Как я делал SportTech SAAS стартап из таблички в Excel и что из этого получилось

Спойлер, SAAS пока выглядит как MVP в первой его версии, нет миллионных контрактов, оборотов и горящих в прямом смысле серверов. Просто небольшая идея, которая обросла чуть большим смыслом, чем решение локальной проблемы. Не коротко, но по делу делюсь цифрами и опытом, что получилось, а что нет.

Пример креативов для рекламы
Пример креативов для рекламы

Идея

Привет, меня зовут Владимир, так получилось, что у меня было свободное время, хобби, любовь и желание поделать что-то руками, так появился Run_Coach_Bot.

Кратко, это Telegram бот (да-да, снова бот), который составит индивидуальный тренировочный план для подготовки к марафону, полумарафону или забегу на 10 километров.

Какую проблему решал?

Как я делал SportTech SAAS стартап из таблички в Excel и что из этого получилось

На фото я завершил свой очередной марафон в Таллине, поскольку это уже не первый старт я, в целом, знаю, как нужно строить подготовку, делал я это, обычно, в excel, примерно как на скриншоте ниже. Если совсем кратко, то программу подготовки можно разделить на 3 этапа: это база, основная часть с тренировками на максимальный объем, интенсивность, ПАНО, и подводка к старту, обычно за 2-3 недели.

Пример плана подготовки 
Пример плана подготовки 

Вот эти знания, а также примеры конкретных тренировок я решил немного автоматизировать, чтобы в тренировках делать по правилам Парето те 20% усилий, которые дадут эффект, ну вы поняли.

Готовые решения есть на рынке, например, Runkeeper от Asics, Garmin training или Strava и я, конечно, все их пробовал. Основное их неудобство в том, что они типовые, ориентированные на 10-16 недель подготовки.

Текущая статья не про конкурентные преимущества (про них расскажу в конце) или борьбу с гигантами, такими как Strava. Конечно, наличие рынка это хорошая опция превратить небольшую поделку в работающий бизнес с подтвержденным спросом, хотя популярность бега на длинные дистанции не секрет. Так сформировалось видение продукта, который может быть полезен не только мне.

Продукт

Что у меня было на старте для начала работы:

  • сырые таблицы с планами тренировок на разные дистанции
  • понимание продуктовой разработки
  • умение писать внятные спецификации для разработчиков
  • свободное время
  • немного лени

Поскольку я решал собственную проблему, то отказался от мобильного приложения и остановился на боте в Telegram, меня это устраивало, было дешево и быстро, а главное, бот делал ровно то, что мне нужно - присылал с утра план тренировки на сегодня.

Дедлайн поставил себе несколько недель для выпуска в прод. первой версии чего-то работающего.

Основные фичи:

  • Отправка тренировочного плана на сегодня в зависимости от выбранной дистанции и уровня подготовленности
  • Поддержка метрических систем в милях (рынок США) и километрах
  • Оптимизация программы тренировки в зависимости от выбранной даты старта (при наличии)
  • Подготовка к конкретному старту (конкретная дата) или базовый режим 10-16 недель
  • Прогресс подготовки и % выполнения плана

Бюджет на разработку получился совсем небольшой за счет того, что я почти все делал сам, есть отраслевая экспертиза, а также я зарезал все ненужные на данном этапе идеи. Да, контент и интерфейс бота только на английском, локализация была одной из необязательных фичей.

Монетизации на этом этапе осознанно нет, бот полностью бесплатный, задача максимально быстро сделать MVP, посмотреть на цифры в динамике и поработать с обратной связью.

Команда

Команды на данный момент нет, делаю все сам, к разработке бота привлек сотрудника на фрилансе по моему ТЗ.

Если интересна тема спорта, есть экспертиза в маркетинге или есть что обсудить по теме - welcome в Telegram или Linkedin

Каналы продвижения

Тут начинается самое интересное, напомню, исходная идея была в решении собственной задачи с автоматизацией планов подготовки, но включилось продуктовое мышление, чтобы из простой идеи получить осознанный результат с конверсией и, желательно, в деньги.

Поскольку ориентировался я на международный рынок, то уже на этапе разработки начал тестировать рекламные каналы, чтобы посчитать стоимость лида и прикинуть, как далее получить профит в юнит экономике.

Где проверял:

  • Google Adwords
  • Twitter
  • Fb
  • Reddit
  • Quora
  • Telegram (комьюнити про бег)
  • Telegram Ads

Примеры креативов

Очевидно, что для продвижения Telegram бота самым качественным каналом оказался сам Telegram, а конкретно комьюнити про бег. До рекламной платформы Telegram Ads не добрался по причине высокого порога входа по бюджету. Остальные площадки я тестировал только для того, чтобы потом была точка отсчета по стоимости лида, чтобы прогнозировать маркетинговый бюджет на масштабирование и понимать какие каналы как конвертят.

Например, я изначально делал ставку на Reddit, который оказался с самой высокой стоимостью CPL. В моем примере получилось около 100$, позже я понял, что в комьюнити высокий уровень недоверия ко всякого рода ссылкам.

