Как защитить маркетплейс от недобросовестных исполнителей

Не так давно один из подписчиков обратился ко мне с вопросом, что делать если заказчик и исполнитель обменяются контактами. Как обезопасить сервис от того, чтобы следующие сделки проходили именно через него, а не напрямую. Рассмотрим этот вопрос более детально.

Перейдем сразу к практическому примеру. Допустим, у вас сгорел холодильник, вы вызвали специалиста через сервис. К вам приехал мастер, починил холодильник. Вам понравился этот мастер и есть смысл обменяться телефонами, чтобы в следующий раз приехал уже проверенный человек. В таком случае необходимость в использовании сервиса в следующий раз уже отпадает. Получается, сервис свел заказчика и исполнителя, и мастер уже может оставить сервис в стороне и связываться с заказчиком без посредника. В теории можно несколько раз вызвать разных специалистов и тогда у вас уже есть телефоны на все случаи жизни. Отпадает необходимость в сервисе услуг. На самом деле эта теория не верна, и вот почему.

Как защитить маркетплейс от недобросовестных исполнителей

YouDo

Рассмотрим сервис YouDo. Исходя из вышенаписанной теории, эта платформа должна была уже давно загнуться, но она существует, причем получает хорошие раунды инвестиций в несколько миллионов долларов. На самом деле проблема недобросовестной сделки не такая серьёзная, как предполагается.

Заказчик

Допустим, клиент по каким-то причинам хочет обратиться к какому-то определенному мастеру, но не через сервис. Да, такое часто бывает, но для данного сервиса это не страшно. Допустим, у заказчика прорвало трубу, воду отключил и сидит ждет, когда к нему приедет мастер, с которым связывались до этого. Если мастер хороший, то на него есть большой спрос, следовательно, много работы и заказов. Вы с ним связываетесь и он сообщает вам о том, что сможет освободиться только через два дня, но "Вы потерпите, я обязательно приеду". Что же в данной ситуации делать? Есть вариант посидеть без воды пару дней, а есть вариант обратиться к сервису, чтобы уже сегодня к вам приехал, хоть и не проверенный вами, но водопроводчик. Все-таки хочется воду получить побыстрее, чем через два дня.

Я подвожу к тому, что YouDo работает на скорость откликов. При размещении задания откликаются только те мастера, которые готовы прямо сейчас приехать и починить. Если рассмотреть Авито, то там другая ситуация. Ты звонишь мастеру, один занят, другой трубку не берет, третий - в отпуске и так далее. В YouDo эту проблему решают. Это, по сути, тот же Авито, только с откликами, где по твоему заказу обращаются люди, которые свободны и могут тебе помочь ПРЯМО СЕЙЧАС. Помимо этого, мобильное приложение хорошо взаимодействует с сервисом, благодаря push-уведомлениям. Это позволяет ускорить процесс подбора мастеров. Получается ценность того, что к тебе приедут и починят в ближайшее время, превышает то, что к тебе приедет парень, который чинил в прошлый раз, но через два дня. Поэтому заказчику выгоднее, так как он экономит свое время и проблема быстро решается.

Исполнитель

Итак, почему чудо-мастеру не выгодно обмениваться телефонами с заказчиком? Рассмотрим на примере программиста. Программист выполняет заказ, он погрузился в задачу, но тут ему начинают постоянно названивать. Это раздражает не всех, но весьма сильно выбивает из графика. И программист уже начинает задумываться: "А может пока отложить один проект, взять другой? Или могу переключиться на еще одну задачу?" Так он подстраховывается на будущее.

То же самое можно сказать и про сантехников. Когда мастер уже выполняет свою работу, график у него уже выстроен. Ему постоянно названивают по поводу переноса даты встречи или кто-то позвонил, чтобы узнать цену. В таком случае он занимается не своей профессией, а продажами. Но он в первую очередь специалист по трубам, а не оператор колл-центра. И работать оператором, вместо того, чтобы делать свою работу, не доставляет большого удовольствия.

Получается, исполнителю выгоднее и удобнее сидеть на YouDo и откликаться на те задания, которые ему интереснее и удобнее по месту или времени. Вечером, за чашкой чая, он распланирует свой следующий день.

Упрощение продаж

Выходит, что работать по модели YouDo комфортно как для заказчика, так для исполнителя. В этом состоит ключевая фишка.

Ко мне обращаются ребята из разных сфер, кто-то хочет запустить аналог YouDo по спецтехнике, кто-то по поиску вет.врачей, кто-то хочет по всем услугам, как и в самом YouDo, но в маленьком городе, который не интересен крупным маркетплейсам. В общем, последние 2 года я вижу большой переход идей досок объявлений в идею "найти исполнителя здесь и сейчас".

Пишите в комментариях, пользуетесь ли услугами на YouDo или аналогах (Profi.Ru, Кабанчик) Как вам этот сервис?

 Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
44
3 комментария

Первый пост, где ни слова об MVP. Поздравляю!

1
Ответить

Нужно будет исправить заголовок - Как защитить mvp маркетплейса от недобросовестных исполнителей)

Ответить

важный момент - холодильники ломаются не каждый день и даже не каждый год. поэтому записывать телефон мастера по ремонту не имеет смысла.

1
Ответить