Трибуна Олег Мансуров
216

Uber для хакатонов

Или как сделать онлайн-платформу для проведения хакатонов и превратить конкурентов в клиентов

В закладки
Аудио
На платформе Actum проходит хакатон VRGame

Идея сделать платформу для проведения технологических соревнований появилась у меня четыре года назад. Как студент НИТУ МИСиС я сам неоднократно участвовал в различных научных и технологических соревнованиях, воркшопах и кейс-чемпионатах. Тогда и пришла в голову идея сделать некий сервис, крепко связывающий индустрию и образование, корпорации и молодых разработчиков.

Сначала проект реализовывался в альма-матер (это было хобби), позже уже на городском уровне, мы с коллегами организовывали различные соревнования по заказу правительства Москвы. На этом этапе нашу команду заметил «Рыбаков Фонд». Сотрудничество с Игорем Рыбаковым и Оскаром Хартманном дало нам многое. Они предложили мне возглавить программу «Преактум», в рамках которой проводились конкурсы для студентов, разыгрывались гранты. Наша небольшая команда управляла проектом с годовым бюджетом свыше 40 млн рублей и смогла построить сообщество более чем из пяти тысяч участников. Оказалось, что в России огромное количество талантов, которые ищут себе применение. Да и корпорации перестали смотреть на технологические соревнования исключительно как на образовательные инструменты. Бизнес заинтересовался хакатонами ради коммерческой выгоды. Осознав все это, мы поняли, что в границах фонда нам тесно: мы выросли из статуса организатора вузовских мероприятий, у инфраструктурного проекта появились амбиции взрослого бизнеса, на которые нужны были дополнительные ресурсы, а у меня — желание попробовать себя в роли IT-стартапера.

Наша идея заключалась в том, чтобы создать «Uber для хакатонов», онлайн площадку, на которой каждый желающий мог бы проводить свои мероприятия. Рынок под нее был практически сформирован. С одной стороны, были компании, заинтересованные в получении готовых прототипов и подборе кадров. С другой — армия разработчиков, многие из которых жили в регионах и не имели возможности показать себя. С интересом на эту историю поглядывали и инвесторы, которые испытывали недостаток интересных проектов.

Революционное начало

Я ушел из фонда и через какое-то время забрал свою команду. Официально о старте проекта было объявлено 7 ноября, в день 100-летия революции. И этот факт казался нам символичным, пожалуй, даже не столько потому, что мы выходили с революционным продуктом (и до нас были сервисы, которые отчасти автоматизировали проведение хакатонов), но потому, что нас было мало и нам предстояло «учиться, учиться и еще раз учиться». Через месяц мы зарегистрировали юрлицо, а уже в январе получили заказы на проведение офлайн-мероприятий. Первыми заказчиками стали «Внешэкономбанк» и группа компаний VRTech.

Как офлайн-бизнес «Актум» вышел на операционную прибыль уже в марте, но эти успехи не заставили нас отказаться от основной идеи — создания цифровой платформы Actum.Online. В итоге мы перестали организовывать мероприятия сами, а сосредоточились на разработке сервиса для организаторов хакатонов. В разработке были онлайн-сервисы регистрации участников, создания команд, проведения чек-пойнтов, выбора задачи, общения с экспертами, загрузки и оценки результатов, преакселерации проектов.

Еще во время написания ТЗ проекта нам стало очевидно, что собственных инвестиций не хватит (на тот момент в проект был вложен мой бонусный миллион, полученный при выходе из «Рыбаков Фонда»), поэтому мы приступили к поиску партнеров. К счастью, в создание платформы для хакатонов поверили не только мы: переговоры велись с тремя частными инвесторами и одним венчурным фондом. В итоге во время ПМЭФ был подписан контракт с Артуром Пахомовым: «Лаборатория ИПИ» решилась вложить в нашу цифровую платформу до 200 млн рублей. Это позволило закончить основные разработки, и в сентябре мы проверили наш MVP — минимально жизнеспособный продукт – в бою.

20 сентября компания Naviaddress провела первый онлайн-хакатон на платформе Actum.Online. Он длился 10 дней и включал три чек-поинта. Для решения технологических задач удалось привлечь 360 разработчиков, в финал вышли 26 решений.

