс подключения к VPN, который для нового пользователя занимает ровно минуту. Ну хорошо, две, чтобы полностью прочитать все сообщения.
  • Два основных региона EU — для тех, кто в РФ и им нужно наружу и RU — для тех, кому нужно решать какие-то дела в России. Возможно скоро вернём «Мэри Поппинс и Кенгуру«, как только качественно решим проблему наездов »правообладателей»
  • Никаких ограничений по трафику и ширине канала для конкретного пользователя нет (пока), но естественно, реально относительно безграничной пока можно считать только вселенную.
  • Полностью автоматическая и честная система ежемесячной подписки. В целом она работает по принципу пополнения баланса телефона. Положил сумму и стоимость подписки списывается раз в месяц.
  • Если сервис больше не нужен. Средства на внутреннем балансе закончились и он автоматически отключится. Лично мне отвратителен путь, который выбирают многие известные и не очень сервисы, когда не пользуешься услугой, а у тебя продолжают бесконечно тянуть подписку каждый месяц и не понятно вообще как отписаться или приходится тратить время и искать способ. Я приравниваю это к «мелкому воровству в особо крупных размерах«. Сервис не должен злоупотреблять тем, что пользователь забыл или »забил» отписаться. Для нас это принципиально.
  • Если пополнять баланс авансом не хочется, сервис сам посчитает минимально необходимую оплату и, по истечении срока подписки пришлёт сообщение напоминание-уведомление с суммой и ссылкой для оплаты, которое пользователь может просто проигнорировать если не хочет продлять или вернуться к нему позже.
  • Началось формироваться своё комьюнити регулярных пользователей. Мы прислушиваемся к запросам и стараемся внедрять некоторые решения, хотя как обычно проблема со временем.
  • Сейчас над сервисом работают два человека, разнесённые друг от друга на примерно 10 тыс километров. Фронтенд — бот и бэкенд — сервера и инфраструктура. Я занимаюсь ботом.
  • Исследуются, тестируются и готовятся к применению более продвинутые, чем OpenVPN протоколы и решения для использования в некоторых странах, где OpenVPN не жилец как протокол изначально. В России он пока вполне себе жилец, но неизвестно как долго. Инициативы его душить уже есть и кое-где работают, но сейчас по ощущениям тем, кому это нужно, пока или уже не до этого.
  • Большинству пользователей сервиса, а это условные ">90%" абсолютно всё равно что у вас под капотом. OpenVPN, WireGuard, Shadowsocks или что-то более навороченное и экзотическое. Пока в стране работает OpenVPN и большинство пользователей устраивает скорость и стабильность его работы им абсолютно по барабану как сильно вы старались его впечатлить продвинутостью своего VPN. Можно им об этом даже подробно не рассказывать. Они врят ли оценят по достоинству. Для них важен всего один критерий. Чтобы было просто, быстро, удобно, понятно подключаться и платить, всё что им нужно у них работало и им не нужно было обращаться к вам за помощью.
  • Количество пользователей бота! = количеству подписок и подключений. Примерно 30% новых пользователей не доходят до стадии регистрации подписки. Количество пользователей, которые пользуются сервисом ещё значительно ужимается, когда заканчивается пробный бесплатный период и им вежливо предлагается пройти к кассе, чтобы поддержать сервис.
  • К некоторому удивлению, почти половина пользователей сервиса 48% — пользователи Apple.
  • Абсолютно очевидно, что данный сервис не для тех, кто разбирается и способен всё настроить себе сам. Кто-то пользуется услугами водопроводчика, а кто-то чинит свои протекающие краны и канализацию сам. Тут то же самое.

Такая пока история

Сейчас, по средней цене самого недорогого VPS хостинга, пользователь, без навыка установки и администрирования серверов, за пару минут получает простое и быстрое VPN соединение для своих насущных нужд, привязанное к его Telegram аккаунту.

Из данных его аккаунта мы можем получить только открытую информацию, которой он сам делится со всеми остальными. Это как правило либо его username, имя, фамилия (если указаны и открыты) и изображение профиля (хотя изображение профиля пользователя мы не сохраняем), его chat_id. Мы также знаем какой операционной системой он пользуется и, соответственно можно предположить на каком типе устройства он подключается (чтобы не спрашивать если возникнет необходимость). Это всё, что мы знаем о наших пользователях.

Вся информация о пользователе, которую он сам открыл нужна нам исключительно для того, чтобы быстрее и эффективнее ему помочь если возникнут проблемы. Обычно при первом обращении с какой либо проблемой, я заглядываю в профиль пользователя, смотрю какие его данные доступны и ищу его в нашей базе. Через пол минуты я уже точно знаю какие у него подписки, какие активны, когда заканчиваются, какой баланс счёта. Это помогает отвечать на запросы поддержки быстро, содержательно и эффективно на сколько это возможно, не задавая дополнительных вопросов.

Получение файла конфигурации для клиента OpenVPN занимает ровно 1 минуту = длина видео ниже.

Получение файла конфигурации для подключения к VPN через Телеграм бота.

Плюс минута на то, чтобы скачать клиент, вставить в него файл и подключиться.

Один раз в месяц пользователь получает сообщение о том, что подписка завершена и, если достаточно средств на балансе, сообщение об автоматическом продлении, либо ссылка на пополнение баланса на минимально необходимую для продления подписки сумму.

В заключении хотелось бы добавить, что данный сервис никому не навязывается, не претендует на звание луший, самый быстрый, безопасный или продвинутый. Это просто ещё один вариант, который кто-то может найти лично для себя полезным и удобным, а кто-то всегда найдёт к чему придраться и повод для недоверия и критики. Это нормально.

Спасибо пользователям, особенно тем, которые на раннем этапе оказали нам доверие, оценили сервис и оставили упоминания о нём в своих блогах, социальных сетях и ещё бог знает где, что позволило мне не выходить на Трибуну vc раз в неделю, напоминая о себе и принимая очередную порцию критики, недоверия, подозрения. Ежедневно прибывающие «сами собой» пользователи и положительные отзывы мотивировали продолжать развиваться и улучшаться.

Чтобы быть более объективным и непредвзятым. Для тех, кто любит делать сам, с детства не доверяет незнакомым дядям, но, в то же время не чувствует себя достаточно уверенно в командной строке Linux, я чуть позже создам отдельный пост с простой пошаговой инструкцией как поднять свой OpenVPN или WireGuard на хостинге vdsina. ru с блэкджеком и куртизанками, хотя тут их и так уже полно. Имеется в виду постов с инструкциями…

Всем привет и берегите себя.

33
3 комментария

А не хотите взаимовыгодное сотрудничество? ) Наш бот TelegaVPN выдает ключи для Outline VPN, но мы хотим добавить и другие протоколы. Нашему пользователю мы предлагаем выбор и если он хочет OpenVPN - мы делаем запрос вам, вы нам файл конфигурации. Оплата из России и других стран у нас настроена. А с вами мы договоримся по платежам )

2

Технически это не сложно. Наш API может отправлять вам файлы конфигурации чтобы вы дальше их передавали пользователю, но пользователю, которому просто нужно, чтобы открывалось, то, что не открывается реально пофиг какой там VPN Open, Outline или что-то ещё.
Но ваша идея интересная.

2