Подводные камни:

  • В русскоязычном сегменте большое количество групп и каналов с хорошим откликом, к сожалению, я не смог найти крупные англоязычные Telegram - комьюнити про бег (если у кого то есть примеры, напишите, пожалуйста, в комментариях)
  • Google Ads, Twitter и другие запрещенные рекламные площадки не дают рекламировать ссылки на Telegram ботов напрямую, а также используя трекинговые ссылки. В моем случае даже аккаунты заблокировали, хотя формально я ничего не нарушал. Для данных тестов я сделал посадочную страницу и лил трафик на нее, поэтому стоимость лида получилась большой, иногда даже слишком.
Пример первой статистики по закупке
Пример первой статистики по закупке

Лендинг собрал за несколько часов на Webflow, чтобы тестировать трафик

скрин главной страницы лендинга
скрин главной страницы лендинга

Вишенкой кампании должен был стать лонч на Product Hunt, получилось не плохо, хотя, конечно, для продвижения бота это не самый хороший формат, целевых лидов собрал в районе 30.

Всего на рекламу выделил бюджет x3 к разработке, цель была получить 500+ уникальных пользователей, чтобы получить данные по retention и обратную связь для того, чтобы планировать следующие шаги.

Что по цифрам?

Для базовой аналитики ничего сложного не придумывал, простой экспорт сырых данных в csv. и админка на django.

Далее все скрины будут обезличенные с обзором ЦА.

  • Retention измеряю по кол-ву активных пользователей, которые получают уведомления с планом от бота и сейчас это 48%.
  • Стоимость лида я научился получать меньше чем за доллар с платных каналов (даже с учетом того, что лил через прелендинг на телеграм)

Что дальше?

Рынок SportTech я оцениваю достаточно интересным, индустрию двигают крупные игроки, такие как Strava или Garmin и общий адресный рынок (TAM) это десятки миллионов бегунов по всему миру. Один только марафон в Нью-Йорке бегут ежегодно 50к+ человек.

Что касается продукта и следующих шагов:

  • Основной проблемой сейчас является отсутствие обратной связи от трекеров для получения план / факт отчета о подготовке, для этого обязательно должны быть интеграции с трекерами активности и/или Strava
  • Web версия, в которой можно учесть полученный от пользователей бота фидбэк, а также предоставить наглядную аналитику по подготовке
  • Монетизация, работающая по подписке с расчетом Unit экономики на основании моих экспериментов по CAC
  • Ключевым конкурентным преимуществом должен стать AI алгоритм, учитывающий в подготовке такие факторы как: Погода, Общее физическое и эмоциональное состояние, Время суток выполнения тренировки, и многое другое.

Все эти переменные позволят строить прогноз результатов на основании динамических данных, которые происходят со спортсменом в любой день.

Полезные ссылки:

Как вам, вообще, заходит такой формат статей?
Интересно
Надоело читать про ботов, всем на завод
Не читал, перешел сразу к комментариям
33
5 комментариев

Это очень похвально, что вы так успешно боретесь с ленью, что бегаете марафоны и еще и пилите свой продукт)) Да и в целом тема SportTech меня цепляет, хоть к марафонам и не стремлюсь.

По информации в статье у меня возникли следующие вопросы. В итоге задача 500+ уникальных юзеров выполнена? Retention 48% это какого дня или какого по счету уведомления? Хотя даже если юзеров мало, то учитывая, что лидов «научился получать меньше чем за доллар», я так понимаю, найти юзеров не так уж и сложно? Хотя встаёт вопрос ёмкости таких каналов, ведь да?

То есть полагаем, что продукт имеет юзеров, которые получают уведомления и бегают, а также юзеров, которые получают уведомления, но не бегают (что может даже полезнее) — разве задачей номер 1 не является обратная связь от них? А далее уже решать с чем интегрироваться и какие фичи пилить.

Тем более «...к сожалению, я не смог найти крупные англоязычные Telegram - комьюнити про бег...». Это тоже как бы намекает на идею, разве нет? Вообще, Телеграм с точки зрения сообществ всё-таки довольно русский мессенджер, но привлекая через свой продукт, как мне кажется, у вас гипотетически может получиться создать своё сообщество, а это и обратная связь, и тестировщики, и вовлекающие в продукт друзей пользователи. Также с точки зрения иностранной аудитории, наверное, следует подумать над более привычными для них каналами — например, боты в запрещенных соцсетях или WhatsApp, или даже мини-апп Wechat.

В общем и целом — удачи!

2

спасибо за подробный комментарий, по вопросам:
- сейчас в р-не 300 пользователей, надеялся этой статьей добить таргет ),
- retention смотрю по пользователям, которые получили уведомление в конкретный день, таким образом выгружая стату каждый день получил среднее.
- емкость каналов можно чуть позже считать, как мне кажется, сейчас в этом особо проблемы нет, чтобы ее решать.
- получить фидбэк от первых пользователей это как раз то, зачем делается MVP без монетизации, фичи сейчас точно не нужны.
Уверен локальные комьюнити есть и много, поиск в tg по каналам не очень. В одном только reddit группа "running" насчитывает 2.2 млн.

1

Спасибо, что делитесь опытом - у вас продуктовый подход к задачам 🙂

Мы делаем на ту же тематику сервис, только по подбору менторов, в том числе для бега) https://mera.fit

спасибо, менторинг и коучинг это другая модель. Интересно как вы стратегию продвижения строите тк я, преимущественно, вижу что люди стремятся примкнуть к клубам и совершенствоваться уже там.