Сейчас мы продолжаем дорабатывать платформу. Конечно, как и все стартапы, нас изрядно мотало в процессе разработки. Обкатывая каждый новый сервис, мы отбрасывали какие-то идеи. Например, предложение универсальной оценки проектов не устроило заказчиков хакатонов — каждый вводил свои параметры, и от нее пришлось отказаться. Также в процессе соревнований стало понятно, что команду лучше формировать заранее, а не на старте.

Однако основные трудности были связаны не с техническими вопросами. С переходом из организаторов технологических конкурсов в число сервисных компаний мы столкнулись с проблемой превращения бывших конкурентов в партнёров. На российском рынке хакатонов, который оценивается в 1,5 млрд рублей, идет нешуточная борьба, и основные игроки настороженно относятся к идеям пусть бывших, но все-таки конкурентов.

Команда Актум на КосМосХак с космонавтом героем СССР Александром Лавейкиным

По цифровому следу

В целом за полгода участниками всех наших активностей стали несколько тысяч человек, самому юному было 11 лет, самому старшему — 48 лет. Информация о каждом из них хранится на нашей платформе. Цифровой профиль, который формируется после участия в хакатонах и других соревнованиях, позволит корпорациям за короткий срок найти необходимого им специалиста с подтвержденной компетенцией или даже целую команду. Хорошие IT-специалисты сегодня в большом дефиците. За доступ к таким данным бизнес готов платить, и мы будем предлагать его клиентам платформы. Но наша практика оффлайн-соревнований показывает, что в 70% случаев корпорация ищет не технологическое решение, а потенциальных сотрудников. В этом мы видим возможности по монетизации нашего сервиса. Кроме того, мы планируем предлагать платные сервисы и для участников платформы, в том числе партнёрские образовательные программы.

Три задачи мы решаем бесплатно. Во-первых, даем возможность попробовать свои силы и весело провести время. Знали бы заказчики, сколько молодых людей ходит на хакатоны развлечься и дать мозгу пищу! Во-вторых, создаем условия для получения новых знаний и общения с экспертами. Наконец, предоставляем шанс проявить себя и получить приглашение на работу или в проект.

А платными сервисами будут оценка профессиональных компетенций, soft skills и их «прокачка». Таким образом, платформа может аккумулировать курсы онлайн-обучения и тренинги. Вот еще один способ монетизации, на которую мы рассчитываем в будущем.

Другой потенциальный источник доходов — работа с лучшими решениями, найденными в рамках хакатонов. Мы готовы действовать как преакселератор, то есть двигать проект до preseed-стадии, где их подхватят акселераторы и инвесторы, и в случае успеха получать свои бонусы.

Сейчас мы прощупываем рынок, и если наши гипотезы подтвердятся, начнем масштабирование в России и за границей. Теперь у платформы появилась англоязычная версия, которая проходит закрытое тестирование. Мы ведем переговоры по «европеизации» платформы Actum.Online с одним из партнеров в Финляндии. Кроме того, мы нашли партнера, который поможет нам работать и на китайском рынке. Сегодня в Поднебесной потребность в цифровых сервисах выше, чем в России.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Олег Мансуров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 27, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 52518, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 05 Dec 2018 15:45:09 +0300" }
{ "id": 52518, "author_id": 179160, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/52518\/get","add":"\/comments\/52518\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/52518"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116, "possessions": [] }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

0

Привет, расскажи про затраты на MVP? Сколько вышла реализация софта, а сколько потратили на маркетинг? Ну, и осталось ли что-то от 200 млн? :)

Ещё, как я понял из статьи у вас сам хакатон проходит онлайн, верно? Т.е. все участники через видеопоток общаются друг с другом.

Ответить
0

Привет! К сожалению (или к счастью) пока что не можем раскрывать финансовую информацию о проекте, но инвестиции еще есть и работа над платформой продолжается, скоро выкатим новый функционал :)
Верно, мы можем проводить как онлайн хакатоны, так и предоставлять полезный функционал для оффлайн. Участники сейчас общаются либо на платформе, через сообщения, либо через сторонние месенджеры. Сейчас решаем вопрос упрощения коммуникации.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }